Решение Георгиевского суда от 25.06.2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2010 года

г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Акопяне Г.З.,

С участием

представителя заявителя по доверенности

Курякина М.С.,

представителя лица,

действия которого оспариваются по доверенности

Бухаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Варданян ... ... об оспаривании действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Варданян А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, в котором просит признать неправомерным отказ администрации Незлобненского сельсовета в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома; обязать администрацию Незлобненского сельсовета утвердить градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу ..., кадастровый номер ..., и выдать ей разрешение на строительство нового жилого дома на данном земельном участке.

В обоснование заявленных требований Варданян А.В. указала, что на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года она является собственником земельного участка площадью 900кв.м., расположенного по адресу .... В августе 2009 года она обратилась в администрацию Незлобненского сельсовета с заявлением о разрешении строительства нового жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. Дата обезличена года Администрацией в ее адрес было направлено сообщение об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по причине отсутствия необходимых документов (градостроительного плана и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства). Впоследствии она подготовила требуемые документы и Дата обезличена года повторно обратилась в администрацию Незлобненского сельсовета с заявлением о разрешении строительства нового жилого дома на принадлежащем ей земельном участке и утверждении градостроительного плана. Однако Дата обезличена года органом местного самоуправления в ее адрес вновь было направлено сообщение об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Свой отказ Администрация мотивировала тем, что ранее располагавшееся на земельном участке домовладение по адресу: ..., принадлежавшее ФИО5, пострадало от паводка, произошедшего в июне 2002 года, и комиссией «Ростехинвентаризации» было признано непригодным для восстановления и выведено из эксплуатации. При обследовании ее земельного участка установлено наличие завершенного строительством объекта недвижимости без разрешительных документов. В соответствии со ст.222 ГК РФ собственник земельного участка, возведший на нем без получения на это необходимых разрешительных документов самовольную жилую постройку, обязан самостоятельно и за свой счет снести такую постройку. Согласно распоряжению Председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям в СК от Дата обезличена года Номер обезличен; решению Совета депутатов Незлобненского сельсовета от Дата обезличена года Номер обезличен и Постановлению главы Георгиевской территориальной государственной администрации СК от Дата обезличена года Номер обезличен, собственникам жилых домов, пострадавших от паводка в июне 2002 года, надлежало произвести их демонтаж и в срок до Дата обезличена года разобрать жилые дома, выведенные из списков жилого фонда. Прежний собственник домовладения по адресу: ..., указанные требования не выполнил, а она, не имея на то разрешительных документов, восстановила (реконструировала) жилой дом, признанный непригодным для жилья.

Считает, что отказ администрации Незлобненского сельсовета в выдаче разрешения на строительство жилого дома является неправомерным и нарушает ее права собственника земельного участка. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Номер обезличенАЕ 818570 от Дата обезличена года, принадлежащий ей земельный участок, расположенный по адресу: ..., относится к категории земель населенных пунктов и предназначен для личного подсобного хозяйства, что не исключает его использование под строительство жилого дома. В соответствии с ч.1 ст.263 ГК РФ и ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения, в соответствии целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Кроме того, такие основания для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, на которые ссылается Администрация в письме от Дата обезличена года, законом не предусмотрены.

В судебном заседании представитель заявителя - Курякин М.С., действующий на основании доверенности, заявленные Варданян А.В. требования поддержал по изложенным основаниям и настаивал на их удовлетворении.

Полномочный представитель лица, действия которого оспариваются, - администрации Незлобненского сельсовета - ... признала и пояснила, что в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от Дата обезличена года Номер обезличен и Уставом МО Незлобненского сельсовета утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения относятся к вопросам местного значения поселения.

Дата обезличена года ФИО4 обратилась в администрацию Незлобненского сельсовета с заявлением о выдаче разрешения на строительство нового жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке площадью 900 кв.м., расположенном по адресу ..., относящемся к категории земель населенных пунктов и предназначенном для личного подсобного хозяйства, что не исключает его использование под строительство жилого дома. К данному заявлению ею был приложен пакет документов, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Дата обезличена года администрацией Незлобненского сельсовета в адрес Варданян А.В. был направлен письменный ответ на ее обращение, в котором заявителю сообщалось об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Основанием для отказа послужили те обстоятельства, что: ранее располагавшееся на земельном участке домовладение по адресу: ..., принадлежавшее ФИО5, пострадало от паводка, произошедшего в июне 2002 года, и комиссией «Ростехинвентаризации» было признано непригодным для восстановления и выведено из эксплуатации, однако при обследовании земельного участка Варданян А.В. установлено наличие законченного строительством объекта недвижимости без разрешительных документов. В силу ст.222 ГК РФ, собственник земельного участка, возведший на нем без получения на это необходимых разрешительных документов самовольную жилую постройку, обязан самостоятельно и за свой счет снести такую постройку. Кроме того, согласно распоряжению Председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям в СК от Дата обезличена года Номер обезличен; решению Совета депутатов Незлобненского сельсовета от Дата обезличена года Номер обезличен и Постановлению главы Георгиевской территориальной государственной администрации СК «О дальнейшей эксплуатации домовладений, пострадавших в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Федерального округа и признанных не пригодными для дальнейшего проживания» Номер обезличен от Дата обезличена года собственникам жилых домов, пострадавших от паводка в июне 2002 года, надлежало произвести их демонтаж и в срок до Дата обезличена года разобрать жилые дома, выведенные из списков жилого фонда, при этом категорически запрещено строительство и пристройки к домовладениям, выведенным из жилищного фонда, на участках, пострадавших от наводнения. Прежний собственник домовладения по адресу: ст.Незлобная, ул.Станционная, д.75, указанные требования не выполнил, а Варданян А.В., не имея на то разрешительных документов, восстановила (реконструировала) жилой дом, признанный непригодным для жилья.

Направленный администрацией Незлобненского сельсовета в адрес Варданян А.В. письменный отказ в выдаче разрешения на строительство является единственным документом, вынесенным органом местного самоуправления по результатам рассмотрения ее заявления от Дата обезличена года о выдаче разрешения на строительство жилого дома. При этом в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства данный вопрос Администрацией по существу не рассматривался, каких-либо действий по заявлению, предусмотренных Градостроительным кодексом, не совершалось.

Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Варданян А.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 263 ГК РФ и ч.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, в соответствии целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как установлено судом, на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена года за Номер обезличен, Варданян А.В. является собственником земельного участка площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: ..., что подтверждается представленным суду договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права Номер обезличен от Дата обезличена года.

Дата обезличена года Варданян А.В. обратилась в орган местного самоуправления ст.Незлобной с заявлением о выдаче разрешения на строительство нового жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, представив пакет документов, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Дата обезличена года администрацией Незлобненского сельсовета в адрес Варданян А.В. было направлено сообщение за Номер обезличен в котором указано, что ранее располагавшееся на земельном участке домовладение по адресу: ... принадлежавшее ФИО5, пострадало от паводка, произошедшего в июне 2002 года, и комиссией «Ростехинвентаризации» было признано непригодным для восстановления и выведено из эксплуатации, однако при обследовании земельного участка Варданян А.В. установлено наличие законченного строительством объекта недвижимости без разрешительных документов. В силу ст.222 ГК РФ, собственник земельного участка, возведший на нем без получения на это необходимых разрешительных документов самовольную жилую постройку, обязан самостоятельно и за свой счет снести такую постройку. Кроме того, согласно распоряжению Председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям в СК от Дата обезличена года Номер обезличен; решению Совета депутатов Незлобненского сельсовета от Дата обезличена года Номер обезличен и Постановлению главы Георгиевской территориальной государственной администрации СК «О дальнейшей эксплуатации домовладений, пострадавших в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Федерального округа и признанных не пригодными для дальнейшего проживания» Номер обезличен от Дата обезличена года собственникам жилых домов, пострадавших от паводка в июне 2002 года, надлежало произвести их демонтаж и в срок до Дата обезличена года разобрать жилые дома, выведенные из списков жилого фонда, при этом категорически запрещено строительство и пристройки к домовладениям, выведенным из жилищного фонда, на участках, пострадавших от наводнения. Прежний собственник домовладения по адресу: ..., указанные требования не выполнил, а Варданян А.В., не имея на то разрешительных документов, восстановила (реконструировала) жилой дом, признанный непригодным для жилья.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом соответствующими письменными доказательствами и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ч.1 ст.254 ГПК РФ и ст.1 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года №4866-1 (в редакции ФЗ №197-ФЗ от 14 декабря 1995 года и №4-ФЗ от 09 февраля 2009 года) гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению гражданина были нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года №2, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года №131 органы местного самоуправления это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В силу положений ст.14 указанного ФЗ, к вопросам местного значения поселения, в числе прочего, относится: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Данные положения ФЗ также закреплены в Уставе МО Незлобненского сельсовета Георгиевского района СК.

Выдача разрешений на строительство регулируется нормами Градостроительного кодекса РФ.

В силу положений ст.51 ГрК РФ, для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы соответствующее заявление, к которому прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (ч.9).

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 9 настоящей статьи документов (ч.10).

Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, в течение 10 дней с момента получения заявления:

- проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

- проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

- выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч.11).

Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, отказывает в выдаче разрешения на строительство:

- при отсутствии документов, предусмотренных ч.9 настоящей статьи,

-при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

При этом перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Судом установлено, что администрацией Незлобненского сельсовета как органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, предусмотренные законом действия по заявлению Варданян А.В. не производились, представленные заявителем документы в установленный законом срок на предмет их достаточности и соответствия требованиям закона (ст.51 ГрК РФ) не проверялись, заявление Варданян А.В. в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ, не рассматривалось. Более того, направленное в адрес заявителя письмо от Дата обезличена года за Номер обезличен не содержит выводов о результатах такого рассмотрения и анализа представленных документов с точки зрения градостроительного законодательства, а также не содержит властного волеизъявления органа местного самоуправления относительного поставленного перед ним вопроса о выдаче разрешения на строительство нового жилого дома либо об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу изложенного, у суда отсутствуют основания расценивать письмо администрации Незлобненского сельсовета от Дата обезличена года как отказ в выдаче Варданян А.В. разрешения на строительство. В данном случае, по мнению суда, имеет место бездействие органа местного самоуправления по рассмотрению заявления гражданина о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Учитывая, что законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, доводы администрации Незлобненского сельсовета, изложенные в письме от Дата обезличена года за Номер обезличен и поддержанные в судебном заседании полномочным представителем администрации Незлобненского сельсовета Бухаевой И.Ю., о том, что домовладение по адресу: ..., пострадало от паводка, произошедшего в июне 2002 года и комиссией «Ростехинвентаризации» было признано непригодным для восстановления, и выведено из эксплуатации, а при обследовании земельного участка установлено наличие законченного строительством объекта недвижимости, который Варданян А.В., не имея на то разрешительных документов, восстановила (реконструировала), существенного значения не имеют, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Таким образом, по общему правилу суд принимает решение по заявленным требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, к которым относятся дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, что вызвано необходимостью обеспечить надлежащий судебный контроль за правомерностью действий властных субъектов, однако суд связан предметом заявленных требований.

Варданян А.В. заявлено требование об оспаривании отказа администрации Незлобненского сельсовета в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома. В судебном заседании полномочный представитель заявителя Курякин М.С. не пожелал изменить предмет оспаривания и настаивал на рассмотрении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом установлено отсутствие указанного заявителем предмета оспаривания, заявление Варданян А.В. о признании неправомерным отказа администрации Незлобненского сельсовета в выдаче разрешения на строительство жилого дома не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Варданян ... в удовлетворении заявления об оспаривании действий органа местного самоуправления - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья Лавренченко Т.А.