Дело №2-1222/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 года г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Моисеенко А.С.,

с участием

представителя истца по доверенности

Михайлова В.К.,

представителя ответчика по доверенности

Устименко Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А.П. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Соколов А.П. обратился в суд с иском, в котором просит: признать отказ администрации Георгиевского муниципального района СК и Министерства строительства и архитектуры СК в выдаче ему государственного жилищного сертификата незаконным; признать за ним право на получение сертификата, обязать администрацию Георгиевского муниципального района СК представить его учетное дело в Министерство строительства и архитектуры СК; обязать Министерство строительства и архитектуры СК выдать ему, как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья.

В судебном заседании представитель истца Михайлов В.К., действующий на основании доверенности, исковые требования Соколова А.П. поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил, что Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации СК № от ДД.ММ.ГГГГ Соколов А.П. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 6 человек и с ДД.ММ.ГГГГ является участником Президентской Программы «Государственные жилищные сертификаты». В настоящее время Соколов А.П. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с составом семьи 1 человек. На дату увольнения Соколова А.П. из рядов Вооруженных Сил РФ его календарная выслуга лет составила 20 лет 3 месяца 20 дней, в льготном исчислении – 24 года 10 месяцев 28 дней.

Согласно п.п.«г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года и не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме, согласно приложению №5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения; ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилых помещений для постоянного проживания; з) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Вышеуказанные документы были представлены Соколовым А.П. в администрацию Георгиевского муниципального района и хранятся в его учетном деле, однако Министерство строительства и архитектуры СК и администрация Георгиевского муниципального района отказали Соколову А.П. в выдаче государственного жилищного сертификата, ссылаясь на отсутствие справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы (либо обязательства о сдаче жилого помещения).

Однако такая справка не может быть им предоставлена, поскольку войсковой частью №6646 г.Ухты РК, где Соколов А.П. проходил военную службу, он жильем не обеспечивался, а потому и сдавать ничего не мог. В сентябре 1990 года Соколов А.П. с составом семьи 5 человек обеспечивался муниципальным жильём – квартирой по адресу: <адрес> <адрес>, однако с ДД.ММ.ГГГГ истец указанным жильём не пользуется, его нанимателем либо сонанимателем не является, в квартире не зарегистрирован и фактически не проживает, членом семьи нанимателя квартиры – Соколовой Л.Г. не является, так как ДД.ММ.ГГГГ брак с ней расторг. С ДД.ММ.ГГГГ он временно проживает и зарегистрирован на основании договора коммерческого найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Считает, что отказ администрации Георгиевского муниципального района СК и Министерства строительства и архитектуры СК в выдаче Соколову А.П. государственного жилищного сертификата является неправомерным и нарушает его права, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку в течение всего периода военной службы, в том числе и по последнему месту службы в в/ч №6646 г.Ухты республики Коми, откуда и был уволен в запас, он жильем не обеспечивался и жилого помещения для постоянного проживания в настоящее время не имеет.

Представитель ответчика – администрации Георгиевского муниципального района СК – Устименко Р.Ю., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований Соколова А.П. и пояснил, что с 1998 года истец состоит на учете в Георгиевской территориальной государственной администрации СК (с 2001 года – в администрации Георгиевского муниципального района СК) в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ является участником Президентской Программы «Государственные жилищные сертификаты». В настоящее время, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», Соколов А.П. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с составом семьи один человек. Согласно распоряжению Правительства СК, на территории края государственные жилищные сертификаты военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, выдаются Министерством строительства и архитектуры СК на основании сведений (списков граждан, изъявивших желание получить сертификат), представленных администрацией муниципального образования по месту, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в список граждан – получателей сертификатов, а в отношении указанных в п.п.«г» п.5 настоящих Правил граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в связи с отсутствием у них жилых помещений для постоянного проживания и включенных в эти списки, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в подпункте «з» п.44 настоящих Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения.

Администрацией Георгиевского муниципального района СК подготовлен пакет документов на Соколова А.П., однако поскольку истцом не представлена справка, подтверждающая факт сдачи жилого помещения по последнему месту военной службы (либо обязательство о сдаче жилья), государственный жилищный сертификат ему не может быть выдан. Кроме того, требования истца о признании незаконным отказа администрации Георгиевского муниципального района в выдаче государственного жилищного сертификата необоснованны, так как у администрации отсутствуют полномочия по выдаче жилищных сертификатов.

Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, являясь ответчиком по делу, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.

В представленном суду отзыве на исковые требования Соколова А.П. Министерство строительства и архитектуры СК возражало против удовлетворения исковых требований и указало, что в соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», путем выдачи государственного жилищного сертификата. В сводном списке граждан - участников подпрограммы по Ставропольскому краю на 2010 год, сформированному на основании списков, представленных администрациями органов местного самоуправления края, Соколов А.П. не состоит. В соответствии с п.п.«з» п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет наряду с другими документами справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, ее отсутствие служит основанием для отказа в выдаче сертификата. Согласно п.30 Правил, органы местного самоуправления в отношении граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в п.п.«з» п.44 Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п.44 Правил, сертификат не выдается.

Поскольку предоставленное ранее жилое помещение по адресу: <адрес>, Соколов А.П. в установленном законом порядке квартирно-эксплуатационным органам не сдал, выделение ему жилищного сертификата противоречит Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и рассматривается государственным заказчиком Подпрограммы, как грубое нарушение и нецелевое использование федеральных бюджетных средств. В силу вышеизложенного, Соколов А.П. не может быть обеспечен социальной выплатой на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на которую удостоверяется государственным жилищным сертификатом, ввиду отсутствия достоверных сведений о сдаче ранее занимаемого жилого помещения.

Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Соколова А.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соколов А.П. проходил военную службу по призыву в войсках МВД, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходил службу по контракту в войсковой части №6646 г.Ухта республики Коми, откуда Приказом командующего ВСЗО ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № л/с с ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас ВС с действительной военной службы по п.«а», ч.2, ст.49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями). На момент увольнения Соколова А.П. общая продолжительность его службы в календарном исчислении составила 20 лет 3 месяца 20 дней, в льготном исчислении – 24 года 10 месяцев 28 дней. Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации СК № от ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик Соколов А.П. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи – 6 человек. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Соколов А.П. включен Георгиевской территориальной государственной администрацией СК в состав кандидатов на участие в Президентской Программе «Государственные жилищные сертификаты», как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент рассмотрения дела судом Соколов А.П. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Георгиевского муниципального района СК, в установленном законом порядке с учета не снят и является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, с составом семьи 1 человек.

Указанные обстоятельства подтверждаются учетным делом старшего прапорщика Соколова А.П. и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от 15 октября 2007 года, 10 апреля 2008 года, 08 мая 2009 года) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ №675 от 17 сентября 2001 года, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.п.«г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года №153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

В соответствии с п.6-п.8 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил и изъявившие такое желание. Из числа граждан-участников подпрограммы социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Применительно к подпрограмме, основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

В соответствии с п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме, согласно приложению №5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения; ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилых помещений для постоянного проживания; з) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

В соответствии с п.30 Правил органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки граждан – получателей сертификата, а в отношении указанных в п.п.«г» п.5 настоящих Правил граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в связи с отсутствием у них жилых помещений для постоянного проживания и включенных в эти списки, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в п.п.«з» п.44 настоящих Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения.

В силу положений п.п.24-30 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год органы местного самоуправления формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п.5 настоящих Правил, и представляют его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. В 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Выписки из сводного списка доводятся до сведения органов местного самоуправления, которые в свою очередь доводят указанное решение органа исполнительной власти до сведения граждан.

Таким образом и орган местного самоуправления, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в одинаковой степени ответственны за выдачу гражданину, являющемуся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, государственного жилищного сертификата.

При этом основным условием выдачи государственного жилищного сертификата является отсутствие у гражданина, являющегося участником подпрограммы, и членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания либо нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Соколов А.П. обратился в администрацию Георгиевского муниципального района СК с заявлением (рапортом) о выдаче ему государственного жилищного сертификата. Из письменного сообщения администрации Георгиевского муниципального района СК следует, что сертификат Соколову А.П. не может быть выдан по причине не предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Суд расценивает данный ответ администрации Георгиевского муниципального района СК как отказ в выдаче Соколову А.П. государственного жилищного сертификата и считает его неправомерным по следующим основаниям:

Как следует из материалов учетного дела Соколова А.П., на основании решения исполкома Ухтинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № №, Соколов А.П. с составом семьи пять человек: (супруга – Соколова Л.Г.; дочь – Соколова Василиса 1980 года рождения, дочь – Соколова Кристина 1982 года рождения и дочь – Соколова Анастасия 1984 года рождения) был обеспечен муниципальным жильём – квартирой по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером № серия Б от ДД.ММ.ГГГГ. На день увольнения с военной службы Соколов А.П. вместе со своей семьёй также проживал и был зарегистрирован в указанном жилом помещении.

Решением мирового судьи Чибьюского судебного участка г.Ухты от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, брак между Соколовым А.П. и Соколовой Л.Г. расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака I-ЕА №, выданным ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГСа г.Ухта УЗАГС <адрес>.

Согласно типовому договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и справке муниципального учреждения «Управление ЖКХ» Муниципального образования городского округа «Ухта» от ДД.ММ.ГГГГ №, Соколов А.П. нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, не является.

Из свидетельства № о регистрации по месту пребывания, выданного ОУФМС России по РК г.Ухта ДД.ММ.ГГГГ, справки отдела регистрационного учета № от ДД.ММ.ГГГГ, договоров аренды комнаты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с собственником жилого помещения – ФИО6, и актов приема-передачи следует, что с июня 2008 года Соколов А.П. временно зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, на основании договора коммерческого найма.

Изложенное свидетельствует о том, что сдать квартиру по адресу: <адрес>, для получения справки о сдаче жилья Соколов А.П. не имеет фактической возможности, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности в отношении данного жилого помещения прекратил, по настоящее время указанным жильём не пользуется, его нанимателем либо сонанимателем не является, в квартире не зарегистрирован и фактически не проживает, членом семьи нанимателя квартиры – Соколовой Л.Г. не является.

Как следует из справки военного комиссариата г.Ухты республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №, старший прапорщик Соколов А.П. проходил службу в войсках МВД. Сведения о решении жилищного вопроса и получении квартиры семьёй Соколова А.П. в личном деле отсутствуют.

Из сообщений УФСГРКК по СК от ДД.ММ.ГГГГ №, УФСГРКК по РК от ДД.ММ.ГГГГ № и филиала ГУП республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Соколов А.П. строений и сооружений в собственности не имеет.

Сведения о том, что Соколову А.П. ранее выдавался государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья, суду не представлены.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Соколов А.П. на территории РФ жилого помещения для постоянного проживания не имеет, по последнему месту военной службы жильем не обеспечивался, в связи с чем им не могут быть представлены ни обязательство о сдаче жилья, ни справка о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Согласно заявлению Соколова А.П. на имя председателя Георгиевской территориальной комиссии по выдаче государственных жилищных сертификатов от ДД.ММ.ГГГГ, он изъявил желание участвовать в Президентской Программе «Государственные жилищные сертификаты» для приобретения жилья, поскольку на день подачи заявления жилья для постоянного проживания в РФ и за ее пределами не имеет, состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления (рапорта) Соколова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он включен администрацией Георгиевского муниципального района СК в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», как военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, с составом семьи один человек.

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда РФ от 05 апреля 2007 года №5-П «О проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан», согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1 ст.40). В условиях рыночной экономики граждане РФ осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.2, 3 ст.40,), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (ч.ч.1 и 3) и 59 Конституции РФ, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (п.«м»), 72 (п.«б» ч.1) и 114 (п.п.«д», «е» ч.1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (ч.1), 2, 15 (ч.2), 59 (ч.2) Конституции РФ.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством РФ (п.2 ст.15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (п.14 ст.15).

Из приведенных законоположений следует, что до 1 января 2005 года законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Таким образом с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем.

Более того, по смыслу п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 года принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании бесспорно установлено, что истец является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», как военнослужащий, уволенный в запас с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 1 января 2005 года, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче Соколову А.П. государственного жилищного сертификата является неправомерным, а потому его исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Соколова А.П. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче сертификата – удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Георгиевского муниципального района СК и Министерства строительства и архитектуры СК, выразившиеся в отказе в выдаче Соколову А.П. государственного жилищного сертификата.

Признать за Соколовым А.П. право на получение государственного жилищного сертификата.

Обязать администрацию Георгиевского муниципального района СК предоставить учетное дело Соколова А.П. в Министерство строительства и архитектуры СК.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выдать Соколову А.П., как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья Лавренченко Т.А.