Дело №382\2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Жирновский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Суппес Г.В., единолично, при секретаре Шуваевой Д.Ф. с участием старшего помощника прокурора Ширяева Н.В. представителя ответчика Мережкина Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жирновске Волгоградской области 20 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора Жирновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Бородачевского сельского поселения Жирновского района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о противопожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности администрации Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с п.1 ППБ 01-03, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. По требованиям п.11 ППБ 01-03 и в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Согласно п.10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Между тем, проведенной проверкой выявлен ряд нарушений противопожарной безопасности. Согласно п. 13 ППБ 01-03, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Между тем, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны присутствуют не во всех помещениях администрации муниципального образования, гаража администрации. Аналогичные нарушения выявлены в ходе проверки гаража администрации муниципального образования. В соответствии с п. 16 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Однако, как установлено проведенной проверкой, план эвакуации людей на случай пожара не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2002. Более того, в здании администрации муниципального образования система (установка) людей о пожаре не предусмотрена. В силу п. 36 ППБ 01-03, нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. Между тем, проведенной проверкой установлено, что чердачные помещения гаража администрации муниципального образования огнезащитным составом не обработаны. Согласно п. 47 ППБ 01-03, использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой. Периодичность сбора использованных обтирочных материалов должна исключать их накопление на рабочих местах. По окончании рабочей смены содержимое указанных контейнеров должно удаляться за пределы зданий. Однако, проведенной проверкой установлено, что в помещении гаража администрации использованные обтирочные материалы не собираются в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой. В силу п. 48 ППБ 01-03, спецодежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах. Однако, как установлено проверкой, в помещении гаража администрации спецодежда не хранится в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этих целей местах. В силу п. 57 ППБ 01-03, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Между тем, электропроводка в здании смонтирована по горючему основанию. Более того, в здании администрации замеры сопротивления изоляции электропроводки не проведены. Согласно п. 108 ППБ 01-03, помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. Однако, как установлено проверкой, первичные средства пожаротушения администрации муниципального образования не пронумерованы. В тоже время, помещение гаража администрации муниципального образования первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 к ППБ 01-03 не обеспечено. Пунктом 1.1. «Норм Пожарной Безопасности» от 31.07.1997 г. №160-97 установлено, что применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Между тем, проведенной проверкой установлено, что знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения к местам расположения первичных средств пожаротушения, в помещениях администрации муниципального образования отсутствуют. В соответствии с п.4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Следует также отметить, что установка автоматических установок (систем) пожаротушения осуществляется согласно п.3 ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Однако, администрация муниципального образования автоматической пожарной сигнализацией не оборудована. Проведенной проверкой вскрыты факты нарушения пожарной безопасности территории муниципального образования. Так, согласно п. 21 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Между тем, проведенной проверкой установлено, что территория Бородачевского сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, от горючих материалов не очищена. В соответствии с п. 27 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что территория Бородачевского сельского поселения наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, не имеет. Как установлено п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Между тем, проведенной проверкой установлено, что у искусственного водоема на территории муниципального образования, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. Как установлено п. 95 ППБ 01-03, водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается. В тоже время, проверкой установлено, что водонапорная башня, расположенная на территории с.Бородачи не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Стоит отметить, что распоряжением главы администрации Волгоградской области от 30.03.2011 № 268-р установлен перечень мер, направленных на усиление пожарной безопасности в весеннее-летний период 2011 г., указаны конкретные мероприятия. Однако должных мер направленных на обеспечение противопожарной безопасности администрации Бородачевского сельского поселения, а также территории муниципального образования до настоящего времени принято не было. Обязать главу администрации Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Бородачевского сельского поселения, администрации муниципального образования согласно акту проверки от 26.04.2011 года. Судебные расходы по делу возложить на ответчика. В судебном заседании старший помощник прокурора Ширяев Н.В. исковые требования поддерживает, уточнив, что в части требований обустройства водонапорной башни, отказывается, поскольку забор воды обеспечен краном, имеющимся на башни. Представитель ответчика глава администрации Бородачевского сельского поселения Мережкин Г.В. частично согласен с требованиями прокурора. Суду показал, что в настоящее время по выявленным нарушениям проводятся мероприятия, однако устранить все нарушения в 2 месячный срок не представляется возможным из-за отсутствия финансирования. Представитель Жирновского ОГ пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, с требованиями прокурора согласен. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает измененные требования прокурора подлежат удовлетворению. В силу ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, обязательных для исполнения. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, каждому гражданину РФ гарантируется право на защиту его жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Согласно п. 2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), организации и их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что в апреле 2011 года прокуратурой Жирновского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Бородачевкого селького поселения, которой выявлены нарушения противопожарной безопасности. Данные нарушения были отражены в акте проверки от 26.04.2011 года При таких обстоятельствах суд считает, что поскольку администрация Бородачевского сельского поселения не выполняет требований правил пожарной безопасности, и с учётом весеннее-летнего периода, когда возрастает опасность возникновения пожаров, то исковые требования прокурора Жирновского района об устранении выявленных нарушений противопожарной безопасности в двух месячный срок со дня вступления в силу решения суда, подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина. Руководствуясь ст. 333.20 п.2 НК РФ, учитывая материальное положение ответчика, суд полагает возможным снизить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 0 руб. Руководствуясь ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать главу администрации Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Бородачевского сельского поселения, администрации согласно акту проверки от 26.04.2011 года, кроме пункта 95 ППБ 01-03. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10-ти суток через Жирновский районный суд. Судья: Г.В.Суппес