Решение по делу по иску прокурора об устранении нарушений законодательства об отходах производства



Дело №2-24/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жирновский районный суд Волгоградской области

В составе: председательствующего судьи Кучеровой Л.П.

Единолично

С участием прокурора старшего помощника прокурора Жирновского района Ширяева Н.В.

представителя ответчика Л.

представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Ш.

При секретаре Рожковой О.В.

рассмотрев «22» декабря 2010 года в городе Жирновске Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Л.» о понуждении к исполнению требований законодательства об отходах производства и потребления

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой Жирновского района совместно с государственным инспектором Волгоградской области по охране природы проведена проверка соблюдения МУП «Л.», расположенного по адресу: <адрес> требований законодательства об отходах производства и потрбления, в связи с чем установлено следующее.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Как установлено ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Как установлено ч.ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

В ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Л.» осуществляет деятельность по теплоснабжению, водоснабжению предприятий, организаций и населения <данные изъяты>, водоотведению, эксплуатации муниципального жилого фонда, производству общестроительных работ по ремонту автомобильных дорог и санитарно-технические работы.

Для осуществления деятельности МУП «Л.» осуществляет эксплуатацию зданий и сооружений - административное здание, здания гаражей (3 ед.), здание нежилое (подсобка), здание котельной №1, здание котельной №2, здание котельной №3, водозабор и здание 1 подъема, здание водоочистных сооружений, здание канализационно-насосной станции (КНС), здание склада для пиломатериалов, здание склада для материалов, здание столярного цеха, здание бани; автотранспортных средств и спецтехники (14 ед.) - автомобили ГАЗ-5319, ГАЗ-3307, ГАЗ-3507, ГАЗ-53 (2 ед.), ГАЗ-5302, ГАЗ-330900, ВАЗ-21053, тракторы ВТЗ-2032А, ДТ-75, Т-150 (2 ед.), ЮМЗ-6АВ (экскаватор, 2 ед.).

МУП «Л.» осуществляет вывоз твердых бытовых отходов (отходы из жилищ несортированные) от многоквартирных домов, частных домовладений, предприятий и организаций. Собранные отходы вывозятся и размещаются в соответствии с договором с МУ «Благоустройство г.Жирновск» на полигоне твердых бытовых отходов МУ «Благоустройство г.Жирновск» (договоры с МУ «Благоустройство г.Жирновск» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно сведениям представленным МУ «Благоустройство г.Жирновск» объем отходов вывезенных и размещенных МУП «Л.» на полигоне ТБО составил: 1 квартал 2009 г. - 468 куб.м., 2 квартал 2009 г. - 468 куб.м., 3 квартал 2009 г. - 468 куб.м., 4 квартал 2009 г. - 468 куб.м., 1 квартал 2010 г. - 468 куб.м., 2 квартал 2010 г. - 468 куб.м., 3 квартал 2010 г. - 468 куб.м.

Кроме того МУП «Л.» осуществляет вывоз жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых стоков) от многоквартирных домов, частных домовладений, предприятий и организаций. Согласно представленной МУП «Л.» информации объем собранных и вывезенных МУП «Л.» жидких бытовых отходов составил: в 1 квартале 2010 г. - 1574 куб.м., во 2 квартале 2010 г. - 1406 куб.м., в 3 квартале 2010 г. - 1352 куб.м. Собранные жидкие бытовые отходы вывозятся эксплуатируемыми транспортными средствами (Т-150, цистерна) и сбрасываются на рельеф местности на почву на земельный участок, расположенный в 3 км севернее <адрес>, в 100 м западнее автомобильной дороги <данные изъяты>.

В результате осуществления МУП «Л.» деятельности образуются (в соответствии с кодом федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утв. приказом МПР РФ от 2.12.2002 г. № 786): отходы I класса опасности: ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код по ФККО 3533010013011); отходы III класса опасности: аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные, со слитым электролитом (код по ФККО 9211010213013), остатки этиленгликоля, потерявшего потребительские свойства (код по ФККО 5530040102073), масла моторные отработанные (код по ФККО 5410020102033), масла трансмиссионные отработанные (код по ФККО 5410020602033), масла гидравлические отработанные (код по ФККО 5410021302033), лом и отходы цветных металлов (код по ФККО 3530000000000), шлам нефти и нефтепродуктов (код по ФККО 5460000000000); отходы IV класса опасности: песок, загрязненный маслами (код по ФККО 3140230301034), обтирочный материал, загрязненный маслами (код по ФККО 5490270101034), покрышки отработанные (код по ФККО 5750020213004) камеры пневматические отработанные (код по ФККО 5750020113004), отходы бумаги и картона (фильтры воздушные отработанные автомобильные) (код по ФККО 1870000000000), лом и отходы черных металлов (фильтры автомобильные, загрязненные нефтепродуктами) (код по ФККО 3510000000000), отходы резины (резина армированная) (код по ФККО 5750000000000), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (код по ФККО 9510000000000), отходы водоэксплуатации (код по ФККО 9490000000000), текстиль загрязненный (спецодежда изношенная, загрязненная нефтепродуктами) (код по ФККО 5820000000000), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код по ФККО 9120000000000), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 9120040001004); отходы V класса опасности: электрические лампы накаливания отработанные и брак (код по ФККО 9231010001995), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005), лом черных металлов несортированный (код по ФККО 3513010001995), тормозные колодки отработанные (код по ФККО 3515050001995), свечи зажигания автомобильные (код по ФККО 3510010101995).

Накопление образующихся твердых отходов IV-V классов опасности осуществляется в металлический контейнер (объемом 0,2 куб.м.) расположенный у здания гаражей на территории предприятия, с последующим вывозом отходов на полигон ТБО.

Накопление образующихся отработанных масел осуществляется в металлические емкости (объемом 0,2 куб.м.), расположенные у здания гаражей на территории предприятия, в целях их дальнейшего использования.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ч.ч.2, 3 ст.14, ч.ч.1, 2 ст. 15, ч.2 ст.18, ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», МУП «Л.» не составлены паспорта на отходы I, III, IV классов опасности, образующиеся в результате деятельности, отсутствуют лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную сертификатом на право работы с отходами I-IV классов опасности, отсутствуют лимиты на размещение отходов, образующихся в результате деятельности, а также отсутствуют документы, свидетельствующие о ведении учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещённых, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

Более того, в нарушение ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1, ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» собранные МУП «Л.» жидкие бытовые отходы вывозятся эксплуатируемыми транспортными средствами (Т-150, цистерна) и сбрасываются на рельеф местности на почву на земельный участок, расположенный в 3 км севернее р.п.<адрес> в 100 м западнее автомобильной дороги <данные изъяты>.

Между тем, в нарушение ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование (вывоз) МУП «Л.» собранных твердых бытовых отходов (отходы из жилищ несортированные, код по ФККО 9110010001004), жидких бытовых отходов (хозяйственно-бытовых стоков, код по ФККО 9510000000000) осуществляется при отсутствии паспортов на отходы IV класса опасности.

На основании изложенного, просил суд обязать МУП «Л.», исполнить требования федерального законодательства - в течение 2-х месяцев после вступления решения суда в законную силу:

- составить паспорта на отходы I, III, IV классов опасности, образующихся в результате деятельности МУП «Л.»;

- профессионально подготовить лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности МУП «Л.»;

- обеспечить ведение документов, подтверждающих ведение учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещённых, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов МУП «Л.»;

В судебном заседании помощник прокурора Жирновского района Ширяев Н.В. исковые требования уточнил, просит суд устранить вышеуказанные нарушения законодательства РФ в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - МУП «Л.» Л. с уточненными исковыми требованиями прокурора полностью согласна, о чем представила соответствующее заявление.

Представитель третьего лица на стороне ответчика не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Л. городского поселения Жирновского района Волгоградской области Ш. с уточненными исковыми требованиями прокурора согласен в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

По нормам ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании ч. 4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При таких обстоятельствах, поскольку ответчик иск признал, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме. Срок для исполнения требований прокурора суд считает разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина.

Согласно ст. 333.20 п.2 НКРФ, учитывая то, что иск предъявлен к муниципальному унитарному предприятию, денежные средства которого имеют строгое целевое назначение, суд считает возможным уменьшить размер, подлежащей уплате государственной пошлины до 0 руб.

Руководствуясь ст.ст. 39, 68, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Л.» о понуждении к исполнению требований законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить.

Обязать МУП «Л.» в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу : составить паспорта на отходы I, III, IV классов опасности, образующихся в результате деятельности МУП «Л.»;

- профессионально подготовить лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности МУП «Л.»;

- обеспечить ведение документов, подтверждающих ведение учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещённых, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов МУП «Л.»;

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Жирновский районный суд.

Судья: Л.П.Кучерова

Копия верна: судья Л.П.Кучерова