Дело № 2-148/11 г.
Решение
Именем Российской Федерации
04.03.2011г. ст. Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – Кусакиной О.Н.,
при секретаре – Трегубовой А.З.,
c участием представителя истца - старшего помощника прокурора Гиагинского района – Комаровой Т.В.,
заинтересованного лица – главы администрации МО «Дондуковское сельское поселение» Пуклич В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц и МО «Дондуковское сельское поселение», заинтересованные лица: администрация МО «Дондуковское сельское поселение», Гиагинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА, о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,
Установил:
Прокурор Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц и МО «Дондуковское сельское поселение» обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, заинтересованные лица: администрация МО «Дондуковское сельское поселение», Гиагинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Гиагинского района при проведении проверок на территории Гиагинского района в сфере исполнения лесного и земельного законодательства установлено, что администрацией муниципального образования «Дондуковское сельское поселение» мероприятия, направленные на реализацию положений Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) в полной мере не предпринимаются, а функции и полномочия органов местного самоуправления, указанные в нем не реализуются, что привело к фактической бесхозяйности земельных участков на территории сельского поселения, занятых лесными насаждениями и лесополосами.
Так, в соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков.
Согласно абз. 32 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Между тем, лесохозяйственные регламенты не приняты, муниципальные органы ведения лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов не созданы, муниципальные правовые акты по порядку оформления рубок в лесном фонде, числящимся за органами местного самоуправления района не разработаны.
Данная ситуация обусловлена тем, что участков лесного фонда в установленном порядке зарегистрированных и значащихся на балансе органов местного самоуправления на территории Гиагинского района ни за одним сельским поселением не значится.
Ранее полезащитные лесополосы, согласно информации Гиагинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА площадью в 223 га, расположенные на территории МО «Дондуковское сельское поселение», состояли на балансе бывшего СХА им. Кирова и являлись государственной собственностью на праве постоянного пользования.
Данные лесополосы в 2001-2002 гг. переданы хозяйством в пользование ФГУ «Адыгеясельлес» в лице ФГУ «Степной сельский лесхоз». В последующем данное правомочие было закреплено п. 4 Постановления Кабинета Министров РА № 162 от 26.09.2005г. «О принятии в государственную собственность РФ федерального государственного учреждения «Адыгейское управление сельскими лесами», согласно которому до разграничения права собственности на землю в соответствии с законодательством РФ учреждению предписано осуществлять лесоразведение, охрану и защиту полезащитных лесополос, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения Гиагинского района.
Постановлением Кабинета Министров РА от 08.10.2007г. № 176 «О некоторых вопросах Управления лесами РА» данный пункт был исключен, а сами сельские лесхозы были включены в структуру общих лесхозов.
В связи с этим, полезащитные полосы органами лесного хозяйства перестали обслуживаться.
Между тем, органы государственной власти РА никаких действий, направленных на принятие данных лесополос в государственную собственность не предприняли и земельные участки, занятые ими в настоящее время в границах Дондуковского сельского поселения являются бесхозяйными.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ органы местного самоуправления обращаются в такой ситуации в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью постановки их на учет в данном качестве.
Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 г. принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Однако, данные действия органами местного самоуправления не предпринимаются, чем нарушаются требования пп. 19, 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 84 Лесного кодекса РФ.
При этом вопросы осуществления полномочий в отношении лесных участков отнесены ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению органов местного самоуправления поселений.
Между тем, без выполнения данных требований с последующим закреплением бесхозяйных участков при отказе от них республиканских органов государственной власти за муниципалитетом, какие-либо действия по распоряжению ими являются незаконными, в том числе в порядке проведения каких-либо выборочных санитарных рубок.
Кроме того, длительное не решение вопроса о собственнике бесхозяйных лесополос может привести к незаконным рубкам, а также к невозможности выполнения противопожарных и санитарных мероприятий на территории поселения, утрате ими полезащитных функций, снижению плодородия почв, что нарушает права муниципалитета, а также неопределенного круга лиц.
Просит:1. Признать незаконным бездействие администрации МО «Дондуковское сельское поселение» в части неприятия мер к постановке на учет бесхозяйных земельных участков, общей площадью 223 га, расположенных в границах МО «Дондуковское сельское поселение», занятых полезащитными полосами, посредством обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.2.Обязать администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» обратиться с заявлением в Гиагинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА о постановке на учет в качестве бесхозяйных земельных участков общей площадью 223 га в границах Дондуковского сельского поселения, занятых полезащитными полосами.
В судебном заседании прокурор Комарова Т.В. поддержала заявление, исковые требования уточнила в части площади бесхозяйных земельных участков, занятых полезащитными полосами, т.к. согласно письма начальника Гиагинского отдела Управления ФСГРКиК по РА Зябловой Л.В. от 02.03.2011 г. площадь полезащитных лесополос на территории МО «Дондуковское сельское поселение» составляет 158 га, а 223 га - это общая площадь земель, занятая древесно-кустарниковой растительностью, не входящая в лесной фонд.
Представитель администрации МО «Дондуковское сельское поселение» - глава МО Пуклич В.И. судебном заседании рассмотрение заявления прокурора Гиагинского района оставил на усмотрение суда и пояснил, что на постановку на учет в качестве бесхозяйных земельных участков, занятых полезащитными полосами, отсутствуют денежные средства.
Представитель Гиагинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Зяблова Л.В. представила письмо от 03.03.2011 г., в котором просила рассмотреть дело без её участия, принятие решение оставила на усмотрение суда.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав предоставленные доказательства, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона №31-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселений относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании п.1 ст. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозных вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно письма начальника Гиагинского отдела Управления ФСГРКиК по РА Зябловой Л.В. от 02.03.2011 г. площадь полезащитных лесополос на территории МО «Дондуковское сельское поселение» составляет 158 га.
Из письма начальника Управления лесами РА Р.Я. Бельмехова следует, что на территории МО «Гиагинский район» расположено Гиагинское участковое лесничество Майкопского лесничества на площади 1221 га и состоит из 11 лесных кварталов. По целевому назначению леса Гиагинского участкового лесничества являются защитными, которые в свою очередь подразделяются на следующие категории: леса, расположенные в водоохранных зонах на площади 753 га; защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорого общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на площади 26 га; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах на площади 442 га. Управление лесами РА осуществляет полномочия в области лесных отношений только в границах земель лесного фонда РФ. Полезащитные лесные полосы, относятся к лесозащитным насаждениям и находятся на землях, не входящих в лесной фонд.
В своем письме первый заместитель главы администрации МО «Гиагинский район» А.Д. Егоров указал, что в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА № 162 от 26.09.2005 г. полезащитные лесные полосы были приняты в государственную собственность РА. Администрация МО «Гиагинский район» полагает, что не имеет права заниматься лесополосами, поскольку Федеральным Законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данные полномочия органов местного самоуправления не предусмотрены. Государственные полномочия в данной сфере не передавались МО «Гиагинский район».
Из письма главы МО «Дондуковское сельское поселение» В.И. Пуклич от 27.01.2011 г. следует, что лесохозяйственные регламенты в МО «Дондуковское сельское поселение» не принимались в связи с тем, что в муниципальной собственности МО «Дондуковское сельское поселение» лесных участков нет. Муниципальные органы по ведению лесного контроля и надзора за пользованием, охранной, защитой и воспроизводством лесов не созданы, в связи с отсутствием лесов. Муниципальные правовые акты по порядку оформления рубок в лесном фонде не принимались по причине отсутствия числящихся за МО «Дондуковское сельское поселение» лесных фондов. Все лесные насаждения (лесополосы) расположенные на территории МО «Дондуковское сельское поселение» находятся в составе государственного лесного фонда. Полезащитные полосы расположенные на землях сельхозназначения на балансе МО «Дондуковское сельское поселение» не состоят.
Согласно письма главы МО «Дондуковское сельское поселение» В.И. Пуклич от 14.02.2011 г., Муниципальная программа «Снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2010 г. на территории МО «Дондуковское сельское поселение» не принята в связи с отсутствием денежных средств. На территории МО «Дондуковское сельское поселение» не приняты инвестиционные проекты в области освоения лесов в форме капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета и муниципального бюджета. Лесохозяйственные регламенты лесничества, лесопарков не утверждены по причине отсутствия лесничеств и лесопарков. Проекты освоения лесов в органы государственной власти республики и на государственную экспертизу не направлялись, т.к. такие проекты не разрабатывались в связи с отсутствием на территории МО «Дондуковское сельское поселение» лесов. Случаев перевода земель лесного фонда из одной категории в другую нет. Фактов строительства на землях лесного фонда нет. Договора аренды лесных участков не заключались. На территории МО «Дондуковское сельское поселение» опасных производств научных и военных и иных объектов расположенных в лесах нет. В 2009-2010 г. фактов незаконных рубок леса не выявлено. Инвентаризация полезащитных полос произведена, площадь 77 га. Муниципальные контракты на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности не заключались. На мероприятия по профилактике лесных пожаров средства не запланированы в связи с отсутствием лесов. На мероприятия по ГО и ЧС запланировано 120 тыс.руб. Лесных пожаров на территории МО «Дондуковское сельское поселение» не зарегистрировано.
Из изложенного следует, что администрация МО «Дондуковское сельское поселение» бездействует, что выражается в не принятии мер к постановке на учет бесхозных земельных участков, занятых полезащитными лесополосами.
В связи с чем, суд считает требования прокурора Гиагинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению, в полном объеме
На основании изложенного и руководствуясь 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц и МО «Дондуковское сельское поселение», заинтересованные лица: администрация МО «Дондуковское сельское поселение», Гиагинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА, о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Дондуковское сельское поселение» в части неприятия мер к постановке на учет бесхозяйных земельных участков, общей площадью 158 га, расположенных в границах МО «Дондуковское сельское поселение», занятых полезащитными полосами, посредством обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Обязать администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» обратиться с заявлением в Гиагинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА о постановке на учет в качестве бесхозяйных земельных участков общей площадью 158 га в границах Дондуковского сельского поселения, занятых полезащитными полосами.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня объявления решения через Гиагинский районный суд.
Председательствующий О.Н. Кусакина