Дело №2-411/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Жирновский районный суд Волгоградской области В составе: председательствующего судьи Кучеровой Л.П. Единолично С участием помощника прокурора Жирновского района Селюка Д.В. При секретаре Рожковой О.В. С участием представителя ответчика - главы администрации Верхнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района Представителя третьего лица - Жирновского ОНД УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области инспектора Крюкова Д.И. рассмотрев «7» июня 2011 года в городе Жирновске Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района о понуждении к исполнению требований законодательства о противопожарной безопасности У С Т А Н О В И Л: Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности администрации Верхнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района, в ходе которой установлено следующее. В силу ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, обязательных для исполнения. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, каждому гражданину РФ гарантируется право на защиту его жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Согласно п. 2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), организации и их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1 ППБ 01-03, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. По требованиям п. 11 ППБ 01-03 и в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Между тем, проведенной проверкой выявлен ряд нарушений противопожарной безопасности. В соответствии с п. 7 ППБ 01-03, все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем. Однако проведенной проверкой установлено, что работники администрации муниципального образования допущены к работе без прохождения противопожарного инструктажа Согласно п. 13 ППБ 01-03, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Между тем, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны присутствуют не во всех помещениях администрации муниципального образования, гаража администрации. В соответствии с п. 16 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Однако, как установлено проведенной проверкой, план эвакуации людей на случай пожара не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2002. Более того, в здании администрации муниципального образования система (установка) людей о пожаре не предусмотрена. Согласно п. 36 ППБ 01-03, нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что чердачные помещения здания администрации муниципального образования огнезащитным составом не обработаны. Как установлено п. 40 ППБ 01-03, в зданиях, сооружениях организаций (за Между тем, проведенной проверкой установлено, что в помещениях ведущего специалиста администрации в оконных проемах установлены глухие решетки. В силу п. 57 ППБ 01-03, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Между тем, электропроводка в здании смонтирована по горючему основанию. Более того, в здании администрации замеры сопротивления изоляции электропроводки не проведены. Пунктом 1.1. «Норм Пожарной Безопасности» от 31.07.1997 г. №160-97 установлено, что применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Между тем, проведенной проверкой установлено, что знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения к местам расположения первичных средств пожаротушения, в помещениях администрации муниципального образования отсутствуют. В соответствии с п.4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Следует также отметить, что установка автоматических установок (систем) пожаротушения осуществляется согласно п.3 ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Однако, администрация муниципального образования автоматической пожарной сигнализацией не оборудована. Проведенной проверкой вскрыты факты нарушения пожарной безопасности территории муниципального образования. Так, согласно п. 21 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Между тем, проведенной проверкой установлено, что территория Верхнедобринского сельского поселения, с. Вишневое в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, от горючих материалов не очищена. В соответствии с п. 27 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что территория Верхнедобринского сельского поселения наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, не имеет. Как установлено п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Между тем, проведенной проверкой установлено, что у искусственного водоема на территории муниципального образования, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. Согласно п. 94-ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Однако, как установлено проверкой, естественные водоисточники расположенные на территории муниципального образования, не имеют подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Стоит отметить, что распоряжением главы администрации Волгоградской области от 30.03.2011 № 268-р установлен перечень мер, направленных на усиление пожарной безопасности в весеннее-летний период 2011 г., указаны конкретные мероприятия. Однако должных мер направленных на обеспечение противопожарной безопасности администрации. (Верхнедобринского сельского поселения, а также территории муниципального образования до настоящего времени принято не было. На основании изложенного, просит суд обязать администрацию Верхнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Верхнедобринского сельского поселения, администрации муниципального образования согласно акту проверки от 26.04.2011 г. В судебном заседании помощник прокурора Жирновского района Селюк Д.В. исковые требования уточнил, просит суд обязать администрацию Верхнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести противопожарный инструктаж работников администрации; на видном месте вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны во всех помещениях администрации, в здании администрации вывесить план (схема) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, чердачные помещения обработать огнезащитным составом; убрать в помещении кабинета ведущего специалиста администрации в оконных проемах глухие металлические решетки, оборудовать помещение администрации муниципального образования вторым эвакуационным выходом, электропроводку в здании администрации смонтировать по негорючему основанию, в здании администрации провести замеры сопротивления изоляции электропроводки; оборудовать администрацию автоматической пожарной сигнализацией, здание администрации оборудовать знаками пожарной безопасности, установить указатели с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до пожарных гидрантов и водоемов на территории муниципального образования, а также естественные водоисточники оборудовать подъездами к пирсам пожарных водоемов для возможности постановки пожарных автомобилей и забора воды в любое время суток, территорию населенных пунктов с. В. Добринка с. Вишневое в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки прилегающие к жилым домам и иным постройкам очистить от горючих материалов; оборудовать освещение территории населенных пунктов с. Верхняя Добринка, с. Вишневое наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов. Представитель ответчика - Гудов И.А. с уточненными исковыми требованиями прокурора согласен, о чем представил суду соответствующее заявление, просит суд снизить размер государственной пошлины, подлежащей уплате ответчиком в доход государства. Представитель третьего лица инспектор Жирновского ОНД УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Крюков Д.И. с иском прокурора согласен. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.30 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. По нормам ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Поскольку представитель ответчика иск признал, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы сторон, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме. В соответствии со ст.) 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина. В силу ч.2 ст. 333.20 ПК РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. Учитывая, что денежные средства администрации Верхнедобринского сельского поселения имеют строгое целевое назначение, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 500 руб. Руководствуясь ст.ст. 39, 68, 173, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Жирновского района Волгоградской области удовлетворить. Обязать администрацию Верхнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок до 1.09.2011 года устранить следующие нарушения требований противопожарной безопасности: провести противопожарный инструктаж работников администрации; на видном месте вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны во всех помещениях администрации, в здании администрации вывесить план (схема) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, чердачные помещения обработать огнезащитным составом; убрать в помещении кабинета ведущего специалиста администрации в оконных проемах глухие металлические решетки, оборудовать помещение администрации муниципального образования вторым эвакуационным выходом, электропроводку в здании администрации смонтировать по негорючему основанию, в здании администрации провести замеры сопротивления изоляции электропроводки; оборудовать администрацию автоматической пожарной сигнализацией, здание администрации оборудовать знаками пожарной безопасности, установить указатели с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до пожарных гидрантов и водоемов на территории муниципального образования, а также естественные водоисточники оборудовать подъездами к пирсам пожарных водоемов для возможности постановки пожарных автомобилей и забора воды в любое время суток, территорию населенных пунктов с. В. Добринка с. Вишневое в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки прилегающие к жилым домам и иным постройкам очистить от горючих материалов; оборудовать освещение территории населенных пунктов с. Верхняя Добринка, с. Вишневое наружным освещением в темное время суток; для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов. Взыскать с администрации Верхнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района государственную пошлину в доход государства в размере 500 рублей. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Жирновский районный суд. Судья Л.П.Кучерова Копия верна: судья Л.П.Кучерова
исключением индивидуальных жилых домов) запрещается в том числе устанавливать
глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев,
специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном
порядке. "