Дело №388\2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Жирновский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Суппес Г.В., единолично, при секретаре Шуваевой Д.Ф. с участием старшего помощника прокурора Ширяева Н.В. представителя ответчика Варенцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жирновске Волгоградской области 20 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора Жирновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о противопожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с п.1 ППБ 01-03, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. По требованиям п.11 ППБ 01-03 и в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Согласно п.10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Между тем, проведенной проверкой выявлен ряд нарушений противопожарной безопасности. Так, согласно п. 13 ППБ 01-03, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Между тем, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны в гараже администрации муниципального образования на видном месте не вывешены. В силу п. 16 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Более того, в здании администрации не вывешен на видном месте план (схема) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009. Согласно п. 42 ППБ 01-03, в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа. Однако, как установлено проверкой, помещение администрации муниципального образования второго эвакуационного выхода не имеет. Как установлено п. 47 ППБ 01-03, использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой. Периодичность сбора использованных обтирочных материалов должна исключать их накопление на рабочих местах. По окончании рабочей смены содержимое указанных контейнеров должно удаляться за пределы зданий. Однако, как установлено проверкой, в помещении гаража администрации использованные обтирочные материалы в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой не накапливаются. В силу п. 48 ППБ 01-03, спецодежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах. В тоже время, проверкой установлено, что в помещении гаража администрации спецодежда не хранится в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах. В соответствии с п. 53 ППБ 01-03, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). В тоже время, проведенной проверкой установлено, что эвакуационный выход администрации муниципального образования отделан горючими материалами. В силу п. 57 ППБ 01-03, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Между тем, в кабинете заместителя главы администрации муниципального образования распределительная коробка электропроводки не имеет крышки. Более того, электропроводка в здании администрации муниципального образования смонтирована по горючему основанию. Согласно п. 108 ППБ 01-03, помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. Однако, проведенной проверкой установлено, что первичные средства пожаротушения, имеющиеся в помещениях администрации муниципального образования не пронумерованы в соответствии с приложением № 3 к ППБ 01-03, огнетушитель ОП-4(3) не имеет направляющего раструба. Помещение гаража администрации муниципального образования не обеспечено первичными средствами пожаротушения согласно приложению № 3 к ППБ 01-03. Пунктом 1.1. «Норм Пожарной Безопасности» от 31.07.1997 г. №160-97 установлено, что применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Между тем, проведенной проверкой установлено, что знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения к местам расположения первичных средств пожаротушения, в помещениях администрации муниципального образования отсутствуют. В соответствии с п.4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Следует также отметить, что установка автоматических установок (систем) пожаротушения осуществляется согласно п.3 ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Однако, администрация муниципального образования автоматической пожарной сигнализацией не оборудована. Проведенной проверкой вскрыты факты нарушения пожарной безопасности территории муниципального образования. Так, согласно п. 21 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Между тем, проведенной проверкой установлено, что территория Нижнедобринского сельского поселения в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, от горючих материалов не очищена. В соответствии с п. 27 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что территория Нижнедобринского сельского поселения наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, не имеет. Как установлено п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Между тем, проведенной проверкой установлено, что у искусственного водоема на территории муниципального образования, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. Стоит отметить, что распоряжением главы администрации Волгоградской области от 30.03.2011 № 268-р установлен перечень мер, направленных на усиление пожарной безопасности в весеннее-летний период 2011 г., указаны конкретные мероприятия. Однако должных мер направленных на обеспечение противопожарной безопасности администрации Нижнедобринского сельского поселения, а также территории муниципального образования до настоящего времени принято не было. Просит обязать главу администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Нижнедобринского сельского поселения, администрации муниципального образования согласно акту проверки от 26.04.2011 года. Судебные расходы по делу возложить на ответчика. В судебном заседании старший помощник прокурора Ширяев Н.В. исковые требования поддерживает, уточнив, что в части требований обустройства второго эвакуационного выхода и размещения табличек с номером телефона вызова пожарной охраны, отказывается, поскольку таблички в настоящее время имеются, а второй эвакуационный воход осуществляется через оконный проём, так как здание администрации располагается в одноэтажном помещении. Представитель ответчика глава администрации Нижнедобринского сельского поселения Варенцев В.В. с измененными требованиями прокурора согласен. Представитель Жирновского ОГ пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, с требованиями прокурора согласен. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает измененные требования прокурора, подлежат удовлетворению. В силу ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, обязательных для исполнения. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, каждому гражданину РФ гарантируется право на защиту его жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Согласно п. 2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), организации и их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что в апреле 2011 года прокуратурой Жирновского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Нижнедобринского сельского поселения, которой выявлены нарушения противопожарной безопасности. Данные нарушения были отражены в акте проверки от 28.04.2011 года При таких обстоятельствах суд считает, что поскольку администрация Нижнедобринского сельского поселения не выполняет требований правил пожарной безопасности, и с учётом весеннее-летнего периода, когда возрастает опасность возникновения пожаров, то исковые требования прокурора Жирновского района об устранении выявленных нарушений противопожарной безопасности в двух месячный срок со дня вступления в силу решения суда, подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина. Руководствуясь ст. 333.20 п.2 НК РФ, учитывая материальное положение ответчика, суд полагает возможным снизить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 0 руб. Руководствуясь ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать главу администрации Нижнедобринского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Нижнедобринского сельского поселения согласно акту проверки от 28.04.2011 года, кроме пункта 13,42 ППБ 01-03. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10-ти суток через Жирновский районный суд. Судья: Г.В.Суппес