РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года г. Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ивахненко Л.С.,
при секретаре – Ивановой Н.Н.,
с участием заявителя Агеева М.А., председателя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Тарабыкиной Л.И., помощника Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Георгиевского городского суда гражданское дело по заявлению Агеева М.А. о нарушении избирательных прав, вытекающим из действий избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Агеев М.А. обратился в суд с заявлением о нарушении его избирательных прав Территориальной избирательной комиссией Георгиевского района.
В судебном заседании заявитель Агеев М.А. заявленные требования уточнил, поддержал и пояснил, что в декабре 2010 года ему стало известно о предстоящих ДД.ММ.ГГГГ выборах на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета. Он решил воспользоваться своим пассивным правом и путем самовыдвижения зарегистрироваться в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ он представил в избирательную комиссию заявление с необходимыми для выдвижения в качестве кандидата на должность Главы документами. ДД.ММ.ГГГГ на состоявшемся заседании рабочей группы ему стало известно о том, что в предоставленных им подписных листах имеются нарушения закона, и ДД.ММ.ГГГГ решением Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета в связи с тем, что все представленные им в подписных листах подписи избирателей признаны недействительными, поскольку даты внесения подписей избирателей выполнены не самими избирателями, кроме того, в подписных листах отсутствуют указания на субъект Федерации. Считает данное решение незаконным, поскольку избирательная комиссия при выявлении неполноты сведений в подписных листах или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, должна была известить его о том, что в представленных им документах выявлена неполнота сведений, необходимых для его регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования. Этого сделано не было, чем избирательная комиссия нарушила его избирательные права, гарантированные ему Конституцией РФ и иными законами, так как он бы имел возможность исправить допущенные нарушения при оформлении подписных листов. Кроме того, избирательная комиссия не разъясняла ему порядок заполнения подписных листов, их форму, что повлекло за собой возможное проставление дат подписания не самими избирателями, и как следствие, неправильное их заполнение. Также избирательная комиссия не выдала ему копии документов к итоговому протоколу проверки подписных листов. Просит признать незаконными постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района от ДД.ММ.ГГГГ по принятию решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета и обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района восстановить его нарушенное избирательное право путем регистрации его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Тарабыкина Л.И. в судебном заседании требования Агеева М.А. не признала и в обоснование возражений суду пояснила, что постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района от ДД.ММ.ГГГГ по отказу Агееву М.А. в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета было принято в соответствии с требованиями выборного законодательства, поскольку при проверке рабочей группой подписных листов, представленных Агеевым М.А., в графе «дата подписания» было усмотрено, что даты внесены в подписные листы сборщиком подписей, а не самими избирателями, что подтвердил на заседании рабочей группы сам Агеев М.А.От предложения пригласить на заседание рабочей группы эксперта Агеев М.А. отказался. Кроме того, члены рабочей группы усмотрели в подписных листах несоответствие их форме подписных листов, установленной законом, а также отсутствие наименование субъекта РФ, что является законным основанием для признания всех подписей недействительными. Отсутствие в документах Агеева М.А. сведений о доходах и имуществе кандидата не нашло своего отражения в постановлении Территориальной избирательной комиссии, и не являлось основанием к отказу Агееву М.А. в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета. Считает требования Агеева М.А. не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица представителя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района, заключение помощника Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает требования Агеева М.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что согласно решению Совета депутатов Крутоярского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № "О назначении выборов главы муниципального образования Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края и депутатов муниципального образования Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края»" выборы главы муниципального образования Крутоярского сельсовета назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Агеевым М.А. в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета.
Агеев М.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района по отказу ему в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета и обязать Территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета, сославшись на незаконный отказ ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы.
В подтверждение своих доводов Агеев М.А. указал, что при подачи документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования, он выполнил все требования выборного законодательства, а именно, представил в избирательную комиссию вместе с заявлением все необходимые документы, содержащие сведения о нем как о кандидате, подписные листы избирателей с 50 подписями. В результате проверки рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района представленных им подписных листов выяснилось, что все подписи избирателей в его поддержку как кандидата на должность Главы признаны недействительными.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов и сведений, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 Закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо внесенного избирательного залога.
По мнению заявителя, он имел право на исправление недостатков при заполнении подписных листов, однако, избирательная комиссия за предусмотренные законом 3 дня его об этом не предупредила, что явилось основанием для отказа в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Агеев М.А. представил в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района 5 подписных листов, содержащих 50 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа по проведению проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и подписях избирателей установила, что из 26 проверенных подписей избирателей 26 являются недействительными, так как выполнены в нарушение требований п. 8 ст. 38 и п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ, - даты внесения подписей выполнены не собственноручно избирателями, в адресах избирателей и кандидата не указан субъект РФ, в связи с чем рекомендовала Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района отказать Агееву М.А. в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района от ДД.ММ.ГГГГ № Агееву М.А. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета по основаниям, предусмотренным п.п."в.1" п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года /с последующими изменениями/ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформление подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участников референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В силу п. 8 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свою фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Подпунктом «д» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и /или/ недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и /или/ оформления подписного листа /п.п. 44 ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ/.
Согласно ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ недействительными признаются подписи избирателей в подписном листе в случае, если даты внесения подписей избирателей не внесены избирателями собственноручно. Также недействительными признаются все подписи в подписном листе, изготовленном и /или/ оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к Закону Ставропольского края № 37-КЗ.
Агеев М.А., фактически не отрицая то обстоятельство, что даты внесения подписей избирателей в представленных им подписных листах, могли быть проставлены не самими избирателями, ссылается на то, что членами избирательной комиссией ему не было разъяснено, как правильно должен быть заполнен подписной лист, а также на то, что ему не предоставили для образца форму подписного листа.
Данные доводы Агеева М.А. не могут быть расценены судом как объективные причины нарушения Агеевым М.А. порядка заполнения и формы подписных листов.
Суд также не может согласиться с доводами Агеева М.А. о том, что члены избирательной комиссии при приеме от него заявления о выдвижении в качестве кандидата претензий по поводу представленных им документов не высказывали, в связи с чем последующий отказ избирательной комиссии по его регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования должен рассматриваться как заинтересованность избирательной комиссии в том, чтобы на выборах прошли только кандидаты из партии «Единая Россия».
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона обязанность по предоставлению необходимого пакета документов возлагается на кандидатов, которые обладают равными правами и несут равные обязанности.
Еще одним из оснований отказа в регистрации Агеева М.А. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Территориальной избирательной комиссией Георгиевского района указано на отсутствие в подписных листах, представленных Агеевым М.А., указаний на субъект РФ как в адресах избирателей, так и в сведениях о самом кандидате, что повлекло за собой признание подписей избирателей недействительными.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства – это адрес /наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры/, по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
Судом установлено, что избирательной комиссией признаны недействительными 26 подписей также в связи с тем, что в графе «адрес места жительства» избирателей не указан субъект РФ, не указан он и в данных о самом кандидате в шапке подписных листов.
Эти обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, заверенные копии которых приобщены к материалам дела.
Поскольку в нарушение норм действующего федерального законодательства Агеевым М.А. в избирательную комиссию не было представлено ни одной достоверной подписи избирателей, суд приходит к выводу о том, что отказ Территориальной избирательной комиссии в регистрации Агеева М.А. кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета является законным и обоснованным.
Судом также не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что избирательная комиссия не выполнила свою законную обязанность и за три дня до дня заседания не предупредила его об имеющихся в подписных листах недостатков при их заполнении в силу следующего.
Согласно правовых норм Закона, а именно, п. 1.1, п.п. "в.1", "в.2" п. 24, п.п. "б.1", "б.2" п. 25, п.п. "з", "и" п. 26 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к их оформлению.
Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная указанным Законом, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов.
В соответствии с п. 7 ст. 27 Закона № 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и /или/ недействительными, с указанием оснований причин признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведения референдума.
Проанализировав указанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что уточнение и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, но на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет.
Поскольку законодатель не допускает возможность восполнения сведений, внесенных в подписные листы, после предоставления их на регистрацию в избирательную комиссию, действия Территориальной избирательной комиссии по неизвещению Агеева М.А. об этих нарушениях признаются судом не противоречащими требованиям избирательного законодательства.
Придя к выводу о том, что отказ избирательной комиссии в регистрации Агеева М.А. кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета является законным и обоснованным, суд не находит каких-либо законных оснований для возложения на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района обязанности по регистрации заявителя в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат в виду их незаконности и необоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Агеева М.А. о признании незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района по принятию решения об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета и возложении на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района обязанности по восстановлению его нарушенного избирательного права путем регистрации его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 5 дней.
СУДЬЯ