22 июня 2011 года ст. Гиагинская Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего Кусакиной О.Н., при секретаре Трегубовой А.З., с участием заявителя - помощника прокурора Гиагинского района Гук С.В., заинтересованного лица - представителя администрации МО «Дондуковское сельское поселение» Собкаловой Н.А. по доверенности «данные изъяты», рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Гиагинского района в интересах Шипова П.А., заинтересованное лицо – администрация МО «Дондуковское сельское поселение», о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, Установил: Прокурор Гиагинского района в интересах Шипова П.А. обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, заинтересованное лицо – администрация МО «Дондуковское сельское поселение». В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой Гиагинского р-на проведена проверка по обращению ветерана Великой Отечественной Войны Шипова П.А. о непринятии администрацией МО «Дондуковское сельское поселение» мер по обеспечению его жильем. Как установлено, Шипов П.А. является инвалидом Великой Отечественной Войны, и имеет право на предоставление льгот в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ, в том числе, по предоставлению субсидий на приобретение жилого помещения. 01.04.2010 Шипов П.А. обратился в администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность. При рассмотрении указанного заявления, 08.04.2010 жилищной комиссией при администрации поселения проведено обследование принадлежащего Шипову П.А. домовладения, расположенного по адресу: «данные изъяты», о чем составлен акт проверки жилищных условий от 08.04.2010 г. Согласно вышеуказанного акта, при обследовании домовладения Шипова П.А. установлено, что в его домовладении отсутствует водопровод, канализация, телефон, ванная, отопление печное. При этом степень физического износа, не установлена. Кроме того, при проведении обследования специалисты-эксперты не привлекались, измерительные приборы для определения степени износа конструкций не применялись, что не позволяет сделать обоснованный вывод о возможности дальнейшей эксплуатации указанного домовладения и целесообразности проведения капитального ремонта. Вместе с тем, ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Пунктом 49 Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проведения проверки установлено, что до настоящего времени домовладение Шипова П.А. в установленном законом порядке не признано ветхим либо аварийным, что влечет нарушение законных прав и интересов последнего, в том числе, на предоставление иного жилья вместо принадлежащего ему домовладения. На основании п.6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Нормы жилищного законодательства не содержат прямого указания на порядок расселения из ветхого жилья собственников жилых помещений. Вместе с тем, применяя по аналогии ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ, органом местного самоуправления по соглашению с собственником жилого помещения может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 17.02.2009 № 49-В09-4, согласно которому жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Причем, факт не изъятия земельного участка, являющийся в силу статьи 32 ЖК РФ основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения. Таким образом, обладая полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления жилищным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в нарушение вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, администрацией МО «Дондуковское сельское поселение» до настоящего времени не принято решение о признании в установленном законом порядке ветхим либо аварийным дома, расположенного по адресу: «данные изъяты», принадлежащего на праве собственности Шипову П.А., а также не решен вопрос о предоставлении ему другого жилого помещения. Просит: признать незаконным бездействие администрации МО «Дондуковское сельское поселение», выразившееся в непринятии в установленном законом порядке решения о признании домовладения ветхим или аварийным; обязать администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» в срок до 30 июля 2011 года произвести обследование домовладения Шипова П.А., расположенного по адресу: «данные изъяты», в установленном законом порядке с привлечением специалистов – экспертов и применения специальных методов исследования; по результатам проведенного обследования обязать администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» в срок до 10 августа 2011 года решить вопрос о необходимости улучшения жилищных условий Шипова П.А. В судебном заседании заявитель - прокурор Гук С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Дондуковское сельское поселение» Собкалова Н.А. в судебном заседании пояснила, что с требованиями прокурора согласна. В настоящее время создана компетентная комиссия, которая обследует жилые дома в ст. Дондуковской в связи с подтоплением. Данной комиссией в ближайшее время будет обследовано домовладение Шипова П.А. В состав комиссии, обследовавшей 08.04.2010 г. домовладение Шипова П.А. входили члены жилищной комиссии администрации МО «Дондуковское сельское поселение», которые не обладают специальными познаниями в области строительства. Заинтересованное лицо Шипов П.А., надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело по заявлению прокурора Гиагинского района в его интересах без его участия, в связи с тем, что в настоящее время он находится на лечении в Гиагинской ЦРБ. С заявленными требованиями согласен, поддерживает их, суду доверяет. Суд, с учетом мнения прокурора Гук С.В., представителя администрации МО «Дондуковское сельское поселение» Собкаловой Н.А., на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ, определил рассмотреть дело без участия Шипова П.А. Выслушав прокурора Гук С.В., заинтересованное лицо - представителя администрации МО «Дондуковское сельское поселение» Собкалову Н.А., исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора Гиагинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Справкой главы администрации МО «Дондуковское сельское поселение» от «данные изъяты» подтверждается, что домовладение находящееся по адресу: «данные изъяты» на основании Похозяйственных книг за 2007 – 2011 г., принадлежит на праве собственности Шипову П.А. с «данные изъяты». Свидетельством о государственной регистрации права от «данные изъяты», выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по РА, подтверждается, что Шипову П.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью «данные изъяты»кв.м., расположенный по адресу: «данные изъяты». Согласно свидетельства о праве собственности на землю за «данные изъяты», выданного «данные изъяты» Шипову П.А., ему принадлежит земельный участок, расположенный в «данные изъяты», площадью «данные изъяты»га. Из кадастрового паспорта на жилой дом, по состоянию на «данные изъяты» усматривается, что жилой дом, находящийся по адресу: «данные изъяты», имеет общую площадь «данные изъяты» кв.м., год ввода в эксплуатацию «данные изъяты». В техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: «данные изъяты» общей площадью «данные изъяты» кв.м., жилой площадью «данные изъяты» кв.м., год постройки «данные изъяты», по состоянию на «данные изъяты», собственником указан Шипов П.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права от «данные изъяты». Из заявления о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность усматривается, что 01.04.2010 г. Шипов П.А. «данные изъяты» рождения, зарегистрированный по адресу «данные изъяты» обратился к руководителю уполномоченного органа исполнительной власти Республики Адыгея в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по соблюдению прав граждан отдельных категорий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О социальной поддержке инвалидов в РФ». На основании обращения Шипова П.А. к прокурору Гиагинского района, установлено, что заявитель является инвалидом войны, обращался во многие инстанции по вопросу предоставления жилой площади. Ему везде отказывали. В настоящее время он проживает в ветхом домовладении. Просит помочь ему получить нормальное жилье. Из справки техника ООО «Адыгрегионгаз» от 07.02.2008 г. усматривается, что домовладение, расположенное по адресу: «данные изъяты» не газифицировано. Согласно акта проверки жилищных условий от 08.04.2010 г., комиссия в составе: председателя жилищной комиссии Собкаловой Н.А., секретаря жилищной комиссии Р., членов комиссии: Е., А., И.. проверила жилищные условия Шипова П.А. проживающего «данные изъяты» и установила следующее, занимаемое жилое помещение в доме на праве личной собственности общей площадью «данные изъяты» кв.м., дом – саманный, водопровода нет, канализации нет, телефона нет, отопление печное, ванной нет. Заключение комиссии: поставить на учет, благоустроить домовладение. На основании п.6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ указано, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 8.Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан». С учетом содержания п.п.7,8 данного Положения, обстоятельств дела, представленных доказательств, суд приходит к выводу, что администрация МО «Дондуковского сельского поселения», обладая необходимыми полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления жилищным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до настоящего времени надлежащим образом не провела надлежащее обследование жилищных условий и не приняла надлежащих мер о признании в установленном законом порядке ветхим, либо аварийным дома, расположенного по адресу: «данные изъяты», принадлежащего на праве собственности Шипову П.А., а также не решен вопрос о предоставлении ему другого жилого помещения. Имеющийся в материалах дела акт проверки жилищных условий Шипова П.А. от 08.04.2010 г. не соответствует требованиям указанного выше Положения по форме, содержанию и по составу комиссии, в которую не были включены соответствующие специалисты. Кроме того, при обследовании жилищных условий Шипова П.А. 08.04.2010 г. специальные методы исследования не применялись. С учетом совокупности всех перечисленных выше обстоятельств, требования прокурора Гиагинского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-255 ГПК РФ, суд Решил: Заявление прокурора Гиагинского района в интересах Шипова П.А., заинтересованное лицо – администрация МО «Дондуковское сельское поселение», о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Дондуковское сельское поселение», выразившееся в непринятии в установленном законом порядке решения о признании домовладения ветхим или аварийным. Обязать администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» в срок до 30 июля 2011 года произвести обследование домовладения Шипова П.А., расположенного по адресу: «данные изъяты», в установленном законом порядке с привлечением специалистов – экспертов и применения специальных методов исследования. По результатам проведенного обследования обязать администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» в срок до 10 августа 2011 года решить вопрос о необходимости улучшения жилищных условий Шипова П.А. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня объявления через Гиагинский районный суд. Председательствующий О.Н. Кусакина