Дело № 2-493/10 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.10.2010 г. ст.Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Кусакиной О.Н.,
при секретаре Трегубовой А.З.,
с участием прокурора – помощника прокурора Гиагинской районной прокуратуры Комаровой Т.В.,
представителя администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» Коденко М.С. по доверенности от 06.10.2010 г.;
рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора Гиагинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Айрюмовское сельское поселение», третье лицо- ОГПН по Гиагинскому району о понуждении обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гиагинского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Айрюмовское сельское поселение», третьему лицу- ОГПН по Гиагинскому району, с иском о понуждении обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Гиагинского района совместно с инспекторами ОГПН по Гиагинскому району проведена проверка в части готовности органов местного самоуправления к осуществлению противопожарных мероприятий.
Проверкой установлено, что администрацией МО «Айрюмовское сельское поселение» не приняты необходимые меры к исполнению законодательства о пожарной безопасности.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
Статьей 10 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 закреплено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим федеральным законом, является расходным обязательством муниципального образования.
Из статьи 19 ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе:
Создание условий для организации добровольной пожарной охраны;
создание условий для забора воды в целях пожаротушения;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
На сновании п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
В случае запрещения на территории сельских населенных пунктов, предприятиях, дачных поселков, садовых участках, разведения костров и сжигания мусора, необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения. Осуществить подготовку для использования имеющейся водовозной и землеройной техники, а также провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности среди населения и действиях в случаях пожара.
Проверкой установлено, что должностными лицами МО «Айрюмовское сельское поселение» в полном объеме разработаны и приняты соответствующие распоряжения и постановления, направленные на создание первичных мер по обеспечению требований пожарной безопасности на территориях населенных пунктов.
Вместе с тем, принятые акты в сфере соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности являются формальными. Финансирование добровольных пожарных формирований, приобретение противопожарного инвентаря (мотопомп) для каждого населенного пункта, обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности мест забора воды для целей пожаротушения на естественных водоисточниках, обозначение их соответствующими знаками, должного освещения подъездных путей, не осуществляется.
Информирование населения о пожарах и других чрезвычайных ситуациях не обеспечено.
Таким образом, несоблюдение законодательства о пожарной безопасности может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, угрозе жизни и здоровья людей, а также имуществу физических и юридических лиц.
Вышеуказанные факты подтверждаются информацией ОГПН по Гиагинскому району № 327 от 22.09.2010.
Просит: обязать администрацию МО «Айрюмовское сельское поселение» в срок до 01.03.2011г. обеспечить должное функционирование добровольных пожарных формирований; приобрести противопожарный инвентарь (мотопомпы) для каждого населенного пункта; обустроить в соответствии с требованиями пожарной безопасности места для забора воды; обозначить их соответствующими знаками, дорожного освещения подъездных путей; обеспечить информирование населения о пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
В судебном заседании прокурор Комарова Т.В. поддержала исковые требования. Однако, в части срока их выполнения, просила суд обязать администрацию выполнить требования прокурора в срок до 01.06.2010 г., тем самым продлив ранее указанный срок на три месяца.Представитель администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» Коденко М.С. согласился с исковыми требованиями прокурора. Срок выполнения данных требований просил продлить на три месяца, т.е. до 01.06.2010 г., т.к. к 01.03.2010 г. могут не успеть в виду того, что к этому времени будет только принят бюджет поселения.
Представитель третьего лица - ОГПН по Гиагинскому р-ну в судебное заседание не прибыл. 12.10.2010 г. ВРИО начальника ОГПН представил суду письмо, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя ОГПН в связи с невозможностью явки в суд в виду служебной необходимости. Иск прокурора поддерживает, суду доверяет.
Прокурор Комарова Т.В., представитель МО «Айрюмовское сельское поселение» Коденко М.С. не возражают рассмотреть дело в отсутствие представителя ОГПН.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Статьей 42 Конституции России предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, в том числе на защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994г. указано : «К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления».Из письма № 327 от 22.09.2010 начальника ОГПН по Гиагинскому р-ну И.Н. Антипова прокурору Гиагинского р-на следует, что в МО « Айрюмовское сельское поселение» деятельность должностных лиц сельского поселения по пожарной безопасности недостаточна: не на должном уровне остается вопрос принятых законодательных актов в части выделения материальных средств на создание и должное функционирование добровольных пожарных формирований, приобретения противопожарного инвентаря (мотопомп) для каждого населенного пункта, обустройства в соответствии с требованиями пожарной безопасности мест для забора воды для целей пожаротушения на естественных водоисточниках; обозначения их соответствующими знаками, должного освещения подъездных путей; обеспечения информирования населения о пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Согласно объяснения главы МО «Айрюмовское сельское поселение» Захарова В.И. на имя и.о. прокурора Гиагинского р-на от 28.09.2010 г., мероприятия по обеспечению пожарной безопасности будут включены в разрабатываемую схему территориального планирования сельского поселения и генеральный план муниципального образования, данная работа будет завершена в 2011 году.
Перечисленные доказательства свидетельствуют, что доводы, указанные прокурором в исковом заявлении, нашли свое полное подтверждение.
Непринятие по вине администрации МО « Айрюмовское сельское поселение» должных мер по соблюдению требований пожарной безопасности,
создает угрозу безопасности населения на территории поселения.
При вынесении решения по делу, суд также учитывает, что представитель МО «Айрюмовское сельское поселение» Коденко М.С. признал исковые требования прокурора. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ч.2 ГПК РФ, а именно удовлетворение данных требований сторонам разъяснены и понятны. Полномочия Коденко М.С. на признание иска подтверждены доверенностью от 06.10.2010 г. Признание исковых требований не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому суд принимает от представителя МО «Айрюмовское сельское поселение» Коденко М.С. признание иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Гиагинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Айрюмовское сельское поселение», третьему лицу - ОГПН по Гиагинскому району о понуждении обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Айрюмовское сельское поселение» в срок до 01.06.2011г.: обеспечить должное функционирование добровольных пожарных формирований; приобрести противопожарный инвентарь (мотопомпы) для каждого населенного пункта; обустроить в соответствии с требованиями пожарной безопасности места для забора воды; обозначить их соответствующими знаками, дорожным освещением подъездных путей; обеспечить информирование населения о пожарах и других чрезвычайных ситуациях..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня его объявления, через Гиагинский районный суд.
Председательствующий подпись О.Н. Кусакина
Копия верна : судья О.Н. Кусакина