РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010 года г. Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего – судьи Ивахненко Л.С.,
при секретаре – Ивановой Н.Н.,
с участием представителя истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Антипиной А.Ф., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ООО « Треста жилищного хозяйства» Курилова Н.Н. действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ООО « Трест жилищного хозяйства» о признании действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей противоправными,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю. обратилось в суд с исковым заявлением к ООО « Трест жилищного хозяйства» о признании действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей противоправными.
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Антипина А.Ф. уточненные в порядке ст. 39 ГПК РФ поддержала и в их обоснование суду пояснила, что в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю поступили от потребителей несколько заявлений о несогласии с действиями ООО « Треста жилищного хозяйства» о взимании платы за услуги горячего водоснабжения, которые осуществляются по нормативу потребления., а не по показаниям индивидуальных приборов учета, а также за произведение перерасчета за потребленную горячую воду в период с ноября 200 года по июнь 2010 года в соответствии с нормативами потребления, без учета показаний индивидуальных приборов учета.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ способ управления- управляющая организация ООО « ТЖХ», выбрали 50 многоквартирных домов г. Георгиевска.
Для выполнения своих обязательств перед потребителем по обеспечению его коммунальными услугами ООО « ТЖХ» заключило договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ресурсоснабжающей организацией Георгиевское МУП « Теплосеть».
Согласно п.1.1. договора «.. Потребитель ( ООО «ТЖХ») приобретает у Энергоснабжающей организации теплоэнергию и воду на нужды горячего водоснабжения для отопления и ГВС многоквартирных домов, находящихся у него в управлении».
Согласно п.8 Правил предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ « Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении ( приеме(сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам»
Однако п.3.8 договора теплоснабжения определяет количество теплоэнергии при отсутствии общедомового прибора учета исходя из нормативов потребления, без учета показаний индивидуальных приборов учета, что является нарушением ч.4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ.
Согласно п. 4.3 договора управления многоквартирными домами « размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета рассчитывается в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг…».
Однако с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЕРКЦ», руководствуясь договором с ООО « ТЖХ» № от ДД.ММ.ГГГГ ( дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) и письмом ООО « ТЖХ» № от ДД.ММ.ГГГГ начислило оплату за горячее водоснабжение не с учетом показаний индивидуальных приборов учета, и произвели пересчет по нормативам потребления за период с ноября 2008 года по июнь 2010 года, в связи с чем у абонентов, которые не были надлежащим образом уведомлены о предстоящей корректировке на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность
Просит суд признать противоправными действия ответчика в части ущемления прав потребителей при одностороннем пересмотре, изменении предмета договора управления с нарушением порядка, предусмотренного гражданским законодательством и в нарушении ст. 310 ГК РФ, обязать ответчика предоставлять потребителю коммунальные услуги в соответствии с требованиями ст. 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, договором, признать действия ответчика, в части произведенного перерасчета за потребленную горячую воду в период с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормативами потребления учета показаний индивидуальных приборов учета не правомерными, обязать ответчика довести до сведения потребителей через средства массовой информации в установленный судом срок решение суда.
Представитель ответчика ООО « Трест жилищного хозяйства» Курилов Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что между ГМУП « Теплосеть» и ООО « ТЖХ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор теплоснабжения и ГВС №, по условиям которого ГМУП « Теплосеть» взяло на себя обязательства подавать ООО « ТЖХ» тепловую энергию и ГВС в МКД, находящиеся у ООО « ТЖХ» в управлении, а ООО « ТЖХ», в свою очередь взяло на себя обязательства своевременно и в полном объеме оплачивать потребленную тепловую энергию. Порядок расчетов за тепловую энергию и ГВС определен сторонами в п. 1.3,2.4,3.3,3.6, 3.8, 4.1,4.2 действующего договора.
Считает, что договор теплоснабжения и ГВС № соответствует требованиям законодательства РФ, поскольку предусматривает порядок начисления оплаты за потреблённую тепловую энергию и ГВС собственникам МКД. В период отсутствия общедомового прибора учёта ГВС всем абонентам производить начисление за потреблённое ГВС по нормативу потребления. В период, с момента установки общедомового прибора учета считается разница за каждый месяц между предъявленной сумму ООО « ТЖХ» ГМУП « Теплосетью» и начисленной в данный период абонентам жилого дома и в дальнейшем распределяется данная разница на абонентов у которых в данном месяце не было индивидуальных приборов учёта горячей воды в квартирах. Просит суд в иске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю отказать.
Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40,46 Закона РФ « О защите прав потребителей», п.8.4.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, утвержденного приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю обратилась в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга потребителей.
ООО» ТЖХ», являясь ответчиком по делу, осуществляет свою деятельность на основании свидетельства №, выданного инспекцией МНС России по г. Георгиевску Ставропольского края и в соответствии с Уставом, утвержденным протоколом общего собрания учредителей № от ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «ТЖХ» осуществляет основные виды деятельности как управление эксплуатацией жилым домом и нежилым фондом, выполняет работы по обслуживанию и содержанию мест общего пользования многоквартирных жилых домов, обслуживает и ремонтирует системы электроснабжения и электрооборудования, отопления и тепловых установок, холодного и горячего водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха и др.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ способ управления управляющая организация ООО «ТЖХ» выбрали 50 многоквартирных домов г. Георгиевска.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТЖХ» заключило с ресурсоснабжающей организацией Георгиевское МУП «Теплосеть» договор № по обеспечению коммунальными услугами, теплоэнергии, воды на нужды горячего водоснабжения для отопления и ГВС многоквартирных домов, находящихся у него в управлении.
В целях защиты прав потребителей в сфере коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительством РФ утверждены « Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» № от ДД.ММ.ГГГГ, которые устанавливают права и обязанности, ответственность исполнителей и потребителей коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящими правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения.
Из письма Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о применении п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем ( количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих ( квартирных) приборов учета- пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих правил.
В соответствии с п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме(сбросе)сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечении потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.
Положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных домах и потребителям.
В письмах от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Минрегион расширительно толкует п. 8 Правил и делает вывод, что данный пункт предусматривает необходимость соответствия условиям договоров между исполнителем и потребителями условий договора между РСО и исполнителем, в том числе и в части соответствия условий о порядке оплаты, подачи, приостановления и ограничения подачи коммунальных ресурсов и т.д.
Позиция Минрегиона, согласно которой Правила распространяют свое действие, в том числе и на отношения между исполнителями и РСО, представляется достаточно обоснованной и приемлемой для всех участников отношений в сфере оказания коммунальных услуг.
Мнение Минрегиона разделяет и Верховный Суд РФ, что отразилось в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за № квартал ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, согласно п. 3.8 договора теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ количество теплоэнергии определяется ЭСО на основании договорных величин, указанных в Приложении 1 в следующих случаях: отсутствия общедомовых приборов учета, выхода из строя приборов учета, нарушения целостности пломб на измерительных приборах и т.п., исходя из нормативов потребления без учета показаний индивидуальных приборов учета.
Указанный пункт договора противоречит ст. 422 ГК РФ).
Кроме того, согласно п. 4.3 Договора размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании Многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, рассчитывается в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяемыми в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а при отсутствии квартирных и ( или) общедомовых приборов учета- исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в порядке установленном Правительством РФ.
В противоречие указанной нормы, ООО «ЕРКЦ» на основании договора ООО «ТЖХ» № от ДД.ММ.ГГГГ ( дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ) и письма ООО «ТЖХ» № от ДД.ММ.ГГГГ, начислило оплату за горячее водоснабжение не с учетом показаний индивидуальных приборов учета, а в соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Таким образом начисление производится только при отсутствии коллективных (общедомовых), общих ( квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях и определяется с учетом фактического потребления коммунальных услуг.
Кроме того, ООО «ЕРКЦ» произвело перерасчет по нормативам потребления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у потребителей возникла задолженность по оплате коммунальных услуг.
Исходя из п.8 ст. 162 ЖК РФ изменение или расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонам предпринимательской деятельности, и одностороннее изменений условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п.16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с п. 42 Правил информация об изменении размера платы за коммунальных услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам ( если иной срок не установлен договором).
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении в управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Как установлено судом, абоненты надлежащим образом не были уведомлены о предстоящем перерасчете коммунальных услуг, чем были нарушены права потребителей.
Таким образом, действия ООО « ТЖХ» являются противоправными, поскольку направлены на одностороннее изменение условий ранее заключенного договора на управление многоквартирным домом. Изменение договора носит односторонний характер, что влечет за собой ущемление имущественных прав потребителя.
Требования истца об обязании ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом сведения потребителей решение суд не подлежат удовлетворению, поскольку не основаны на норме права и не носят правового характера.
При таких обстоятельствах, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются противоправными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к ООО « Трест жилищного хозяйства» о признании действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей противоправными удовлетворить частично.
Признать действия ООО «Трест жилищного хозяйства» в части ущемления прав потребителей противоправными
Обязать ООО «Трест Жилищного хозяйства» предоставлять потребителю коммунальные услуги в соответствии с требованиями ст. 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, другими законодательными актами Российской Федерации и договором.
Признать неправомерными действия ООО «Трест Жилищного хозяйства», в части произведенного перерасчета за потребленную горячую воду в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормативами потребления учета показаний индивидуальных приборов учета, принять меры по списанию образовавшейся задолженности.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья