Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года | г.Георгиевск | |||
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: | ||||
председательствующего судьи | Ивахненко Л.С., | |||
при секретаре | Ивановой Н.Н., | |||
с участием | ||||
истца | Тюник А.Н., | |||
представителя истца по доверенности | Парфеновой А.Е., | |||
представителя ответчика Администрации города Георгиевска по доверенности | Карицкой Э.П., | |||
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюник А.Н. к Администрации города Георгиевска и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об оспаривании бездействия Администрации города Георгиевска и Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края,
У С Т А Н О В И Л:
Тюник А.Н. обратился в суд с иском об оспаривании бездействия Администрации города Георгиевска Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором просит признать бездействия Администрации города Георгиевска в части ненадлежащей подготовки его учетного дела для получения жилищного сертификата и не принятия мер по направлению учетного дела в Министерство строительства и архитектуры СК незаконными, обязать Администрацию города Георгиевска направить его учетное дела в Министерство строительства и архитектуры СК для получения жилищного сертификата, а также обязать Министерство Строительства и архитектуры СК выдать ему жилищный сертификат как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В судебном заседании Тюник А.Н. свои требования поддержал и в их обоснование суду пояснил, что приказом Минобороны Украины от 1993 года он был уволен в запас ВС Украины. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию города Георгиевска о постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащего в отставке, который имеет право на обеспечение жильем. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации г. Георгиевска и Георгиевского района № он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 204, и на основании личного заявления включен в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты». До настоящего времени жилищный сертификат ему так и не выдан. На его обращение в Администрацию города Георгиевска о причине невыдачи жилищного сертификата ему было разъяснено, что Министерство строительства и архитектуры СК требует наличие в его учетном деле справки, о факте сдачи жилья по месту прохождения службы. При этом ни Администрация города Георгиевска, ни Министерство строительства и архитектуры СК не приняли во внимание то обстоятельство, что в его учетном деле имеются такие справки. Подтвердить имеющиеся справки не представляется возможным ввиду не сохранения архива. С целью реализации своих прав он вынужден обратиться в суд и просит признать бездействия Администрации города Георгиевска в части ненадлежащей подготовки его учетного дела для получения жилищного сертификата и не принятия мер по направлению учетного дела в Министерство строительства и архитектуры СК незаконными, обязать Администрацию города Георгиевска направить его учетное дела в Министерство строительства и архитектуры СК для получения жилищного сертификата, а также обязать Министерство Строительства и архитектуры СК выдать ему жилищный сертификат как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Представитель Тюник А.Н. Парфенова А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным основаниям, просила суд их удовлетворить и пояснила, что Тюник А.Н. согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих», имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Выслуга лет Тюник А.Н. в календарном исчислении составляет 19 лет 7 месяцев. Согласно п.п.«г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Все необходимые для получения жилищного сертификата документы были представлены Тюник А.Н. в администрацию г.Георгиевска и хранятся в его учетном деле, однако Министерство строительства и архитектуры СК отказало в выдаче ему государственного жилищного сертификата, ссылаясь на отсутствие справки о сдаче жилья по последнему месту службы. Однако, согласно предоставленной Тюник А.Н. справки с Днепропетровской КЭЧ, он жильем не обеспечивался, а потому и сдавать ничего не мог. В силу норм действующего законодательства, выдачу государственного жилищного сертификата осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сведений, предоставленных органом местного самоуправления по месту, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поскольку администрация г.Георгиевска СК допустила бездействия при направлении учетного дела Тюник А.Н. в Министерство строительства и архитектуры СК, считает, что по существу ею также отказано в выдаче Тюник А.Н. государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Георгиевска СК Карицкая Э.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Тюник А.Н. в части признании бездействия Администрации города, выразившегося в отказе Тюник А.Н. в выдаче жилищного сертификата незаконными и суду пояснила, что с 1996 года Тюник А.Н. состоит на учете в администрации г.Георгиевска СК в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ – является кандидатом в участники президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», с ДД.ММ.ГГГГ является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы. В настоящее время, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», Тюник А.Н. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Право Тюник А.Н. на получение государственного жилищного сертификата администрацией г.Георгиевска не оспаривается. Согласно распоряжению Правительства СК, на территории края государственные жилищные сертификаты военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, выдаются Министерством строительства и архитектуры СК на основании сведений (списков граждан, изъявивших желание получить сертификат), представленных администрацией муниципального образования по месту, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, у администрации нет полномочий по выдаче жилищных сертификатов. В соответствии с п.30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в список граждан – получателей сертификатов, а в отношении указанных в п.п.«г» п.5 настоящих Правил граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в связи с отсутствием у них жилых помещений для постоянного проживания и включенных в эти списки, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в подпункте «з» п.44 настоящих Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения. На основании п.30 Правил администрация <адрес> неоднократно направляла запросы для подтверждение факта сдачи Тюник А.Н. жилья по последнему месту службы. В ответ на запросы администрацией получены сообщения о том, что архив не сохранился. По этой причине предоставить документ, подтверждающий факт сдачи Тюник А.Н. жилья не представляется возможным. Пакет документов на Тюник А.Н. подготовлен, однако из-за отсутствия справки о сдаче им жилья по последнему месту службы администрацией г.Георгиевска принято решение об отложении выдачи заявителю государственного жилищного сертификата на неопределенный срок.
Ответчик Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес>.
В представленном суду отзыве Министерство строительства и архитектуры СК указало, что в соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», путем выдачи государственного жилищного сертификата. П.п.«з» п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» определяет, что для получения государственного жилищного сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет наряду с другими документами справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, ее отсутствие служит основанием для отказа в выдаче сертификата. П.30 Правил определяет, что органы местного самоуправления в отношении граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в п.п.«з» п.44 Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения. Поскольку документа, подтверждающего факт сдачи ранее занимаемого Тюник А.Н. жилого помещения, не предоставлено, законные основания для выдачи государственного жилищного сертификата у уполномоченного органа отсутствуют.
Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Тюник А.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, последним местом службы истца являлась войсковая часть № <адрес>, где он проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства обороны Украины Тюник А.Н. уволен с действительной военной службы по сокращению штатов. На момент увольнения Тюник А.Н. общая продолжительность его службы в календарном исчислении составила 19 лет 7 месяцев, в льготном исчислении 33 года 10 месяцев.
Постановлением главы администрации г.Георгиевска и Георгиевского района № от ДД.ММ.ГГГГ А.Н. поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий под № № как не имеющий жилья, с составом семьи 1 человек.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Тюник А.Н. включен администрацией г.Георгиевска в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Данные обстоятельства подтверждаются учетным делом Тюник А.Н. и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.п.«г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом судом достоверно установлено, что Тюник А.Н. в силу положений ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.п.«г» п.5 Правил является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, то есть обладает правом на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, которое удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанное право Тюник А.Н. администрацией г.Георгиевска Ставропольского края и Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края не оспаривается.
В соответствии с п.6-п.8 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил и изъявившие такое желание. Из числа граждан-участников подпрограммы социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Применительно к подпрограмме, основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
В соответствии с п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме, согласно приложению №; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения; ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилых помещений для постоянного проживания; з) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
В соответствии с п.30 Правил органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки граждан – получателей сертификата, а в отношении указанных в п.п.«г» п.5 настоящих Правил граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в связи с отсутствием у них жилых помещений для постоянного проживания и включенных в эти списки, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в п.п.«з» п.44 настоящих Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения.
В силу положений п.24-30 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год органы местного самоуправления формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п.5 настоящих Правил, и представляют его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. В 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Выписки из сводного списка доводятся до сведения органов местного самоуправления, которые в свою очередь доводят указанное решение органа исполнительной власти до сведения граждан.
Таким образом, и орган местного самоуправления, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в одинаковой степени ответственны за выдачу гражданину, являющемуся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, государственного жилищного сертификата.
При этом основным условием выдачи государственного жилищного сертификата является отсутствие у гражданина, являющегося участником подпрограммы, и членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания либо нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Тюник А.Н. обратился в администрацию г.Георгиевска с заявлением о выделении государственного жилищного сертификата. По запросу учетное дело Тюник А.Н. было направлено в Министерство строительства и архитектуры СК, по результатам проверки которого Тюник А.Н. отказано в выдаче жилищного сертификата по причине отсутствия справки о сдаче жилья по последнему месту службы.
Таким образом по существу Тюник А.Н. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата ни администрацией г.Георгиевска СК, а Министерством строительства и архитектуры СК.
При этом причиной к отказу в выдаче жилищного сертификата послужило отсутствие в материалах учетного дела Тюник А.Н. подтверждения о сдаче жилья по последнему месту службы, то есть с Днепропетровской КЭЧ.
Вместе с тем, как следует из справки Днепропетровской КЭЧ от 1993 года №, капитан запаса Тюник А.Н. за период прохождения службы в войсковой части № <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой площадью Министерства обороны Украины не обеспечивался.
Согласно сообщению Отраслевого государственного архива МО Украины документы, необходимые для подтверждения выданной Днепропетровской КЭЧ справки в архиве нет.
Из ответа Читинской КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что подтвердить факт выдачи Тюник А.Н. справки об необеспеченностью жилым помещением не представляется возможным в связи с тем, что архив от 1989 года уничтожен.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.
Несохранение документов, подтверждающих проверку факта сдачи жилья Тюник А.Н. на территории Сибирского военного округа, а также отсутствие иных справок не может являться основанием для ущемления его законного права на получение жилищного сертификата /свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья/.
Невозможность проверить факт сдачи жилья не является безусловным основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификатат
Таким образом, из указанных сообщений следует, что у Тюник А.Н. имеются документы, необходимые Тюник А.Н. для получения государственного жилищного сертификата.
Согласно справки ГУП «Крайтехинвентаризация» и Уведомления ФСГРКК по СК Тюник А.Н. недвижимое имущество в собственности не имеет.
Согласно договору найма жилого помещения Тюник А.Н. является нанимателем <адрес> (площадью 18 кв.м.) по <адрес> в <адрес>.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Тюник А.Н. на территории РФ жильем не обеспечивались, жилого помещения для постоянного проживания не имеет, по последнему месту военной службы жильем не обеспечивался, в связи с чем им не может быть предоставлена и справка о сдаче жилья по последнему месту службы.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан», согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1 ст.40). В условиях рыночной экономики граждане РФ осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.2, 3 ст.40,), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (ч.ч.1 и 3) и 59 Конституции РФ, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (п.«м»), 72 (п.«б» ч.1) и 114 (п.п.«д», «е» ч.1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (ч.1), 2, 15 (ч.2), 59 (ч.2) Конституции РФ.
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством РФ (п.2 ст.15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (п.14 ст.15).
Из приведенных законоположений следует, что до ДД.ММ.ГГГГ законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Таким образом с ДД.ММ.ГГГГ граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче Тюник А.Н. государственного жилищного сертификата нарушает его права как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, обладающего правом на получение государственного жилищного сертификата, в связи с чем требования Тюник А.Н. об оспаривании действий Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюник А.Н. к Администрации города Георгиевска и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об оспаривании бездействия Администрации города Георгиевска и Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Георгиевска направить учетное дело Тюник А.Н. в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для выдачи ему государственного жилищного сертификата.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выдать Тюник А.Н. как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения.
В удовлетворении требований Тюник А.Н. о признании бездействия администрации города Георгиевска СК, выразившиеся в отказе в выделении Тюник А.Н. государственного жилищного сертификата, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2010 года.
Судья