Дело №2-344/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Жирновский районный суд Волгоградской области
В составе: председательствующего судьи Кучеровой Л.П.
Единолично
С участием старшего помощника прокурора Жирновского района Ширяева Н.В.
При секретаре Рожковой О.В.
С участием представителя ответчика - администрации Новинского сельского поселения Жирновского муниципального района Кин В.В.
рассмотрев «6» мая 2011 года в городе Жирновске Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новинского сельского поселения Жирновского муниципального района о понуждении к исполнению требований законодательства о противопожарной безопасности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что с 14 по 15 апреля 2011 г. прокуратурой Жирновского района совместно с инспектором ОГПН Жирновского района Крюковым Д.И. проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Новинского сельского поселения Жирновского муниципального района, находящейся по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, с.Новинка, ул. Молодежная, 6, которой установлено следующее.
В силу ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, обязательных для исполнения.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, каждому гражданину РФ гарантируется право на защиту его жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Согласно п. 2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), организации и их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, проведенной проверкой выявлен ряд нарушений противопожарной безопасности.
Согласно п. 13 ППБ 01-03, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Между тем, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны присутствуют не во всех помещениях администрации муниципального образования, гаража администрации.
В соответствии с п. 16 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
Однако, как установлено проведенной проверкой, на видных местах администрации муниципального образования не вывешен план (схема) эвакуации людей в случае пожара, к схематическому плану эвакуации людей при пожаре не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Кроме того, не предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Согласно п. 36 ППБ 01-03, нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что чердачные помещения здания администрации муниципального образования огнезащитным составом не обработаны.
Как установлено п. 40 ППБ 01-03, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается в том числе устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что в кабинете ведущего специалиста, помещениях почты и ЖКХБ в оконных проемах установлены глухие решетки.
Согласно п. 42 ППБ 01-03, в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.
Однако, как установлено проверкой, помещение администрации муниципального образования второго эвакуационного выхода не имеет.
В соответствии с п. 47 ППБ 01-03, использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой. Периодичность сбора использованных обтирочных материалов должна исключать их накопление на рабочих местах. По окончании рабочей смены содержимое указанных контейнеров должно удаляться за пределы зданий.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что использованные обтирочные материалы в помещении гаража администрации муниципального образования в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой не собираются, накапливаются в гараже администрации.
Согласно п. 48 ППБ 01-03, спецодежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах.
Однако, как установлено проверкой, в помещении гаража администрации муниципального образования одежда в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных местах, не хранится.
В силу п. 57 ППБ 01-03, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Между тем, распределительные щиты, расположенные в коридоре около кабинета главы администрации муниципального образования и около библиотеки запорного устройства не имеют; распределительная коробка, расположенная в том же месте, не имеет крышки. Более того, в здании администрации муниципального образования замеры сопротивления изоляции электропроводки не проведены.
Согласно п. 108 ППБ 01-03, помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Однако, проведенной проверкой установлено, что помещения администрации, гаража администрации муниципального образования первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 к ППБ 01-03 не обеспечены.
Пунктом 1.1. «Норм Пожарной Безопасности» от 31.07.1997 г. №160-97 установлено, что применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения к местам расположения первичных средств пожаротушения, в помещениях администрации муниципального образования отсутствуют.
В соответствии с п.4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Следует также отметить, что установка автоматических установок (систем) пожаротушения осуществляется согласно п.3 ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования".
Однако, администрация муниципального образования автоматической пожарной сигнализацией не оборудована.
Проведенной проверкой вскрыты факты нарушения пожарной безопасности территории муниципального образования.
Так, согласно п. 21 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что территории населенных пунктов Новинского сельского поселения - с.Новинка, с.Пограничное, п.Мирный в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, от горючих материалов не очищены.
В соответствии с п. 27 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что территории населенных пунктов Новинского сельского поселения - с.Новинка, с.Пограничное, п.Мирный наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, не имеют.
Как установлено п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что у искусственного водоема на территории муниципального образования, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.
Согласно п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Однако, как установлено проверкой, естественные водоисточники - озеро «Шанхай» и пруд «Глубокий», расположенные около с.Новинка, пруд «Скважина», расположенный около с.Пограничное, пруд «Центральный», расположенный около п. Мирный, не имеет подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу п. 95 ППБ 01-03, водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.
Между тем, проверкой установлено, что водонапорная башня, расположенная около с.Новинка, с.Пограничное, п.Мирный, для отбора воды пожарной техникой в любое время года не приспособлена.
На основании изложенного, просит суд обязать главу администрации Новинского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Новинского сельского поселения, администрации муниципального образования согласно акту проверки от 15.04.2011 г.
В судебном заседании помощник прокурора Жирновского района Ширяев Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Новинского сельского поселения Жирновского муниципального района Кин В.В. с исковыми требованиями прокурора полностью согласен, о чем представил суду соответствующее заявление.
Представитель третьего лица инспектор Жирновского ОНД УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Крюков Д.И. в судебное заседание не явился, представил суду заявление в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском прокурора согласен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
По нормам ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании ч. 4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку представитель ответчика иск признал, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы сторон, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина.
В силу ч.2 ст. 333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Учитывая, что денежные средства администрации Новинского сельского поселения Жирновского муниципального района имеют строгое целевое назначение, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 0 руб.
Руководствуясь ст.ст. 39, 68, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Жирновского района Волгоградской области удовлетворить.
Обязать главу администрации Новинского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Новинского сельского поселения, администрации муниципального образования согласно акту проверки от 15.04.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Жирновский районный суд.
Судья Л.П.Кучерова
Копия верна: судья Л.П.Кучерова