РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2011 года г. Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Курякиной Л.Н.,
при секретаре – Лихомановой Ю.П.,
с участием заявителя Лынова Ю.В., председателя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Тарабыкиной Л.И., помощника Георгиевского межрайонного прокурора Ковалева В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лынова ФИО6 о признании постановления Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № Лынову ФИО6» незаконным и отмене его, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края устранить нарушения его избирательных прав и прав на участие в референдуме, зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу №,
УСТАНОВИЛ:
Лынов Ю.В. обратился в суд с заявлением о признании постановления Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № Лынову ФИО6» незаконным и отмене его, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края устранить нарушения его избирательных прав и прав на участие в референдуме и зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу №, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Лысогорского Совета назначены выборы в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ, в порядке установленном ст. 33 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», он уведомил Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района, о самовыдвижении (п. 3 ст. 32 ФЗ№67) в кандидаты в депутаты МО ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу №, путем письменного заявления, к заявлению он приложил предусмотренные законом документы, в том числе ДД.ММ.ГГГГ он предоставил в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района подписные листы с подписями избирателей. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края №, ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № ст. Лысогорской Георгиевского района на основании п. 5 ст. 2 ФЗ№67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Считает указанное выше Постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и не обоснованным по следующим основаниям: В качестве основания отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, избирательная комиссия указала, п. 5 ст. 2 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанная комиссией статья называется «Основные термины и понятия», а именно п. 5 звучит: « адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован но месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;» Из изложенного видно, что указанная избирательной комиссией норма Федерального закона ФЗ-67, определяет основные понятия и термины, но никак не определяет основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования, соответственно ссылка избирательной комиссии на п. 5 ст. 2 ФЗ - 67 Федерального закона, как на основание отказа в регистрации кандидатом в депутаты является незаконной, как и сам отказ, а постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № - незаконным, не мотивированным и необоснованным. Кроме того из постановления № не понятно, что же послужило отказом - если неправильно оформленный документ, или не предоставлен какой - либо документ, то в постановлении должно быть указанно какой именно документ. В соответствии с п. 1.1. ст.38 ФЗ - 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня, до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить изменения и уточнения...» Таким образом, в соответствии с законом, если избирательная комиссия выявила несоблюдение требований к оформлению документов, она должна была известить его об этом, но никакого извещения он не получал, что является нарушением его избирательных прав, т.к. в случае своевременного извещения избирательной комиссией, он бы внес необходимые уточнения или дополнения в предоставленные документы, или заменил предоставленный документ, в соответствии с п. 1.1 ст. 38 ФЗ№67. Изложенные выше факты, показывают, что Постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края №, которым ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № ст. Лысогорской Георгиевского района, нарушает его избирательные права и права на участие в референдуме, и не соответствует закону, на основании чего является незаконным. Просил признать Постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № Лынову ФИО6» - незаконным и отменить, обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края устранить нарушения его избирательных прав и прав на участие в референдуме, обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу №.
В судебном заседании заявитель Лынов Ю.В. заявленные требования поддержал по тем же основаниям и дополнительно пояснил, что считает Постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ -незаконным и не обоснованным по следующим основаниям: В качестве основания отказа в регистрации Лынова Ю.В. кандидатом в депутаты, избирательная комиссия указала, п. 5 ст. 2 ФЗ - 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанная комиссией статья называется «Основные термины и понятия». Из изложенного видно, что указанная избирательной комиссией норма Федерального закона ФЗ-67, определяет основные понятия и термины, но никак не определяет основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования, соответственно ссылка избирательной комиссии на п. 5 ст. 2 ФЗ - 67 Федерального закона, как на основание отказа в регистрации кандидатом в депутаты является незаконной, как и сам отказ, а постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № - незаконным, не мотивированным и необоснованным. В соответствии с п. 1.1. ст.38 ФЗ - 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня, до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить изменения и уточнения в документы...(за исключением подписных листов с подписями избирателей)... Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением закона.» Действительно, указанная норма права запрещает вносить изменения и уточнения в подписные листы, но не запрещает, а наоборот дает право заменить документ, оформленный с нарушением закона, без каких либо исключений. Из изложенного следует, что законодатель справедливо запрещает внесение изменений и уточнений в подписные листы, т.к. внесение изменений и уточнений осуществляется кандидатом в одностороннем порядке, может противоречить воле избирателя и нарушать его права, но если в нашем случае, избиратели заново подпишут подписной лист и он заменит его, в этом случае ничьи права не будут нарушены, поэтому законодатель допускает замену документов, без всяких ограничений. Таким образом, в соответствии с законом, если избирательная комиссия выявила несоблюдение требований к оформлению документов, она должна была известить его об этом, но его никто не известил, что является нарушением его избирательных прав, т.к. в случае своевременного извещения избирательной комиссией, он имел право заменить предоставленный документ, в соответствии с п. 1.1 ст. 38 ФЗ№67, и сделал бы это незамедлительно. Кроме того, в соответствии с п. 6. ст. 38 ФЗ№67 его, как кандидата избирательная комиссия должна была известить о проведении проверки подписей избирателей, но никто его не известил, а он обязательно хотел участвовать в проверке, что так же является нарушением закона и его избирательных прав. Далее в соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ№67, - «По окончанию проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указываются количество заявленных подписей...., а так же количество подписей признанных недостоверными и (или). недействительными, с указанием оснований(причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата», но избирательная комиссия не выполнила и это требование закона, он ничего не получал. В соответствии с п. 23. ст. 38 ФЗ-67: « В случае отказа в регистрации кандидата... соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации...обязана выдать кандидату... копию соответствующего решения с изложением оснований отказа», в п. 24 ст. 38 ФЗ-67, указаны основания отказа в регистрации кандидата, В постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, ссылки на п. 24 ст. 38 ФЗ-67 или на одно из оснований перечисленных в этом пункте нет, соответственно постановление является незаконным и не обоснованным. Что касается возражений избирательной комиссии, выразившихся в том, что члены рабочей группы территориальной избирательной комиссии усмотрели нарушение требований, установленных в приложении 4 к закону Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», а именно: в заверительной надписи подписных листов сведения о лице, осуществляющем сбор подписей - в адресе места жительства нет указаний на субъект РФ, то он считает эти возражения не обоснованны, по следующим основаниям: согласно Приложению № 4 «Подписной лист», в начале подписного листа, где описываются данные кандидата в депутаты, которого поддерживают нижеподписавшиеся граждане, под графой «проживающего» расшифровывается, какие сведение следует указывать, а именно: «(указывается адрес места жительства: наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта)», согласно указанной расшифровке, в графе «проживающего » он указал субъект РФ, район, станицу. В заверительной же надписи подписных листов идет расшифровка : «(фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия номер и дата выдачи....)», таким образом форма подписного листа в приложении № 4, а именно заверительная надпись не предусматривает обязательное указание субъекта РФ, при написании адреса кандидата, иначе на это указывалось бы в расшифровке, как в первом случае, в связи с изложенным он не указал в заверительной надписи субъект Федерации, и не нарушил форму подписного листа утвержденную в Приложении № 4. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 38 ФЗ-67 «не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений». Таким образом, в связи с тем, что он в начале подписного листа, указал в адресе места жительства - Субъект Федерации в котором он проживает, то не указание его в заверительной подписи считает сокращением, не препятствующим однозначному восприятию всех сведений указанных в подписном листе. Ссылка избирательной комиссии на п. 11 ст. 15 КЗ №37, незаконна, так как требования установленные Приложениями №№1-5, он не нарушал, так в Приложении № 4 в данных кандидата указывается на необходимость указания в адресе: Субъекта Федерации, а в заверительной подписи, и в адресе избирателей нет ссылки на необходимость указания Субъекта Федерации. Ссылка ИК на разъяснения содержащиеся в решении Верховного суда РФ от 07.11.2007 г. по делу № ГКПИ07-1389, неуместна, так как в данном решении говорится о том, что нарушением закона является не указание избирателями номеров домов. Неуказание номеров домов препятствует однозначному восприятию всех сведений указанных в подписном листе, но неуказание Субъекта Федерации в адресе избирателя он считает сокращением, которое не препятствует однозначному восприятию всех сведений. В своих возражениях ИК ссылается на два основания для отказа в регистрации, предусмотренные п.п. В.1 п. 24 ст. 38 и п.п. д п. 24 ст. 38 ФЗ № 67, но в постановлении Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края №, нет ссылки ни на одно из указанных оснований, и этот факт делает само постановление бессмысленным и незаконным. Ему также непонятно, по каким причинам в Постановлении №, указанно, что комиссия заседала ДД.ММ.ГГГГ, а сама ИК комиссия утверждает, что заседание было ДД.ММ.ГГГГ Изложенные выше факты, показывают, что Постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края, которым ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № ст. Лысогорской Георгиевского района, нарушает его избирательные права и права на участие в референдуме, и не соответствует закону, на основании чего является незаконным.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Тарабыкина Л.И. в судебном заседании требования Лынова Ю.В. не признала и в обоснование возражений суду пояснила, что постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района № от ДД.ММ.ГГГГ по отказу Лынову Ю.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № Лынову Ю.В. было принято в соответствии с требованиями выборного законодательства, поскольку при проверке рабочей группой подписных листов, представленных Лыновым Ю.В., члены рабочей группы усмотрели в подписных листах несоответствие их форме подписных листов, установленной законом, а также отсутствие наименование субъекта РФ в адресах избирателей и лиц, удостоверивших подписные листы, что является законным основанием для признания всех подписей недействительными и отказа в регистрации кандидатом в депутаты. В соответствии с п.1.1 ст.38 ФЗ №67от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями " закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. То есть в подписные листы запрещается вносить какие либо изменения, дополнения, либо заменять их на другие подписные листы, поэтому неучастие заявителя Лынова Ю.В. в заседании рабочей группы либо избирательной комиссии не может повлиять каким либо образом на принятое избирательной комиссией решение об отказе Лынову Ю.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края по одноманданому избирательному округу №. Считает требования Лынова Ю.В. не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица представителя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района, заключение помощника Георгиевского межрайонного прокурора Ковалева В.Г., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает требования Лынова Ю.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что согласно решению Совета депутатов муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов главы муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края и депутатов Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края» выборы главы муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края и депутатов Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Лыновым Ю.В. в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края и представлены необходимые для этого документы. ДД.ММ.ГГГГ Лыновым Ю.В. в территориальную избирательную комиссию Георгиевского района представлены и приняты подписные листы в количестве 2 штук, где имеется 13 подписей избирателей, что подтверждается подтверждением принятия документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты МО ст. Лысогорской от ДД.ММ.ГГГГ и подписными листами, представленными суду представителем территориальной избирательной комиссии Георгиевского района.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района № от ДД.ММ.ГГГГ Лынову Ю.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов МО станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края по одномандатному избирательному округу № ст. Лысогорской Георгиевского района по п.п. в1 п.24 ст.38 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с нарушением п.5 ст.2 ФЗ-67.
Лынов Ю.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать Постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № Лынову ФИО6» - незаконным и отменить, обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края устранить нарушения его избирательных прав и прав на участие в референдуме, обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу №.
В подтверждение своих доводов Лынов Ю.В. указал, что при подаче документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края, он выполнил все требования выборного законодательства, а именно, представил в избирательную комиссию вместе с заявлением все необходимые документы, содержащие сведения о нем как о кандидате, подписные листы избирателей с 13 подписями. В результате проверки рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района представленных им подписных листов выяснилось, что все подписи избирателей в его поддержку как кандидата в депутаты признаны недействительными.
По мнению заявителя, он имел право на исправление недостатков при заполнении подписных листов, право на их замену, однако избирательная комиссия за предусмотренные законом 3 дня его об этом не предупредила, что явилось основанием для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Лынов Ю.В. представил в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района 2 подписных листа, содержащих 13 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
14-ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа по проведению проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и подписях избирателей, установила, что из 13 проверенных подписей избирателей 13 являются недействительными, так как выполнены в нарушение требований п. 8 ст. 38 и п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ, - в адресах избирателей и кандидата не указан субъект РФ, в связи с чем рекомендовала Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района отказать Лынову Ю.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов и сведений, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 Закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо внесенного избирательного залога.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта «в1» п.24 ст.38 ФЗ №67 основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Подпунктом «д» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и /или/ недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и /или/ оформления подписного листа /п.п. 44 ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ/.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" /с последующими изменениями/ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформление подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участников референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В силу п. 8 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума, лицо, удостоверяющее подписные листы, ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свою фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Согласно ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ в случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, с указанием количества подписей, собранных на соответствующей территории. При приеме подписных листов избирательная комиссия выдает кандидату или лицу, уполномоченному представлять кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, письменное подтверждение о приеме подписных листов с их описью, а также указанием даты и времени их приема.
В соответствии с п.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны не в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона обязанность по предоставлению необходимого пакета документов возлагается на кандидатов, которые обладают равными правами и несут равные обязанности.
В качестве основания отказа в регистрации Лынова Ю.В. кандидатом в депутаты МО ст. Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края указано на отсутствие в подписных листах, представленных Лыновым Ю.В., указаний на субъект РФ в адресах избирателей и лица, удостоверившего подписные листы, что повлекло за собой признание подписей избирателей недействительными.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства – это адрес /наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры/, по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
Судом установлено, что избирательной комиссией признаны недействительными 13 подписей избирателей в связи с тем, что в графе «адрес места жительства» избирателей не указан субъект РФ.
Эти обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, заверенные копии которых приобщены к материалам дела.
Доводы Лынова Ю.В. о том, что в адресах избирателей и лица, удостоверившего подписные листы, не обязательно указание на субъект РФ, поскольку это указание имеется в адресе кандидата, суд находит противоречащими требованиям действующего законодательства.
Поскольку в нарушение норм действующего федерального законодательства Лыновым Ю.В. в избирательную комиссию не было представлено ни одной действительной подписи избирателей, суд приходит к выводу о том, что отказ Территориальной избирательной комиссии в регистрации Лынова Ю.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края является законным.
Судом также не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что избирательная комиссия не выполнила свою законную обязанность и за три дня до дня заседания не предупредила его об имеющихся в подписных листах недостатках.
Согласно правовых норм Закона, а именно, п. 1.1, п.п. "в.1", "в.2" п. 24, п.п. "б.1", "б.2" п. 25, п.п. "з", "и" п. 26 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Процедура внесения уточнений и дополнений в документы, представленные для регистрации в качестве кандидата, установленная указанным Законом, регламентирует устранение неполноты сведений о кандидате или ненадлежащее оформление уже представленных документов.
Проанализировав указанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что уточнение и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, но на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет, то есть после предоставления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них изменений и дополнений, в том числе и в целях соблюдения требований к их оформлению, не допускается.
Поскольку законодатель не допускает возможность восполнения сведений, внесенных в подписные листы, после предоставления их на регистрацию в избирательную комиссию, действия Территориальной избирательной комиссии по неизвещению Лынова Ю.В. об этих нарушениях признаются судом не противоречащими требованиям избирательного законодательства что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Центральной избирательной комиссии N 203/1272-4 от 23 марта 2007 года, утвердившем разъяснения о порядке применения пункта 1.1 подпунктов "в. 1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судом установлено, что в данных об избирателях и лице, осуществляющем сбор подписей, не указано полное наименование адреса места жительства – отсутствует наименование субъекта Российской Федерации и района.
Придя к выводу о том, что отказ избирательной комиссии в регистрации Лынова Ю.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края является законным и обоснованным, суд не находит каких-либо законных оснований для возложения на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района обязанности по регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,260.1-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Лынова ФИО6 о признании постановления Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального образования станицы Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № Лынову ФИО6» незаконным и отмене его, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края устранить нарушения избирательных прав и прав на участие в референдуме Лынова ФИО6 и зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального образования ст. Лысогорской Георгиевского района по одномандатному избирательному округу № отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 5 дней.
Судья Курякина Л.Н.