О назначении денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление лицу - ликвидатору аварии на ЧАЭС



Дело 2-807/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации (России)

Жирновский районный суд Волгоградской области

В составе председательствующего судьи Кучеровой Л.П.

Единолично

При секретаре Рожковой О.В.

С участием истца Братков В.Н.

Представителя Территориального Управления по Жирновскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области Молчановой Н.Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании «24» ноября 2010 года в городе Жирновске

дело по исковому заявлению Браткова В.Н. к Территориальному Управлению по Жирновскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области о перерасчете размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Братков В.Н. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что он является участником ликвидации аварии на ЧАЭС.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС гарантированно:

« 22) обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50% их стоимости (первая ред. ФЗ от 15.05.91 г. № 1244-1)».

С 24.11.95 года указанный выше пакет продовольственных товаров в натуральном виде был заменен денежным эквивалентом, компенсировавшим 50% его стоимости:

« 22) ежемесячная выплата им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (в ред. ФЗ от 24.11.95г. № 179-ФЗ)»

На 01.01.97 МРОТ - 83,49 руб. ( ФЗ от 09.01.97г. № 6-ФЗ) 83 руб. 49 коп.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим постановлением от 5 апреля 2005 г. постановил: «Суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера труда с 1июля 2000г. равного 1,581, а с 1 января 2001 г. с учётом коэффициента равного 1,515. Далее денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров должна быть проиндексирована по Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005г. № 326 и по Постановлению Правительства РФ № 246 от 25 апреля 2006 года. Таким образом, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, которую он получал по решению Нижневартовского суда с учетом индексации ежемесячных компенсаций и иных выплат составляла 1131,79 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью за 2009 г. с учетом индексации по Постановлению Правительства РФ от 07.07.2009 года №545 составляла 1468 руб. 17 коп.

При его переезде на постоянное место жительства в Жирновский район ответчик отказывается производить ему выплаты, в размерах указанных выше и установил для него размер денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 394 руб. и размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за 2010 г. в сумме 592 руб.

Считает, что назначение ему размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и размера ежегодной компенсации за вред здоровью ниже, чем он получал ранее по решению Нижневартовского районного суда ухудшает его положение.

Учитывая изложенное просит суд обязать Териториальное Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области по Жирновскому району за счет целевых средств, выделяемых из Федерального бюджета, назначить ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежемесячно начиная с 1 октября 2010 года в размере 1015 руб. 17 коп с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией, ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, ежегодно, начиная с 1 января 2011 года в размере 1522 руб. 79 коп с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией.

В судебном заседании истец Братков В.Н. требования, указанные в заявлении уточнил, просит суд обязать Териториальное Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области по Жирновскому району назначить ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежемесячно начиная с 1 октября 2010 года в сумме 1131 руб. 79 коп с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией, ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, ежегодно, начиная с 1 января 2011 года в размере 1697 руб. 61 коп с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией.

Представитель территориального Управления по Жирновскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области Молчанова Н.Ф. с исковым заявлением Браткова В.Н. согласна, суду показала, что новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года М 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 базового закона в редакции от 12 февраля 2001 года).

Тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер.

Впоследствии постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246, от 21 марта 2007 г. N 171, 21.12.2007г. №914, от 17.03.2008г. №181, от 03.09.2008г. №655, от 24.12.2008г. №992, от 07.07.2009г. №545 и от 16.12.2009г. №1024 утверждены Правила индексации в 2004 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального

законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Как указывалось выше, после введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральными законами о бюджете на 2005 - 2010 годы.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне и оснований для индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из индексов роста МРОТ с 01.07.2000г. - 1,581 и с 01.01.2001г. - 1,515, далее по индексу роста величины прожиточного минимума по Волгоградской области с 01.01.2002г. в 1,27 раза и далее по индексам инфляции не имеется.

В то же время истец требует сохранить сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, установленные решением Нижневартовского городского суда от 09.12.2008г., которым удовлетворен иск к органу социальной защиты Нижневартовска и установлена индексация указанных сумм исходя из индексов роста МРОТ с 01.07.2000г. - 1,581 и с 01.01.2001г. -1,515, далее по индексам роста величины прожиточного для их района проживания с 01.01.2002г. и далее с 01.01.2005г. по индексам инфляции.

Считает, что в данном случае, учитывая принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено и, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления.

В соответствии с пунктом 2 ст.61 ГПК РФ «обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица».

Поскольку орган соцзащиты по новому месту жительства истца реализует функции по предоставлению мер социальной поддержки, гарантированных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", также как и орган социальной защиты населения по прежнему месту жительства истца, то в целях не снижения ранее установленных размеров указанных компенсаций считаем возможным возложить на ТУ по Жирновскому району УСЗН АВО обязанности по назначению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.10.2010 г. в сумме 1131 руб. 79 коп. и ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 1697 руб. 61 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление Браткова В.Н. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст.ст. 3, 5, 13, 14, 39 Федерального закона России «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции от 05 декабря 2006 г.) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, которым государством гарантируется предоставление установленных настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС. Гражданам, указанным в п.п. 1, 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируется, в том числе, ежемесячная выплата им денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (компенсация на продтовары) и ежегодной компенсации за вред здоровью (компенсация на оздоровление). Данные компенсации подлежат защите от инфляции в полном размере.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П в объем возмещенного вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, входят ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 ст.61 ГПК РФ «обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица».

Судом установлено, что истец является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением Браткова В.Н. серии Р <данные изъяты> выданным департаментом социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа.

Браткову В.Н. ответчиком назначены ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 394 руб. с ДД.ММ.ГГГГ, а также ежегодная денежная компенсация на оздоровление за 2010 г. в сумме 592 руб. 27 коп.

Согласно решению Нижневартовского городского суда от 09.12.2008 г.,которым удовлетворен иск к органу социальной защиты Нижневартовска и установлена индексация указанных сумм исходя из индексов роста МРОТ с 01.07.2000г. - 1,581 и с 01.01.2001г. -1,515, далее по индексам роста величины прожиточного для их района проживания с 01.01.2002 г. и далее с 01.01.2005 г. по индексам инфляции.

Департаментом труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Браткову В.Н. в соответствии с вышеуказанным решением Нижневартовского суда с учетом индексации ежемесячных компенсаций и иных выплат выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров размер которой составлял 1131,79 коп. и ежегодная компенсация за вред здоровью за 2009 г. с учетом индексации по Постановлению Правительства РФ от 07.07.2009 года №545 в размере 1468 руб. 17 коп., что подтверждается уведомлением начальника отдела по приему и обслуживанию населения Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.07.2010 г.

При его переезде на постоянное место жительства в Жирновский район ответчик отказывается производить ему выплаты, установленные решением Нижневартовского районного суда, и назначив ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 394 руб. и ежегодную компенсацию за вред здоровью за 2010 г. в размере 592 руб., что подтверждается справкой представленной ТУ УСЗН по Жирновскому району №4190 от 29.10.2010 года.

Таким образом, для реализации Братковым прав на получение мер социальной поддержки, гарантированных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по новому месту жительства истца, суд считает необходимым обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью за 2010 г. в размере не меньшем, чем он получал ранее, по прежнему месту жительства, поскольку в противном случае, установление ему иного размера данных выплат ( в сумме 394 руб.- компенсация на приобретение продовольственных товаров, и 592 руб. - ежегодная компенсация за вред здоровью за 2010 г.) значительно ухудшают положение Браткова В.Н., по сравнению с таким же участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, который не менял места жительства, что является недопустимым.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что требования Браткова В.Н. к Территориальному Управлению по Жирновскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области о перерасчете размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд учитывает, что иск предъявлен к бюджетной организации, и считает возможным снизить размер госпошлины, подлежащей уплате ответчиком в доход государства до 0 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Браткова В.Н. к Территориальному Управлению по Жирновскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области о перерасчете размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью удовлетворить в полном объеме.

Обязать территориальное Управление по Жирновскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области установить Браткову В.Н. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 1 октября 2010 года в сумме 1131 руб. 79 коп. ежемесячно, с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией.

Обязать территориальное Управление по Жирновскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области установить Браткову В.Н. ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1697 руб. 61 коп с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерацией.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд.

Судья: Кучерова Л.П.