Дело №387\2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Жирновский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Суппес Г.В., единолично, при секретаре Шуваевой Д.Ф. с участием старшего помощника прокурора Ширяева Н.В. представителя ответчика Майборода Ю.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жирновске Волгоградской области 20 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора Жирновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кленовского сельского поселения Жирновского района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований законодательства о противопожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района, в ходе которой выявлен ряд нарушений противопожарной безопасности. Согласно п. 13 ППБ 01-03, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Между тем, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны присутствуют не во всех помещениях администрации муниципального образования, гаража администрации. В соответствии с п. 16 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Однако, как установлено проведенной проверкой, план эвакуации людей на случай пожара не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009. Кроме того, в администрации муниципального образования не предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Согласно п. 36 ППБ 01-03, нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что чердачные помещения здания администрации муниципального образования огнезащитным составом не обработаны. Кроме того, территория склада ГСМ в с.Кленовка от горючих отходов не очищена. Как установлено п. 40 ППБ 01-03, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается в том числе устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. Между тем, проведенной проверкой установлено, что в кабинетах № 4, 6 администрации муниципального образования в оконных проемах установлены глухие решетки. Согласно п. 42 ППБ 01-03, в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа. Однако, как установлено проверкой, помещение администрации муниципального образования второго эвакуационного выхода не имеет. В соответствии с п. 53 ППБ 01-03, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается в том числе применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). В тоже время, проведенной проверкой установлено, что потолок эвакуационного выхода администрации муниципального образования отделан горючими материалами. Согласно п. 108 ППБ 01-03, помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. Однако, проведенной проверкой установлено, что первичные средства пожаротушения, имеющиеся в помещениях администрации муниципального образования не пронумерованы в соответствии с приложением № 3 к ППБ 01-03. Более того, территория склада ГСМ в с.Кленовка не обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3 к ППБ 01-03. Пунктом 1.1. «Норм Пожарной Безопасности» от 31.07.1997 г. №160-97 установлено, что применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации. Между тем, проведенной проверкой установлено, что знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения к местам расположения первичных средств пожаротушения, в помещениях администрации муниципального образования отсутствуют. В соответствии с п.4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Следует также отметить, что установка автоматических установок (систем) пожаротушения осуществляется согласно п.3 ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Однако, администрация муниципального образования автоматической пожарной сигнализацией не оборудована. Проведенной проверкой вскрыты факты нарушения пожарной безопасности территории муниципального образования. Так, согласно п. 21 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Между тем, проведенной проверкой установлено, что территории населенных пунктов Кленовского сельского поселения - с.Кленовка, с.Федоровка, с.Романовка, с.Бутырки, с.Ершовка в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, от горючих материалов не очищены. В соответствии с п. 27 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. В тоже время, проверочными мероприятиями установлено, что территории населенных пунктов Кленовского сельского поселения - с.Кленовка, с.Федоровка, с.Романовка, с.Бутырки, с.Ершовка наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, не имеют. Как установлено п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Между тем, проведенной проверкой установлено, что у искусственного водоема на территории муниципального образования, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. Согласно п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Однако, как установлено проверкой, естественный водоисточник, расположенный на территории Кленовского сельского поселения, не имеет подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В силу п. 95 ППБ 01-03, водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается. Между тем, проверкой установлено, что водонапорный башни, расположенные около с.Федоровка, с.Бутырки, для отбора воды пожарной техникой в любое время года не приспособлены. Стоит отметить, что распоряжением главы администрации Волгоградской области от 30.03.2011 № 268-р установлен перечень мер, направленных на усиление пожарной безопасности в весеннее-летний период 2011 г., указаны конкретные мероприятия. Информация начальника ГУ МЧС России по Волгоградской области от 20.04.2011 № 2831-5 свидетельствует о значительных количествах природных пожаров, произошедших на территории области в весенний период 2011 г. Согласно указанной информации, органами местного самоуправления области подготовка к пожароопасному периоду 2011 г. осуществляется не в полном объеме. Однако должных мер направленных на обеспечение противопожарной безопасности администрации Кленовского сельского поселения, а также территории муниципального образования до настоящего времени принято не было. Просит обязать главу администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Кленовского сельского поселения, администрации муниципального образования согласно акту проверки от 26.04.2011 г., а именно:-установить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны во всех помещениях администрации муниципального образования;-привести план эвакуации людей на случай пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009;- установить в администрации муниципального образования систему (установку) оповещения людей о пожаре;- обработать чердачные помещения администрации муниципального образования огнезащитным составом;-в помещении кабинетов № 4, 6 администрации муниципального образования в оконных проемах установить распашные решетки;-устранить отделку эвакуационных путей горючими материалами;-пронумеровать первичные средства пожаротушения администрации муниципального образования;-очистить территорию склада ГСМ в с.Кленовка от горючих отходов;-оборудовать помещения администрации муниципального образования знаками пожарной безопасности, указывающими направление движения к местам расположения первичных средств пожаротушения,-обеспечить территорию склада ГСМ в с.Кленовка первичными средствами пожаротушения;оборудовать администрацию муниципального образования автоматической пожарной сигнализацией;-произвести очистку территории населенных пунктов Кленовского сельского поселения - с.Кленовка, с.Федоровка, с.Романовка, с.Бутырка, с.Ершовка в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам, от горючих материалов; -обеспечить наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения территорий населенных пунктов Кленовского сельского поселения - с.Кленовка, с.Федоровка, с.Романовка, с.Бутырка, с.Ершовка;-установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, расположенного на территории муниципального образования, а также по направлению движения к нему;-обеспечить подъезд к естественному водоисточнику, расположенному около с.Кленовка, площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;-приспособить водонапорные башни, расположенные около с.Федоровка, с.Бутырки, для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Судебные расходы по делу возложить на ответчика. В судебном заседании старший помощник прокурора Ширяев Н.В. исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика администрации Кленовкого сельского поселения Майборода Ю.П. с требованиями прокурора согласен, пояснив суду, что мероприятия по устранению нарушений противопожарной безопасности в настоящее время ведутся и должны быть устранены к августу текущего года. Представитель Жирновского ОГ пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, с требованиями прокурора согласен. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает измененные требования прокурора, подлежат удовлетворению. В силу ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, обязательных для исполнения. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, каждому гражданину РФ гарантируется право на защиту его жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах. Согласно п. 2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), организации и их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что в апреле 2011 года прокуратурой Жирновского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Нижнедобринского сельского поселения, которой выявлены нарушения противопожарной безопасности. Данные нарушения были отражены в акте проверки от 26.04.2011 года При таких обстоятельствах суд считает, что поскольку администрация Кленовского сельского поселения не выполняет требований правил пожарной безопасности, и с учётом весеннее-летнего периода, когда возрастает опасность возникновения пожаров, то исковые требования прокурора Жирновского района об устранении выявленных нарушений противопожарной безопасности в двух месячный срок со дня вступления в силу решения суда, подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина. Руководствуясь ст. 333.20 п.2 НК РФ, учитывая материальное положение ответчика, суд полагает возможным снизить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 0 руб. Руководствуясь ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать главу администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения противопожарной безопасности на территории Кленовского сельского поселения, администрации муниципального образования согласно акту проверки от 26.04.2011 г., а именно:-установить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны во всех помещениях администрации муниципального образования;-привести план эвакуации людей на случай пожара в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009;- установить в администрации муниципального образования систему (установку) оповещения людей о пожаре;- обработать чердачные помещения администрации муниципального образования огнезащитным составом;-в помещении кабинетов № 4, 6 администрации муниципального образования в оконных проемах установить распашные решетки;-устранить отделку эвакуационных путей горючими материалами;-пронумеровать первичные средства пожаротушения администрации муниципального образования;-очистить территорию склада ГСМ в с.Кленовка от горючих отходов;-оборудовать помещения администрации муниципального образования знаками пожарной безопасности, указывающими направление движения к местам расположения первичных средств пожаротушения;-обеспечить территорию склада ГСМ в с.Кленовка первичными средствами пожаротушения;-оборудовать администрацию муниципального образования автоматической пожарной сигнализацией;-произвести очистку территории населенных пунктов Кленовского сельского поселения - с.Кленовка, с.Федоровка, с.Романовка, с.Бутырка, с.Ершовка в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам, от горючих материалов;-обеспечить наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения территорий населенных пунктов Кленовского сельского поселения - с.Кленовка, с.Федоровка, с.Романовка, с.Бутырка, с.Ершовка;-установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, расположенного на территории муниципального образования, а также по направлению движения к нему;-обеспечить подъезд к естественному водоисточнику, расположенному около с.Кленовка, площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;-приспособить водонапорные башни, расположенные около с.Федоровка, с.Бутырки, для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10-ти суток через Жирновский районный суд. Судья: Г.В.Суппес