Дело №2-974/10



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2010 года

г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Самкиной Е.С.,

С участием

истца

Компанейцева М.Н.,

представителя ответчиков по доверенности

Выскорка Р.С.,

представителя третьего лица по доверенности

Тютюник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Компанейцева М.Н. к Военному комиссариату г.Георгиевска и Георгиевского района и призывной комиссии Георгиевского муниципального района об оспаривании решений призывной комиссии, признании права на отсрочку и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Компанейцев М.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г.Георгиевска и Георгиевского района и призывной комиссии Георгиевского муниципального района, в котором просит: признать за ним право на отсрочку от призыва на военную службу; признать незаконным решение призывной комиссии Георгиевского муниципального района СК от 30 декабря 2007 года о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Георгиевского муниципального района СК от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) о призыве его на военную службу; взыскать с ответчика Военного комиссариата г.Георгиевска и Георгиевского района в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 30000рублей.

В судебном заседании Компанейцев М.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить и в обоснование иска пояснил, что в 2006 году поступил в Воронежский колледж ФСИН России. Перед поступлением в колледж, Дата обезличена года, с ним был заключён контракт о службе в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, стороной в котором выступало УФСИН России по Ставропольскому краю. Согласно данному контракту и п.п.5.3. Приказа Минюста РФ от 6 июня 2005 года №76 «Об утверждении инструкции и порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», по окончанию обучения он обязан проходить службу в подразделениях уголовно-исполнительной системы Ставропольского края не менее 5 лет. Приказом начальника Воронежского колледжа ФСИН России от Дата обезличена года Номер обезличен л/с он был зачислен курсантом в указанное учебное заведение и с Дата обезличена года ему было присвоено специальное звание «рядовой внутренней службы». Дата обезличена года им была принята присяга сотрудников органов внутренних дел РФ. В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1819-р от 25 декабря 2006 года и приказом ФСИН России №74 от 13 февраля 2007 года «Об утверждении Устава ФГУ ВПО «Воронежский институт ФСИН» на базе колледжа создано федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (ФГОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России»). В декабре 2008 года, по окончании обучения в ФГОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России», ему была присвоена квалификация «юрист» по специальности «правоохранительная деятельность», приказом Министерства юстиции Российской Федерации Номер обезличенк от Дата обезличена года ему присвоено специальное звание «лейтенант внутренней службы». Приказом начальника Воронежского института ФСИН России Номер обезличен л/с от Дата обезличена года он был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в УФСИН РФ по СК. Дата обезличена года им был заключён контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на пять лет. Приказом УФСИН России по Ставропольскому краю Номер обезличен л/с от Дата обезличена года он назначен на должность ..., в данный момент на основании Приказа УФСИН России по СК Номер обезличен л/с от Дата обезличена года он является ..., где и проходит службу в настоящее время.

В период обучения в Воронежском колледже ФСИН России решением призывной комиссии Георгиевского муниципального района от 30 декабря 2007 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действовавшей на тот период).

Поскольку указанная норма закона предусматривала отсрочку от призыва на период службы в соответствующих органах, он полагал, что отсрочка предоставлена ему до окончания срока службы в органах ФСИН.

Однако в мае 2010 года он был вызван повесткой в Военный комиссариат г.Георгиевска и Георгиевского района для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, где ему стало известно о том, что решением призывной комиссии Георгиевского муниципального района от 30 декабря 2007 года отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена ему до 30 декабря 2008 года, то есть до окончания срока обучения в ФГОУ ВПО Воронежский институт ФСИН (Воронежский колледж ФСИН).

Считает решение призывной комиссии Георгиевского муниципального района от 30 декабря 2007 года в части срока предоставления отсрочки незаконным и просит восстановить ему срок для его оспаривания, который пропущен им по уважительной причине.

Решением призывной комиссии Георгиевского муниципального района от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) он призван на военную службу по основаниям, предусмотренным ст.22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Не соглашаясь с решением призывной комиссии Георгиевского муниципального района, он подал жалобу на имя председателя призывной комиссии Ставропольского края, из ответа на которую следует, что в соответствии с действующей редакцией п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, поступившие на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы непосредственно по окончанию образовательных учреждений высшего профессионального образования указанного ведомства, при наличии у них специальных званий. Необходимым условием получения отсрочки от призыва на военную службу является факт окончания гражданами данной категории образовательных учреждений высшего профессионального образования соответствующих ведомств, что по своему конституционно-правовому смыслу однозначно подразумевает наличие у них соответствующего высшего профессионального образования (диплома о высшем профессиональном образовании). Так как указанный документ у него отсутствует, права на отсрочку от призыва на военную службу по данному основанию он не имеет, в связи с чем решение призывной комиссии является обоснованным.

Однако с указанными доводами он не согласен. Считает решение призывной комиссии Георгиевского муниципального района от Дата обезличена года о призыве на военную службу незаконным, нарушающим его права и подлежащим отмене, поскольку до 01 января 2008 года, то есть до вступления в законную силу изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 года в редакции ФЗ №328-ФЗ от 04 декабря 2007 года, у него имелись законные основания на получение отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ (в редакции Федерального закона №104-ФЗ от 06 июля 2006 года), в соответствии с которым отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, проходящим службу на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, обучающимся в образовательных учреждениях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, Уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах или учреждениях. Срок его службы в УФСИН России по СК ... в настоящее время не истек. Не оспаривает, что со вступлением с 01 января 2008 года в законную силу изменений в ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 года, основания для предоставлении ему отсрочки в текущем периоде отсутствуют, однако считает, что в отношении него еще не истек срок и не исчезли основания ранее предоставленной отсрочки от призыва на военную службу.

Кроме того, действиями ответчика ему причинен моральный вред, который выражается в испытываемых им физических и нравственных страданиях, так как в связи с участием в призывной компании он неоднократно отвлекался от работы, от повседневных забот и дел, много нервничал по данному поводу, в результате чего у него ухудшилось здоровье.

Представитель ответчиков – военного комиссариата г.Георгиевска и Георгиевского района и призывной комиссии Георгиевского муниципального района – Выскорка Р.С., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения исковых требований Компанейцева М.Н. и пояснил, что оснований к их удовлетворению не имеется, так как не имеется оснований к отмене решения призывной комиссии Георгиевского муниципального района от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) о призыве Компанейцева М.Н. на военную службу.

Решением призывной комиссии Георгиевского муниципального района от 30 декабря 2007 года в соответствии с п.п.«з» ч.1 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действовавшей до 31 декабря 2007 года, на основании справки учебного заведения Компанейцеву М.Н. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 декабря 2008 года, то есть до окончания срока обучения в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования – Воронежском колледже ФСИН России, в котором он обучался с 2006 года по очной форме обучения.

С 1 января 2008 года мероприятия, связанные с призывом, и соответственно призыв граждан на военную службу осуществляются в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 года в редакции ФЗ №328 от 04 декабря 2007 года с последующими изменениями.

В действующей редакции ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсутствует законодательно предусмотренное положение, допускающее применение к возникшим после 01 января 2008 года отношениям, регулируемым названным Законом, применение положений Закона в ранее действовавшей редакции.

Согласно п.п.«з» ч.1 ст.24 Закона, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют, граждане, поступившие на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы непосредственно по окончанию образовательных учреждений высшего профессионального образования указанного ведомства, при наличии у них специальных званий. Необходимым условием получения отсрочки от призыва на военную службу является факт окончания гражданами данной категории образовательных учреждений высшего профессионального образования соответствующих ведомств.

В соответствии с п.17 Положения «О призыве на военную службу граждан РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Названным Положением не предусмотрено рассмотрение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу повторно в том числе в случае, если в период действия срока отсрочки от призыва у призывника возникли иные основания для предоставления отсрочки, поскольку п.1 ст.5 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст.23, 24 Закона, пользуются указанными отсрочками и освобождениями до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Более того, при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу призывная комиссия в своей деятельности руководствуется Приложением к Приказу Министерства обороны от 2 октября 2007 года №400 от 02 октября 2007 года «О мерах по реализации постановления Правительства РФ № 663 от 11 июня 2006 года», которое определяет перечень документов предоставляемых в призывную комиссию для получения права на отсрочку.

Так сотруднику органов уголовно-исполнительной системы в призывную комиссию необходимо представить:

- соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании;

- справку с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта, заверенную печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения.

На момент вынесения решения призывной комиссией в 2007 году у Компанейцева М.Н. не было документов, подтверждающих его право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу как окончившему образовательные учреждения соответствующих органов или поступившему на службу в эти органы, поэтому призывная комиссия вынесла решение о предоставлении ему отсрочки, как обучающемуся в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Воронежский колледж Федеральной службы исполнения наказаний», на основании предоставленной учебным заведением справки, до окончания указанного в ней срока обучения, то есть до 30 декабря 2008 года.

Принимая во внимание новую редакцию Закона, согласно которой призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п.19 Положения «О призыве на военную службу граждан РФ»), а также тот факт, что Компанейцев М.Н. имеет диплом о среднем профессиональном образовании, в 2010 году отсрочка от призыва на военную службу ему не может быть предоставлена, так как срок ранее предоставленной отсрочки истек 30 декабря 2008 года, а согласно действующему законодательству, оснований для ее повторного предоставления истцу не имеется, в связи с чем решение призывной комиссии Георгиевского муниципального района от Дата обезличена года является обоснованным и законным.

Требование о компенсации морального вреда в сумме 30000 рублей не признает, так как мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении истца осуществлялись в строгом соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Приказами Министерства обороны РФ №400 от 06 сентября 1999года «О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ от 1 июня 1999 года №587 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан РФ» и №400 от 02 октября 2007 года «О мерах по реализации постановления Правительства РФ № 663 от 11 июня 2006 года». Фактов ненадлежащего исполнения призывной комиссией г.Георгиевска и Георгиевского района своих функций, которые повлекли бы причинение Компанейцеву М.Н. морального вреда или существенно нарушили его неимущественные права и законные интересы, либо посягали на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не установлено.

Представитель третьего лица – ... Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю» – Тютюник А.А., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований Компанейцева М.Н. и пояснил, что Компанейцев М.Н. в 2006 году поступил в Воронежский колледж ФСИН России. Перед поступлением в образовательное учреждение ФСИН РФ с ним был заключен контракт о службе в органах в уголовно-исполнительной системы, стороной в которой выступало УФСИН РФ по Ставропольскому краю. Приказом начальника Воронежского колледжа ФСИН России от Дата обезличена года Номер обезличенл/с он был зачислен курсантом в данное учебное заведение и с Дата обезличена года ему было присвоено специальное звание «рядовой внутренней службы». С указанного времени Компанейцев М.Н. состоит на службе в ФСИН РФ. В срок службы засчитывается период обучения. На основании приказа Минюста РФ от 06 июня 2005 года №76 «Об утверждении инструкции и порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» и в соответствии с условиями контракта по окончании обучения выпускники образовательных учреждений ФСИН России обязаны проходить службу в подразделениях уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет. В декабре 2008 года, по окончании обучения в ФГОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России», Компанейцеву М.Н. была присвоена квалификация «юрист» по специальности «правоохранительная деятельность». Приказом Министерства юстиции Российской Федерации Номер обезличенк от Дата обезличена года ему было присвоено специальное звание «лейтенант внутренней службы». Приказом начальника Воронежского института ФСИН России Номер обезличен л/с от Дата обезличена года он был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в УФСИН РФ по СК.

Дата обезличена года с лейтенантом внутренней службы Компанейцевым М.Н. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на пять лет. Приказом УФСИН России по Ставропольскому краю Номер обезличенл/с от Дата обезличена года он назначен на должность ..., с Дата обезличена года является .... За время прохождения службы, с Дата обезличена года по настоящее время, Компанейцев М.Н. зарекомендовал себя как добросовестный, ответственный сотрудник, грамотно исполняющий возложенные на него обязанности. Со стороны начальствующего состава замечаний по вопросам несения службы и соблюдения служебной дисциплины нет. Кроме того, Компанейцев М.Н. неоднократно поощрялся начальником учреждения за добросовестное несение службы. В случае призыва в ряды Вооруженных сил РФ для прохождения срочной службы лейтенант внутренней службы Компанейцев М.Н. будет вынужден досрочно разорвать контракт с УФСИН России по СК без права последующего восстановления на прежнем месте службы по занимаемой должности, без сохранения специального стажа службы (выслуги лет) и соответствующих социальных гарантий.

Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Компанейцева М.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 года (в редакции ФЗ №328 от 04 декабря 2007 года) призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим ФЗ освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2). Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7).

В соответствии с ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года №4866-1 (в редакции ФЗ №197-ФЗ от 14 декабря 1995 года и №4-ФЗ от 09 февраля 2009 года) и ст.254 ГПК РФ каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Как установлено судом, лейтенант внутренней службы Компанейцев М.Н. проходит службу в уголовно-исполнительной системе (ФСИН России) в должности ... Федерального бюджетного учреждения «...».

Решением призывной комиссии Военного комиссариата г.Георгиевска и Георгиевского района от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) Компанейцев М.Н. призван на военную службу.

Не соглашаясь с решением призывной комиссии, Компанейцев М.Н. предъявил требования об его отмене как незаконного и признании за ним права на отсрочку от призыва на военную службу, ссылаясь на то, что решением призывной комиссии Военного комиссариата г.Георгиевска и Георгиевского района от 30 декабря 2007 года ему была предоставлена отсрочка от призыва, срок которой до настоящего времени не истек.

Как следует из объяснений представителя ответчиков в судебном заседании, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, поступившие на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы непосредственно по окончанию образовательных учреждений высшего профессионального образования указанного ведомства, при наличии у них специальных званий. Необходимым условием получения отсрочки от призыва на военную службу является факт окончания гражданами данной категории образовательных учреждений высшего профессионального образования. Принимая во внимание действующую редакцию ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также тот факт, что Компанейцев М.Н. имеет диплом о среднем профессиональном образовании, в 2010 году отсрочка от призыва на военную службу ему не может быть предоставлена, так как решением призывной комиссии Военного комиссариата г.Георгиевска и Георгиевского района от 30 декабря 2007 года на основании ранее действующей редакции ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ему была предоставлена отсрочка, срок которой истек 30 декабря 2008 года, а согласно действующему законодательству, оснований для ее повторного предоставления Компанейцеву М.Н. не имеется, поскольку граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст.23, 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», пользуются указанными отсрочками и освобождениями только один раз – до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям:

Как установлено судом, в 2006 году Компанейцев М.Н. поступил в Воронежский колледж ФСИН России.

Перед поступлением в колледж, 18 августа 2006 года, с Компанейцевым М.Н. был заключён контракт о службе в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, стороной в котором выступает УФСИН России по Ставропольскому краю. Согласно условиям указанного контракта и п.п.5.3. Приказа Минюста РФ от 6 июня 2005 года №76 «Об утверждении инструкции и порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», по окончанию обучения Компанейцев М.Н. обязан проходить службу в подразделениях уголовно-исполнительной системы Ставропольского края не менее 5 лет.

Приказом начальника Воронежского колледжа ФСИН России от Дата обезличена года Номер обезличен л/с Компанейцев М.Н. был зачислен курсантом в указанное учебное заведение и с Дата обезличена года ему было присвоено специальное звание «рядовой внутренней службы».

Дата обезличена года Компанейцевым М.Н. была принята присяга сотрудников органов внутренних дел РФ.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1819-р от 25 декабря 2006 года и приказом ФСИН России №74 от 13 февраля 2007 года «Об утверждении Устава ФГУ ВПО «Воронежский институт ФСИН» на базе колледжа создано федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (ФГОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России»).

В декабре 2008 года, по окончании обучения в ФГОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России», Компанейцеву М.Н. была присвоена квалификация «юрист» по специальности «правоохранительная деятельность».

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации Номер обезличенк от Дата обезличена года Компанейцеву М.Н. присвоено специальное звание «лейтенант внутренней службы».

Приказом начальника ФГОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России» Номер обезличен л/с от Дата обезличена года Компанейцев М.Н. был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в УФСИН РФ по Ставропольскому краю.

Дата обезличена года истцом был заключён контракт о службе в уголовно-исполнительной системе (УФСИН России по СК) сроком на пять лет.

Приказом УФСИН России по СК Номер обезличенлс от Дата обезличена года Компанейцев М.Н. назначен на должность мастера ... федерального бюджетного учреждения ..., с Дата обезличена года является ... названного учреждения, где и проходит службу в настоящее время.

Указанные обстоятельства подтверждаются: копией личного дела гражданина, подлежащего призыву на военную службу Компанейцева М.Н., копией личного дела лейтенанта внутренней службы Компанейцева М.Н. и по существу не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Судом также установлено, что в период обучения в Воронежском колледже ФСИН России (ФГОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России») решением призывной комиссии Военного комиссариата г.Георгиевска и Георгиевского района от 30 декабря 2007 года на основании п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Компанейцеву М.Н. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 декабря 2008 года, то есть до окончания срока обучения в образовательном учреждении.

Вместе с тем, редакция указанной нормы Закона по состоянию на 30 декабря 2007 года не предполагала предоставление отсрочки до окончания обучения в образовательном учреждении.

В соответствии п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-ФЗ в редакции, действовавшей до 31 декабря 2007 года, отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам, проходящим службу на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, обучающимся в образовательных учреждениях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов Уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах или учреждениях.

Приказом Министерства юстиции РФ №76 от 06 июня 2005 года утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Указанная Инструкция регламентирует порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы и деятельность должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства юстиции РФ (п.1.3).

В соответствии с п.3.1 Инструкции профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Согласно п.4.5 Инструкции, прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется путем заключения контрактов.

В соответствии с п.п.5.3, 5.4 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Контракт заключается после оформления личного дела гражданина, поступающего на службу (учебу). Он составляется в письменной форме и подписывается гражданином и соответствующим руководителем учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ №4202-1 от 23 декабря 1992 года, сотрудниками органов внутренних дел РФ являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД РФ, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Согласно условиям контрактов о службе в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, заключенных между ФИО6 и УФСИН России по СК от Дата обезличена года и от Дата обезличена года, а также п.п.5.3. Приказа Минюста РФ №76 от 6 июня 2005 года «Об утверждении инструкции и порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», по окончанию обучения в Воронежском колледже ФСИН России Компанейцев М.Н. обязан проходить службу в подразделениях уголовно-исполнительной системы Ставропольского края не менее пяти лет.

Учитывая положения вышеперечисленных норм и изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что с Дата обезличена года Компанейцев М.Н. состоит на службе в Уголовно-исполнительной системе РФ, а потому, в силу п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-ФЗ в редакции, действовавшей до 31 декабря 2007 года, с момента поступления на службу (учебу) у него возникло право на отсрочку от призыва на военную службу до окончания срока службы в ФСИН РФ.

Таким образом, решением призывной комиссии Георгиевского муниципального района от 30 декабря 2007 года отсрочка от призыва на военную службу до 30 декабря 2008 года, то есть до окончания срока обучения в ФГОУ ВПО Воронежский институт ФСИН (Воронежский колледж ФСИН), была предоставлена Компанейцеву М.Н. неправомерно, поскольку, в силу закона, должна была быть предоставлена на период службы в ФСИН России, а потому данное решение в части срока предоставления отсрочки является незаконным.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Компанейцевым М.Н. заявлено требование о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права по тем основаниям, что о нарушении решением призывной комиссии Георгиевского муниципального района от 30 декабря 2007 года его прав ему стало известно лишь в мае 2010 года при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Учитывая конституционное право каждого гражданина на судебную защиту нарушенного права или законного интереса, а также то, что доводы истца об уважительности причин пропуска срока нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд считает возможным восстановить истцу срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Георгиевского муниципального района от 30 декабря 2007 года.

В соответствии п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2008 года, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

Таким образом, действующая редакция ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не предоставляет истцу законных оснований для отсрочки от призыва на военную службу в текущем периоде.

Вместе с тем, основание для предоставления Компанейцеву М.Н. отсрочки возникло до вступления в силу изменений в вышеуказанный закон.

В соответствии со ст.59 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Более того, в соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в этом случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие его правовые последствия, предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.1 ч.ч.1, 2, 18, 54 ч.1, 55 ч. ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ.

Доводы ответчика о том, что Компанейцев М.Н. имеет диплом о среднем профессиональном образовании, а потому не имеет права на отсрочку от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным п.п.«з» ч.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку редакция указанного Закона, действовавшая на момент предоставления истцу отсрочки в 2007 году, не содержала запрета на предоставление отсрочки лицам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального уровня органов ФСИН РФ и проходящим службу в указанных органах.

Ссылка ответчика на Приказ Министерства обороны РФ №400 от 6 сентября 1999 года «О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ от 1 июня 1999 года №587 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан РФ», действующий до 01 января 2008 года, и Приказ Министерства обороны РФ №400 от 2 октября 2007 года «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663», действующий в настоящее время, регламентирующие порядок проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, также несостоятельна, поскольку указанные Приказы являются подзаконными нормативно-правовыми актами, носят разъяснительный внутриведомственный характер, не устанавливают оснований и сроков предоставления отсрочки от призыва на военную службу и не содержат норм, запрещающих Военному комиссариату (призывной комиссии ВК) истребовать сведения о наличии оснований для предоставления призывнику отсрочки и сроков ее предоставления.

Более того, в соответствии с положениями Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе и Перечня документов, истребуемых военным комиссариатом у гражданина, имеющего основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, военный комиссар района в ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет: проводит предварительное предназначение граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями, по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам; выявляет граждан: имеющих основания для предоставления им отсрочки от призыва на военную службу; проходящих подготовку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования по военно-учетным специальностям. Истребует у лиц, подлежащих призыву, относящихся к категории граждан, окончивших государственное, муниципальное или имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и проходящих службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающихся в образовательных учреждениях указанных органов или окончивших данные образовательные учреждения и получивших специальное звание: диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления; справку с места работы (учебы), заверенную печатью и подписью руководителя соответствующего учреждения или органа и печатью этого учреждения или органа; выписку из приказа о присвоении гражданину специального звания.

Таким образом, выявление наличия оснований для предоставления гражданину отсрочки от призыва и истребование необходимых документов, является прямой обязанностью ответчиков.

Проанализировав все вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит в выводу о том, что истец сохраняет право на отсрочку от призыва на военную службу до окончания срока службы в Уголовно-исполнительной системе РФ (ФСИН России), возникшее у него на основании положений ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-ФЗ в редакции, действовавшей до 31 декабря 2007 года. Решение призывной комиссии Военного комиссариата г.Георгиевска и Георгиевского района от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) о призыве на военную службу указанное право истца нарушает, является незаконным и подлежит отмене.

Компанейцевым М.Н. также заявлены требования о компенсации морального вреда в сумме 30000рублей со ссылкой на то, что в результате неправомерных действий ответчика он испытывал физические и нравственные страдания, так как в связи с участием в призывной компании неоднократно отвлекался от работы, от повседневных забот и дел, много нервничал по данному поводу, в результате чего у него ухудшилось здоровье.

В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года №4866-1 (в редакции ФЗ №197-ФЗ от 14 декабря 1995 года и №4-ФЗ от 09 февраля 2009 года) вопрос о компенсации морального вреда, нанесенного гражданину признанными незаконными действиями (решениями), подлежит разрешению в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 года №10 (в редакции Постановлений Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 №10, от 15 января 1998 №1 и от 06 февраля 2007 №6), - требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в случае совершения действий, нарушающих личные неимущественные права гражданина, либо посягающих на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Поскольку возможность компенсации морального вреда не предусмотрена действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения (ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), и доказательства того, что ответчиком были предприняты действия, посягающие на личные неимущественные права Компанейцева М.Н. или принадлежащие ему нематериальные блага, которые причинили бы ему нравственные или физические страдания, в том числе повлекли ухудшение состояния его здоровья, суду не представлены, требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Компанейцева М.Н. к Военному комиссариату г.Георгиевска и Георгиевского района и призывной комиссии Георгиевского муниципального района об оспаривании решений призывной комиссии, признании права на отсрочку и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Компанейцеву М.Н. восстановить срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Георгиевского муниципального района СК от 30 декабря 2007 года.

Решение призывной комиссии Георгиевского муниципального района СК от 30 декабря 2007 года о предоставлении Компанейцеву М.Н. отсрочки от призыва на военную службу до окончания срока обучения в образовательном учреждении, то есть 30 декабря 2008 года, признать незаконным в части срока предоставления отсрочки.

Признать за Компанейцевым М.Н. право на отсрочку от призыва на военную службу до окончания срока службы в Уголовно-исполнительной системе РФ.

Признать незаконным и отменить Решение призывной комиссии Георгиевского муниципального района от Дата обезличена года (протокол Номер обезличен) о призыве Компанейцева М.Н. на военную службу.

Компанейцеву М.Н. в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2010 года).

Судья Лавренченко Т.А.