РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года г. Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ивахненко Л.С.,
при секретаре – Ивановой Н.Н.,
с участием заявителя Чанкаева Р.П., председателя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Тарабыкиной Л.И., помощника Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Георгиевского городского суда гражданское дело по заявлению Чанкаева Р.П. о нарушении избирательных прав, вытекающим из действий избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Чанкаев Р.П. обратился в суд с заявлением о нарушении его избирательных прав Территориальной избирательной комиссией Георгиевского района.
В судебном заседании заявитель Чанкаев Р.П. заявленные требования поддержал и пояснил, что в декабре 2010 года ему стало известно о предстоящих ДД.ММ.ГГГГ выборах на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета. Он решил воспользоваться своим пассивным правом и путем самовыдвижения зарегистрироваться в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ он представил в избирательную комиссию заявление с необходимыми для выдвижения в качестве кандидата на должность Главы документами. ДД.ММ.ГГГГ на состоявшемся заседании рабочей группы ему стало известно о том, что в предоставленных им подписных листах имеются нарушения закона, и ДД.ММ.ГГГГ решением Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета в связи с тем, что все представленные им в подписных листах подписи избирателей признаны недействительными, поскольку даты внесения подписей избирателей выполнены не самими избирателями, кроме того, в подписных листах отсутствуют указания на субъект Федерации. Считает данное решение незаконным, поскольку даты внесения подписей избирателей вносились им и его сборщиками по просьбе самих избирателей, кроме того, избирательная комиссия не разъясняла ему порядок заполнения подписных листов, их форму, что повлекло за собой проставление дат внесения подписей избирателей не самими избирателями, и как следствие, неправильное их заполнение. Также избирательная комиссия не выдала ему копии документов к итоговому протоколу проверки подписных листов. Просит признать незаконными постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района от ДД.ММ.ГГГГ по принятию решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета и обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района восстановить его нарушенное избирательное право путем регистрации его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Тарабыкина Л.И. в судебном заседании требования Чанкаева Р.П. не признала и в обоснование возражений суду пояснила, что постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района от ДД.ММ.ГГГГ по отказу Чанкаеву Р.П. в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета было принято в соответствии с требованиями выборного законодательства, поскольку при проверке рабочей группой подписных листов, представленных Чанкаевым Р.П., в графе «дата подписания» было усмотрено, что даты внесены в подписные листы не самими избирателями, что подтвердил в судебном заседании и сам Чанкаев Р.П. От предложения пригласить на заседание рабочей группы эксперта Чанкаев Р.П. отказался. Кроме того, члены рабочей группы усмотрели в подписных листах несоответствие их форме подписных листов, установленной законом, а также отсутствие наименование субъекта РФ, что является законным основанием для признания всех подписей недействительными. Считает требования Чанкаева Р.П. не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица представителя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района, заключение помощника Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает требования Чанкаева Р.П. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что согласно решению Совета депутатов Крутоярского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № "О назначении выборов главы муниципального образования Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края и депутатов муниципального образования Крутоярского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края»" выборы главы муниципального образования Крутоярского сельсовета назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Чанкаевым Р.П. в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета.
Чанкаев Р.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района по отказу ему в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета и обязать Территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета, сославшись на незаконный отказ ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы.
В подтверждение своих доводов Чанкаев Р.П. указал, что при подачи документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования, он выполнил все требования выборного законодательства, а именно, представил в избирательную комиссию вместе с заявлением все необходимые документы, содержащие сведения о нем как о кандидате, подписные листы избирателей со 121 подписью. В результате проверки рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района представленных им подписных листов выяснилось, что все подписи избирателей в его поддержку как кандидата на должность Главы признаны недействительными.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов и сведений, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 Закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо внесенного избирательного залога.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Чанкаев Р.П. представил в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района 18 подписных листов, содержащих 121 подпись избирателей в поддержку его выдвижения, вместо максимально допустимых подписей в количестве 26.
ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа по проведению проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и подписях избирателей установила, что из 26 проверенных подписей избирателей 26 являются недействительными, так как выполнены в нарушение требований п. 8 ст. 38 и п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ, - даты внесения подписей выполнены не собственноручно избирателями, в адресах избирателей и кандидата /как в шапке подписного листа, так и в заверительной подписи/ в адресе места жительства не указан субъект РФ, в связи с чем Территориальная избирательная комиссия Георгиевского района отказала Чанкаеву Р.П. в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета Постановлением Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района от ДД.ММ.ГГГГ № по основаниям, предусмотренным п.п."в.1" п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года /с последующими изменениями/ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформление подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участников референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В силу п. 8 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свою фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. При этом подпись и дата ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Пунктом 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и /или/ недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и /или/ оформления подписного листа /п.п. 44 ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ/.
Согласно ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ недействительными признаются подписи избирателей в подписном листе в случае, если даты внесения подписей избирателей не внесены избирателями собственноручно. Также недействительными признаются все подписи в подписном листе, изготовленном и /или/ оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к Закону Ставропольского края № 37-КЗ.
Чанкаев Р.П. в судебном заседании не отрицал то обстоятельство, что даты внесения подписей избирателей в представленных им подписных листах внесены им лично, а также его сборщиками подписей, но при этом ссылается на то, что членами избирательной комиссией ему не было разъяснено, как правильно должен быть заполнен подписной лист, а также на то, что ему не предоставили для образца форму подписного листа.
Данные доводы Чанкаева Р.П. не могут быть расценены судом как объективные причины нарушения Чанкаевым Р.П. порядка заполнения и формы подписных листов.
Суд также не может согласиться с доводами Чанкаева Р.П. о том, что члены избирательной комиссии при приеме от него заявления о выдвижении в качестве кандидата претензий по поводу представленных им документов не высказывали, в связи с чем последующий отказ избирательной комиссии по его регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования должен рассматриваться как заинтересованность избирательной комиссии в том, чтобы он на выборах не прошел по национальному признаку.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона обязанность по предоставлению необходимого пакета документов возлагается на кандидатов, которые обладают равными правами и несут равные обязанности.
Еще одним из оснований отказа в регистрации Чанкаева Р.П. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Территориальной избирательной комиссией Георгиевского района указано на отсутствие в подписных листах, представленных Чанкаевым Р.П., указаний на субъект РФ как в адресах избирателей, так и в сведениях о самом кандидате в шапке подписного листа, и в заверительных подписях, что повлекло за собой признание подписей избирателей недействительными.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства – это адрес /наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры/, по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
Судом установлено, что избирательной комиссией признаны недействительными 26 подписей также в связи с тем, что в графе «адрес места жительства» избирателей не указан субъект РФ, не указан он и в данных о самом кандидате в шапке подписных листов и в его заверительных подписях.
Эти обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, заверенные копии которых приобщены к материалам дела.
Поскольку в нарушение норм действующего федерального законодательства Чанкаевым Р.П. в избирательную комиссию не было представлено ни одной достоверной подписи избирателей, суд приходит к выводу о том, что отказ Территориальной избирательной комиссии в регистрации Чанкаева Р.П. кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета является законным и обоснованным.
Доводы Чанкаева Р.П. о том, что избирательная комиссия в нарушение требований выборного законодательства не выдала ему копии документов к итоговому протоколу, послужившие основанием к признанию подписей избирателей недействительными, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку в силу норм п. 13 ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ избирательная комиссия в случае признания подписей избирателей недостоверными или недействительными обязана немедленно после получения соответствующего требования выдать кандидату ведомости проверки, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными.
Доказательств тому, что Чанкаев Р.П. обращался с указанным требованием в избирательную комиссию, и ему было отказано в выдаче копий документов к итоговому протоколу, заявителем суду не представлено.
Придя к выводу о том, что отказ избирательной комиссии в регистрации Чанкаева Р.П. кандидатом на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета является законным и обоснованным, суд не находит каких-либо законных оснований для возложения на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района обязанности по регистрации заявителя в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат в виду их незаконности и необоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Чанкаева Р.П. о признании незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района по принятию решения об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета и возложении на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района обязанности по восстановлению его нарушенного избирательного права путем регистрации его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Крутоярского сельсовета отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 5 дней.
СУДЬЯ