Дело № 2- 1153/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2010 года

г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ивахненко Л.С.

при секретаре Ивановой Н.Н.

С участием представителя заявителя по доверенности Курякина М.С.

представителя лица, действия которого оспариваются Администрация ст. Незлобной Бухаевой И.Ю., действующей по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Варданян А.В. об оспаривании решения администрации Незлобненского сельсовета,

У С Т А Н О В И Л:

Варданян А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в котором просит признать неправомерным отказ администрации Незлобненского сельсовета в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома и утверждении градостротельного плана, обязать администрацию Незлобненского сельсовета утвердить градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу СК, <адрес>, ст.Незлобная, <адрес>, кадастровый номер №, и обязать Администрацию ст. Незлобной выдать ей разрешение на строительство нового жилого дома на данном земельном участке.

Заявитель Варданян А.В. в судебное заседание не явилась.

В обоснование заявленных требований представитель Варданян А.В. Курякин М.С. в судебном заседании указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Варданян А.В. является собственником земельного участка площадью 900кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <адрес>., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и предназначен для ведения подсобного хозяйства.

В ДД.ММ.ГГГГ Варданян А.В. обратилась в администрацию Незлобненского сельсовета с заявлением о разрешении строительства нового жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ, исх. № Администрацией в ее адрес было направлено сообщение об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по причине отсутствия необходимых документов (градостроительного плана и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства). Впоследствии она подготовила требуемые документы и ДД.ММ.ГГГГ вх. № повторно обратилась в администрацию Незлобненского сельсовета с заявлением о разрешении строительства жилого дома на принадлежащем ей земельном участке и утверждении градостроительного плана. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрацией ст. Незлобной ей было отказано со ссылкой на обстоятельства не являющимися основаниями для отказа в соответствии с действующим законодательством. Считает, что отказ администрации Незлобненского сельсовета в выдаче разрешения на строительство жилого дома является неправомерным и нарушает права Варданян А.В. как собственника земельного участка. Просит признать, отказ администрации ст. Незлобной от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома и утверждении градостроительного плана неправомерным, обязать Администрацию ст. Незлобной утвердить градостроительный план земельного участка, расположенного в ст. Незлобной, <адрес>, кадастровый номер № подготовленный архитектором УМП « Незлобненский земельный отдел» ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать Администрацию ст. Незлобной выдать разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке.

Представитель лица, действия которого оспариваются, – администрации Незлобненского сельсовета – Бухаева И.Ю. требования Варданян А.В. не признала и пояснила, что в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № и Уставом МО Незлобненского сельсовета утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения относятся к вопросам местного значения поселения.

В ДД.ММ.ГГГГ Варданян А.В. обратилась в администрацию Незлобненского сельсовета с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке площадью 900 кв.м., расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, относящемся к категории земель населенных пунктов и предназначенном для личного подсобного хозяйства, что не исключает его использование под строительство жилого дома. При обследовании её земельного участка было установлено наличие на этом земельном участке законченного строительством объекта без разрешительных документов, которая является самовольной постройкой и подлежит сносу, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ администрация ст. Незлобной отказала Варданян А.В. в выдаче разрешения на строительство жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Варданян вновь обратилась в администрацию ст. Незлобной с заявлением о выдаче разрешения на строительство нового жилого дома на принадлежащему ей на праве собственности земельном участке, площадью 900 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> и утвердить градостроительный план указанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Незлобненского сельсовета в адрес Варданян А.В. был направлен письменный ответ на ее обращение, в котором заявителю сообщалось об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Основанием для отказа послужили те обстоятельства, что на месте предполагаемого строительства жилого дома уже имеется строение, возведенное с нарушением требований градостроительного плана. В связи с чем, считает, что отказ администрации ст. незлобной от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома правомерен.

В силу ст.222 ГК РФ, собственник земельного участка, возведший на нем без получения на это необходимых разрешительных документов самовольную жилую постройку, обязан самостоятельно и за свой счет снести такую постройку.

Направленный администрацией Незлобненского сельсовета в адрес Варданян А.В. письменный отказ в выдаче разрешения на строительство является единственным документом, вынесенным органом местного самоуправления по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство жилого дома. При этом в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства данный вопрос Администрацией по существу не рассматривался, каких-либо действий по заявлению, предусмотренных Градостроительным кодексом, не совершалось.

Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Варданян А.В. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Как установлено судом, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за №, Варданян А.В. является собственником земельного участка площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: СК, <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается представленным суду договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права №-АЕ 818570 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Варданян А.В. обратилась в Администрацию ст.Незлобной с заявлением о выдаче разрешения на строительство нового жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, и утверждении градостроительного плана представив пакет документов, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Незлобненского сельсовета в адрес Варданян А.В. было направлено сообщение за № в котором указано, что на основании ст. 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Учитывая, что на земельном участке, расположенном <адрес>, <адрес> уже имеется возведенное строение с нарушением требований градостроительного плана, А,В. отказано в разрешении на строительство индивидуального жилого дома.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом соответствующими письменными доказательствами и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ч.1 ст.254 ГПК РФ и ст.1 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции ФЗ №197-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и №4-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению гражданина были нарушены его права и свободы или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от ДД.ММ.ГГГГ №, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № органы местного самоуправления это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В силу положений ст.14 указанного ФЗ, к вопросам местного значения поселения, в числе прочего, относится: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Данные положения ФЗ также закреплены в Уставе МО Незлобненского сельсовета Георгиевского района СК.

Выдача разрешений на строительство регулируется нормами Градостроительного кодекса РФ.

В силу положений ст.51 ГрК РФ, для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы соответствующее заявление, к которому прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (ч.9).

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 9 настоящей статьи документов (ч.10).

Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, в течение 10 дней с момента получения заявления:

- проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

- проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

- выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч.11).

Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, отказывает в выдаче разрешения на строительство:

- при отсутствии документов, предусмотренных ч.9 настоящей статьи,

-при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

При этом перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Судом установлено, Варданян А.В. с заявлением о выдачи разрешения на строительство нового жилого дома, предоставила документы, подтверждающие перечень соответствующей проектной документации и требований градостроительных и строительных норм и правил.

Принадлежащий Варданян А.В. земельный участок, площадью 900 кв.м., расположенный в <адрес> по <адрес>, согласно свидетельству о госрегистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ относится к категории земель населенных пунктов и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, что не исключает его использование под строительство жилого дома.

В соответствии с ч.1 ст. 263 ГК РФ и ч.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, в соответствии целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 4 ФЗ « О личном подсобном хозяйстве» земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться в черте поселений ( приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений ( полевой земельный участок), приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Кроме того, на основании ст. 35 Конституции РФ, каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Учитывая, что законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, доводы администрации Незлобненского сельсовета, изложенные в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ за № и поддержанные в судебном заседании полномочным представителем администрации Незлобненского сельсовета Бухаевой И.Ю., о том, что домовладение по адресу: <адрес>, <адрес>, является самовольно возведенным, судом не могут быть приняты судом во внимание.

Кроме того, такие основания для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, на которые ссылается Администрация в письме от ДД.ММ.ГГГГ, законом не предусмотрены.

Согласно ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, созданное без получения на это необходимых разрешений. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет.

По смыслу приведенной нормы, самовольность постройки характеризуется рядом признаков, а именно: создание недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для строительства, а также возведением объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Суду не представлены доказательства, что возведенный жилой дом подпадает под признаки самовольной постройки, установленные в ст. 222 ГК РФ.

В связи с чем, у администрации ст. Незлобной не было оснований для отказа Варданян А.В. в выдаче разрешения на строительство жилого дома и утверждении градостроительного плана.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Таким образом, по общему правилу суд принимает решение по заявленным требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, к которым относятся дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, что вызвано необходимостью обеспечить надлежащий судебный контроль за правомерностью действий властных субъектов, однако суд связан предметом заявленных требований.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования Варданян А.В. частично, путем удовлетворения требований о признании отказа администрации ст. Незлобной от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома и утверждении градостроительного плана и возложения на администрацию ст. Незлобной обязанности рассмотреть вопрос о выдаче Варданян А.В. разрешения на строительство жилого дома

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования Варданян А.В. об оспаривании решения администрации Незлобненского сельсовета, удовлетворить частично.

Признать отказ Администрации ст. Незлобной от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома и утверждении градостроительного плана неправомерным.

Обязать Администрацию Незлобненского сельсовета Георгиеского района рассмотреть вопрос о выдаче Варданян А.В. разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья Ивахненко Л.С.