иск Прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ №1, администарции МО `Гиагинский район` о возложении обязанностей



Дело № 2-567/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24.10.2011г. ст. Гиагинская

Гиагинский районный суд <адрес>

в составе: Председательствующий С.В. – Скоморохова С.В.,

c участием помощника прокурора <адрес> – Гук С.В., представителя администрации МО «Гиагинский район» Малахов В.В., при секретаре – Ткачевой З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ , администрации МО «Гиагинский район» о возложении обязанностей оборудовать лестницы (ступени), по которым осуществляется вход в здание (помещение) МБОУ СОШ , пандусами и другими средствами подъема в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) в образовательном учреждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ СОШ , администрации МО «<данные изъяты>» о возложении обязанностей оборудовать лестницы (ступени), по которым осуществляется вход в здание (помещение) МБОУ СОШ , пандусами и другими средствами подъема в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) в образовательном учреждении. В судебном заседании пом. прокурора Гук С.В. уточнил иск в указании срока выполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в части обеспечения доступа маломобильных групп населения к объектам образования <адрес>, входе которой в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> «Средняя общеобразовательная школа » (далее – МБОУ СОШ ) ст<данные изъяты> выявлены нарушения законности. Установлено, что в соответствии с Уставом МБОУ СОШ учредителем образовательного учреждения является администрация МО «<данные изъяты>». Вместе с тем, проверкой установлено, что требования законодательства о защите инвалидов и со стороны МБОУ СОШ ст. <данные изъяты> не исполняются. Так, вход в здание МБОУ СОШ являющимся образовательным учреждением <адрес>, осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание маломобильных групп населения: детей – инвалидов, и их родителей, близких родственников, что ущемляет их права и законные интересы, предусмотренные вышеуказанными нормативами правовыми актами Российской Федерации.

Пом. прокурора Гук С.В. просит суд удовлетворить вышеуказанный иск

Представитель администрации МО «<данные изъяты>» Малахов В.В. в судебном заседании пояснил, что удовлетворение иска оставляет на усмотрение суда, также пояснил, что согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В среднем на одну школу исходя из примерной сметы для оборудования пандусами расходы составят <данные изъяты> руб..

Представитель МБОУ СОШ в судебное заседание не явился.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Установлено, что в соответствии с Уставом МБОУ СОШ учредителем образовательного учреждения является администрация МО «<данные изъяты>».

Так, вход в здание МБОУ СОШ ст<данные изъяты>, являющимся образовательным учреждением <адрес>, осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание маломобильных групп населения: детей – инвалидов, и их родителей, близких родственников, что ущемляет их права и законные интересы, предусмотренные вышеуказанными нормативами правовыми актами Российской Федерации.

Статьями 7, 39 Конституции России закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия, для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.ст. 15, 18, 19 Федерального закона № 181-ФЗ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, а также гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ в части общих требований, к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» (далее - Закон ) Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно ст.ст. 31, 32, 43 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд удовлетворяет иск прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ , администрации МО «Гиагинский район» о возложении обязанностей - удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ ст. Гиагинской и администрации МО «Гиагинский район» оборудовать лестницы (ступени), по которым осуществляется вход в здание (помещение) МБОУ СОШ , пандусами и другими средствами подъема в целях обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) в образовательном учреждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Гиагинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий С.В. С.В. Скоморохов