Дело №11-46/2010



Мировой судья Казанцева Е.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2010 года г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Лавренченко Т.А.,

при секретаре Моисеенко А.С.,

с участием

представителя истца по доверенности Мельниковой Н.Н.,

ответчика Шадрина Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Георгиевском городском суде апелляционную жалобу Шадрина Г.М. на решение мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску Открытого акционерного общества «Ростелеком» к Шадрину Г.М. о взыскании задолженности за услуги междугородной и международной телефонной связи,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Ростелеком» в лице Георгиевского Центра продаж и обслуживания физических лиц Коммерческого узла электросвязи Ставропольского филиала ОАО «Южная телекоммуникационная компания» обратилось к мировому судье с иском к Шадрину Г.М. о взыскании задолженности за услуги междугородной и международной телефонной связи в сумме 3095,48рублей.

Решением мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от Дата обезличена года с Шадрина Г.М. в пользу ОАО «Ростелеком» взыскана задолженность за услуги связи в размере 3095,48рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400рублей.

Не соглашаясь с решением, ответчик Шадрин Г.М. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи от Дата обезличена года отменить, ОАО «Ростелеком» в иске отказать, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, что повлекло за собой вынесение незаконного решения.

В судебном заседании Шадрин Г.М. апелляционную жалобу поддержал, просил суд ее удовлетворить, решение мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от Дата обезличена года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ОАО «Ростелеком» отказать. При этом он пояснил, что с Дата обезличена года является абонентом оператора местной телефонной связи (в настоящее время ОАО «Южная телекоммуникационная компания») – телефон Номер обезличен. В феврале 2010 года в его адрес было направлено письменное требование об оплате задолженности за услуги международной связи за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в сумме 3095,48рублей. Однако в указанный период такие услуги связи ему и членам его семьи не предоставлялись. На его просьбу прокомментировать данную ситуацию сотрудниками ОАО «ЮТК» высказано предположение о том, что, вероятнее всего, в одно из Интернет соединений через его компьютер, подсоединенный к телефонной линии, он вышел на какой-либо сетевой ресурс, содержащий программу для соединения с узлом доступа, находящегося за пределами г.Георгиевска. При этом местное соединение с узлом доступа было разорвано и создано международное соединение с узлом доступа удаленного провайдера, что и было учтено и тарифицировано оборудованием АТС ОАО «ЮТК» и ОАО «Ростелеком». Также сотрудники ОАО «ЮТК» указали на то, что именно абонент, то есть он, виноват в случившемся, так как не обеспечил защиту абонентского оборудования от воздействия вредоносного программного обеспечения. Однако свою вину в произошедшем он не признает, поскольку в соответствии с ФЗ «О связи» операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа к ним, а также обеспечивать защиту абонентского терминала от вредоносных программ. Оператор связи не обеспечил защиту средств связи от несанкционированного доступа к ним и воздействия вирусных программ на абонентский терминал, а пытается переложить свои обязанности и ответственность на него. Кроме того, в соответствии с п.14 Правил оказания телематических услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №575 от 10 сентября 2007 года, на оператора связи также возложены дополнительные обязанности по принятию мер, препятствующих распространению вредоносного программного обеспечения. За непринятие таких мер оператор несет ответственность перед абонентом. ОАО «Ростелеком» не были представлены доказательства согласования по состоянию на июль 2009 года границ ответственности по использованию средств связи, а именно: за что отвечает «абонент» и «оператор» при сбоях в программе, в случаях занесения вирусных программ и при других обстоятельствах, поскольку письменный договор на оказание услуг телефонной связи с ним заключен только Дата обезличена года, то есть спустя семь месяцев после начисления задолженности. Считает, что не обязан отвечать за произошедший «случай-казус» и оплачивать те услуги, которые ему фактически оказаны не были.

Представитель истца ОАО «Ростелеком» - Мельникова Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и пояснила, что договор об оказании услуг междугородной и международной телефонной связи заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту, или путем осуществления конклюдентных действий. Договор, заключаемый путем осуществления конклюдентных действий, считается заключенным с момента осуществления абонентом и (или) пользователем вызова. В соответствии с условиями публичной оферты ОАО «Ростелеком» договор на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи считается заключенным с момента набора пользователем цифры «8» с пользовательского оборудования (либо «07» при заказной системе обслуживания), а далее любого междугородного (международного) кода и установления междугородного (международного) соединения.

Шадрин Г.М. является абонентом ОАО «ЮТК» оператора местной телефонной связи, действующей от имени и в интересах ОАО «Ростелеком» на основании агентского договора, длительное время пользуется услугами телефонной связи и оплачивает их, то есть состоит в договорных отношениях с ОАО «ЮТК» и ОАО «Ростелеком», в связи с чем должен исполнять свои обязательства по договору, а именно производить оплату услуг междугородной и международной телефонной связи. В период с Дата обезличена года по Дата обезличена года Шадрину Г.М. были оказаны услуги международной телефонной связи на сумму 3095,48рублей. В соответствии с п.111 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, п.5.4 Публичной оферты, оплата услуг связи должна быть произведена в полном объеме до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Шадрин Г.М. уклоняется от оплаты услуг телефонной связи, ссылаясь на то, что в спорный период они ему не предоставлялись, а сложившаяся ситуация является «случаем-казусом», за который, в силу ФЗ «О связи», ответственен оператор связи.

С указанными доводами ответчика не согласна, поскольку в соответствии с ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа к ним. Сети связи и сооружения связи в совокупности являются сложной инфраструктурой, с помощью которой операторы связи оказывают абонентам и пользователям услуги связи, ведут их учет. Эта инфраструктура является собственностью операторов связи, которые имеют все необходимые документы на ее использование и оказание услуг (лицензии, сертификаты). Оборудование, которое установлено непосредственно в домовладении абонента, с помощью которого он пользуется услугам связи, является пользовательским (оконечным) оборудованием - техническим средством для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенным к абонентским линиям и находящимся в пользовании абонентов. К абонентской линии может быть подключено только такое пользовательское (оконечное) оборудование (телефонный аппарат, факсимильный аппарат, автоответчик или иное оборудование), на которое имеется документ о подтверждении соответствия этих средств связи установленным требованиям. Обязанность по использованию оборудования, подлежащего подключению к абонентской линии, установленным требованиям возлагается на абонента, если иное не установлено договором. Соответственно линии связи, проложенные до домовладения абонента находятся в ведении оператора связи, линии связи, находящиеся в домовладении абонента – в ведении абонента.

В соответствии с Правилами применения автоматизированных систем расчетов (АСР), утвержденными приказом Мининформсвязи России от 02 июля 2007 года №73, АСР представляют собой аппаратно-программный комплекс, предназначенный в том числе и для предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи. В АСР обеспечивается документирование формируемой информации. Прикладное и системное программное обеспечение автоматизированной системы расчетов позволяет применять средства защиты от проникновения вредоносного программного кода (вируса).

Основанием для осуществления расчетов за услуги связи и выставления абоненту Шадрину Г.М. счета на сумму 3095,48рублей являются показания именно этого сертифицированного оборудования связи, а также детализация счета за предоставленные услуги телефонной связи за Дата обезличена года по оператору ОАО «Ростелеком».

Повреждений коммутационного оборудования в спорный период ОАО «Ростелеком» не отмечено. Факт стороннего подключения к абонентской линии Шадрина Г.М. также не зафиксирован.

Считает, что указанные переговоры могли быть произведены с использованием персонального компьютера Шадрина Г.М., подключенного через модем к его телефонной линии, который используется им в том числе и для выхода в сеть Интернет. Ответчик не отрицает, что для осуществления выхода в сеть Интернет им использовались сервисные телефонные карты (СТК). Современные компьютерные технологии построены так, что любой пользователь с помощью компьютера, телефонной линии и оконечного оборудования может осуществить доступ к сети Интернет. С помощью телефонного аппарата и модема производится набор необходимого телефонного номера для соединения с сервером провайдера. Поскольку сервис провайдера соединен с сетью Интернет, пользователь после соединения с ним становится частью сети Интернет. Кроме того, сервер провайдера всегда требует введения индивидуального пароля пользователя. Логин и пароль пользователя вводятся непосредственно в программу-дозвонщик, установленную на компьютере пользователя, называемую «Удаленный доступ к сети». Указанная программа управляет модемом: набирает номера и осуществляет соединения с оборудованием провайдера. Программа дозвонщик автоматически загружается и самостоятельно в автоматическом режиме разрывает текущее местное коммутируемое (осуществляемое с помощью АТС) соединение абонента (пользователя) с Интернет-провайдером и устанавливает с помощью модема абонента новое, тоже коммутированное, но по международной связи соединение со страной, где расположен этот информационный сетевой ресурс. Таким образом, соединение происходит без использования оборудования местного Интернет-провайдера по каналам международной телефонной связи по соответствующим тарифам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба Шадрина Г.М. не подлежит удовлетворению, а решение мирового судьи от Дата обезличена года – не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как правильно установлено мировым судьей, Шадрин Г.М. является абонентом ОАО «ЮТК» оператора местной телефонной связи (телефон Номер обезличен), действующего от имени и в интересах ОАО «Ростелеком» на основании агентского договора.

В период с Дата обезличена года по Дата обезличена года Шадрину Г.М. были оказаны услуги международной телефонной связи, что подтверждается представленной компьютерной распечаткой тарификационных записей переговоров абонента Шадрина Г.М. за июль 2009 года, согласно которой с телефона Номер обезличен производились международные телефонные переговоры с абонентом Номер обезличен на сумму 3095,48рублей, которая до настоящего времени ответчиком не оплачена.

Как следует из объяснений Шадрина Г.М. в судебном заседании и поданной им апелляционной жалобы, свою обязанность по погашению задолженности он не признает, поскольку в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года услуги междугородной и международной телефонной связи ему и членам его семьи не предоставлялись. Кроме того, ОАО «Ростелеком» не были представлены доказательства согласования по состоянию на Дата обезличена года границ ответственности по использованию средств связи, поскольку письменный договор на оказание услуг телефонной связи с ним заключен лишь Дата обезличена года, то есть спустя семь месяцев после начисления задолженности. Полагает, что сложившаяся ситуация является следствием чьего-либо несанкционированного подключения к его телефонной сети, либо воздействием вредоносного программного обеспечения (вируса), а потому ответственность за случившиеся несет сам оператор связи, так как именно он не обеспечил защиту средств связи от несанкционированного доступа к ним и не предпринял меры по защите абонентского оборудования от постороннего воздействия.

Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям:

В соответствии с ФЗ «О связи» от 07 июля 2003 года №126 в действующей редакции оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи утверждены Постановлением Правительства РФ №310 от 18 мая 2005 года (в действующей редакции).

Правила оказания телематических услуг связи утверждены Постановлением Правительства РФ №575 от 10 сентября 2007 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года №93).

Согласно п.48 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и п.п.16,17 Правил оказания телематических услуг связи, договор на оказание услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (на оказание телематических услуг), заключаемый с гражданином, является публичным. Договор заключается на неопределенный срок. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту, или путем осуществления конклюдентных действий. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой. Договор, заключаемый путем осуществления конклюдентных действий, считается заключенным с момента осуществления абонентом и (или) пользователем вызова, либо с момента осуществления пользователем действий, направленных на получение и (или) использование телематических услуг связи.

В соответствии со ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с условиями публичной оферты ОАО «Ростелеком», опубликованной в «Российской газете» №287(3956) от 21 декабря 2005 года, договор на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи считается заключенным с момента набора пользователем цифры «8» с пользовательского оборудования (либо «07» при заказной системе обслуживания), а далее любого междугородного (международного) кода и установления междугородного (международного) соединения.

Согласно ч.3 ст.438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом.

Таким образом, по состоянию на Дата обезличена года Шадрин Г.М. состоял в фактических договорных отношениях с оператором связи, поскольку являлся абонентом ОАО «ЮТК» и длительное время пользовался услугами связи, то есть акцептовал публичную оферту путем осуществления конклюдентных действий.

В соответствии с ФЗ «О связи» от 07 июля 2003 года №126 операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

Сети связи - это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи. Средства связи - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей. Линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи. Сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей.

Законом «О связи» на операторов связи и абонентов (пользователей) возложена обязанность по использованию оборудования, отвечающего установленным стандартам и требованиям. Аналогичные обязанности сторон договора на оказание услуг связи закреплены также Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, и Правилами оказания телематических услуг связи.

Согласно Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, к абонентской линии может быть подключено только такое пользовательское (оконечное) оборудование (телефонный аппарат, факсимильный аппарат, автоответчик или иное оборудование), на которое имеется документ о подтверждении соответствия этих средств связи установленным требованиям. Обязанность по использованию оборудования, отвечающего установленным требованиям, возлагается на абонента, если иное не установлено договором (п.7). Абонент обязан содержать в исправном состоянии абонентскую линию и оборудование, находящиеся в телефонизированном помещении; не подключать к абонентской линии оборудование, не имеющее документа о подтверждении соответствия установленным требованиям (п.60).

В соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи абонент обязан: использовать для получения телематических услуг связи пользовательское (оконечное) оборудование и программное обеспечение, которое соответствует установленным требованиям; содержать в исправном состоянии абонентскую линию и пользовательское (оконечное) оборудование, находящиеся в помещении абонента, а также соблюдать правила эксплуатации этого оборудования; предпринимать меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения; препятствовать распространению спама и вредоносного программного обеспечения с его абонентского терминала (п.28). Пользователь обязан: использовать для получения телематических услуг связи пользовательское (оконечное) оборудование и программное обеспечение, которое соответствует установленным требованиям; предпринимать меры по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения; препятствовать распространению спама и вредоносного программного обеспечения с его абонентского терминала (п.30).

Таким образом, ответственность за оборудование, подлежащее подключению к абонентской линии, и обеспечение его защиты от несанкционированного доступа и от воздействия вредоносного программного обеспечения, лежит на абоненте (пользователе).

В соответствии с п.111 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи оплата услуг связи должна быть произведена в полном объеме до 20 числа месяца, следующего за расчетным.

В соответствии с п.106 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и ч.2 ст.54 ФЗ «О связи» основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем договора об оказании услуг связи.

Данные учета прохождения международного трафика, подтверждающие соединение с компьютером Шадрина Г.М. удаленных модулей, запускающихся по международному коду, зафиксированы с помощью автоматизированной системы расчетов «КУРС».

В соответствии с Правилами применения автоматизированных систем расчетов (АСР), утвержденными приказом Мининформсвязи России от 02 июля 2007 года №73, АСР представляют собой аппаратно-программный комплекс, предназначенный для предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи. В АСР обеспечивается документирование формируемой информации. Прикладное и системное программное обеспечение автоматизированной системы расчетов позволяет применять средства защиты от проникновения вредоносного программного кода (вируса).

Основанием для осуществления расчетов за услуги связи и выставления абоненту Шадрину Г.М. счета на сумму 3095,48рублей являются показания именно такого сертифицированного оборудования связи, а также детализация счета за предоставленные услуги телефонной связи за июль 2009 года по оператору ОАО «Ростелеком». При этом соответствие используемого оборудования техническим требованиям Министерства связи РФ подтверждается сертификатом соответствия регистрационный номер ОС-З-СТ-0218.

Согласно сообщению ОАО «Ростелеком» от Дата обезличена года Номер обезличен, в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года повреждений коммутационного оборудования ОАО «Ростелеком» не отмечено.

Доводы ответчика о том, что могло иметь место несанкционированное подключение к его телефонной сети, либо воздействие вредоносного программного обеспечения (вируса) на его абонентский терминал, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательства в их подтверждение не представлены.

При таких обстоятельствах суд считает выводы мирового судьи о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ОАО «Ростелеком» правомерными, и не усматривает оснований, предусмотренных ст.ст.362-364 ГПК РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Шадрина Г.М.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-330, 362-364 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску ОАО «Ростелеком» к Шадрину Г.М. о взыскании задолженности за услуги междугородной и международной телефонной связи – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шадрина Г.М. – без удовлетворения.

Определение обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Лавренченко Т.А.