Дело №2-446/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Курякиной Л.Н.,

при секретаре – Лихомановой Ю.П.,

с участием:

заявителя Цыбанкова А.Н.,

представителя заявителя Белоусова П.С.,

председателя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Тарабыкиной Л.И.,

помощника Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цыбанкова А.Н. о признании постановления территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края Цыбанкову А.Н.» незаконным и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

Цыбанков А.Н. обратился в суд с заявлением о признании постановления территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края Цыбанкову А.Н.» незаконным и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края, указывая на то, что Постановлением территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края. Основаниями к отказу явились п.24-д ст.38 и п.24-в1 ст.38 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» в связи с нарушениями п.5 ст.2, п.5 ст.37 ФЗ №67 и п.п.7 п.10 ст.15 и п.п.11 п.10 ст.15 КЗ №37 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления Ставропольского края». Более подробно основания отказа в оспариваемом постановлении не указаны. Ранее, рабочей группой территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края были установлены и предложены в качестве оснований для отказа в регистрации основания предусмотренные пунктами 24-в1 и 24-д ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее ФЗ № «67»), а именно: Сбор подписей вне пределов срока предоставленного для этого Законом (24 подписи), подписные листы №№ 8, 9, 11, 12, 14, 20, 21. Недостоверная дата удостоверении сборщиком подписей заверения подписей (9 подписей), подписной лист № 21. Считает обжалуемое постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района незаконным и необоснованным по следующим основаниям: Пунктом 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» предусмотрен перечень оснований к отказу кандидату в регистрации. В соответствии с пунктом 27 указанной статьи приведенный перечень является исчерпывающим. В соответствии с подпунктом «Д» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» основанием к отказу является недостаточное количество достоверных подписей либо выявление более 10% недостоверных или недействительных подписей. В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»: недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом; В соответствии с подпунктом «Д» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» выявление более 10% недействительных подписей не может являться основанием к отказу в регистрации кандидата в случае, если для регистрации требуется представить менее 200 подписей и достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Для регистрации кандидата на должность главы МО с.Краснокумского необходимо было представить 197 подписей избирателей. В ходе работы комиссии все подписи избирателей были признаны достоверными. При этом не отрицал, что подписи, признанные комиссией недействительными в связи с нарушением сроков сбора подписей, либо порядка заверения подписных листов, имеют место, но в данном случае, с учетом того, что все подписи были признаны достоверными, выявление более 10% недействительных подписей не могло явиться основанием для отказа в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края. В соответствии с п.5 ст. 37 ФЗ «№ 67» на выборах в органы местного самоуправления подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. При этом в соответствии с п. 3 ст.1 ФЗ «№ 67»: «... законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.» Согласно ст. 14 Закона Ставропольского края № 37 КЗ «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов осуществляется в период, установленный настоящим Законом для выдвижения кандидата, списка кандидатов. В соответствии со взаимосвязанными положениями пунктов 9 и 10 Закона СК № 37-КЗ выдвижение может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. То есть Закон Ставропольского края, в рамках своих полномочий расширил период сбора подписей и обозначил их как 25 дней с момента объявления выборов в средствах массовой информации. Представленные им подписи собраны в период с 9 по 11 января 2011 года, то есть в период 25 дней с момента выхода объявления о назначении выборов, что не является нарушением срока сбора подписей.

В судебном заседании заявитель Цыбанков А.Н. и его представитель Белоусов П.С. заявленные требования поддержали по тем же основаниям, пояснив также, что при заполнении подписных листов в сведениях о кандидате на должность главы МО с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края действительно в адресе не указан субъект Российской Федерации и район и в подписи лица, удостоверяющего подписные листы не указан адрес лица, удостоверившего подписные листы. Ошибки допущены ввиду того, что кандидату по вине избирательной комиссии был представлен несоответствующий образцу подписной лист, в связи с чем 127 подписей избирателей признаны недействительными, но данные недочеты подписных листов не позволяют избирательной комиссии отказать в регистрации кандидата, так как в связи с указанными недостатками подписи являются недействительными, но не недостоверными, а согласно п.п.д п.24 ст.38 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» отказ в регистрации кандидата возможен только если подписи недостоверные.

Председатель Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края Тарабыкина Л.И. в судебном заседании требования Цыбанкова А.Н. не признала и в обоснование возражений суду пояснила, что Территориальная избирательная комиссия Георгиевского района ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление № «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края Цыбанкову А.Н.». Данное постановление было принято комиссией по рекомендации рабочей группы по проверке подписных листов. Рабочая группа территориальной избирательной комиссии при проверке подписных листов руководствуется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ставропольского края №37 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», а также методическими рекомендациями ЦИК РФ. Для уведомления о выдвижении на должность главы муниципального образования села Краснокумского Цыбанковым А.Н. 9.01.2011 года в территориальную избирательную комиссию Георгиевского района представлены соответствующие документы о кандидате, сведения о размере, источниках доходов и об имуществе кандидата.

18.01.2011 года Цыбанковым А.Н. в комиссию представлены 22 подписных листа, содержащих 215 подписей избирателей, хотя необходимое количество - 197 и максимальное - 216. Постановление территориальной избирательной комиссии Георгиевского района о необходимом и максимальном количестве подписей опубликовано в газете «Георгиевские известия» 30 декабря 2010 года. При проверке подписных листов члены рабочей группы проверяют соблюдение порядка сбора подписей избирателей и правильность оформления подписных листов. Согласно разъяснениям ЦИК РФ №203/1272-4 от 23 марта 2007 года «ответственность за предоставление документов, за полноту указанных в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям федерального закона, иного закона, возложена на кандидата». Прежде всего, члены рабочей группы при проверке подписных листов усмотрели нарушение п.5 ст.2 ФЗ №67, выразившееся в том, что в подписных листах не указан полный адрес места жительства кандидата, а именно: нет указания на субъект Российской Федерации и район. Форма подписного листа утверждена Законом Ставропольского края №37 и предусматривает указание наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется сбор подписей, в качестве необходимого реквизита. Следовательно, выявление при проверке подписных листов отсутствия в них наименования субъекта РФ дает законное основание для признания подписей недействительными. Согласно п. 11 ст. 15 КЗ-37 в этом случае «все подписи признаются недействительными». Кроме того, рабочей группой, выявлено нарушение в том, что подписной лист №14, содержащий 9 подписей избирателей, заверен Цыбанковым А.Н. ранее внесения даты подписей избирателей, то есть подписи избирателей внесены позже заверения подписного листа. Подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позже заверения подписного листа сборщиком подписей и (или) кандидатом, признается недействительной. Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по дате внесения подписи избирателя. Заверение подписного листа возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе и в соответствии с п.п.7 п. 10 ст. 15 КЗ-37 все подписи в данном подписном листе признаются недействительными, а именно - 9 подписей. Далее комиссия усмотрела нарушение п.5 ст.37 Федерального закона №67, который указывает на то, что «подписи могут собираться со дня следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата». Данным положением Закон устанавливает момент начала сбора подписей. Цыбанков А.Н. уведомил комиссию о самовыдвижении 9 января 2011 года, следовательно, начать сбор подписей он был вправе только с 10 января. Однако в шести листах избиратели внесли свои подписи 9 января 2011г.: лист №8 - строка 1, лист №9 - строки 1-10, лист №11 - строка 10, лист №12 - строки 1,4,6,7,8,9,10, лист №20 - строки 1,2,3, лист №21 - строки 1,2, то есть 24 подписи, что составляет 12,1 % от необходимого количества подписей.

Всего с учетом 9 недействительных подписей, содержащихся в листе №14, по данному основанию признано недействительными 33 подписи, что составляет 15,3 % от проверенного количества подписей. Далее рабочая группа усмотрела нарушения п.5 ст.2 ФЗ-67, выразившееся в том, что в удостоверяющих подписях в подписных листах №7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,20,21,22, так же не указано место жительства лица, собирающего подписи, что предусмотрено в качестве необходимого реквизита в приложении №2 к Закону Ставропольского края №37-К3. В данном случае все 127 подписей в этих подписных листах признаются недействительными. Действительных подписей только 88, что недостаточно для регистрации кандидата, так как требуется 197 подписей. Таким образом, подписные листы, представленные Цыбанковым А.Н. не содержат достаточного количества действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата. При сборе подписей избирателей и оформлении подписных листов Цыбанков А.Н. нарушил ряд норм краевого и федерального избирательного законодательства, выразившиеся в наличии трех самостоятельных оснований для признания подписей недействительными, и как следствие этих нарушений -2 основания для отказа в регистрации, а именно: по п.п.в.1 п.24 ст.38 и п.п.д п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Считает требования Цыбанкова А.Н. не подлежащими удовлетворению и просила в заявленных требованиях отказать.

Выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица представителя Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района, заключение помощника Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает требования Цыбанкова А.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно решению Совета депутатов муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края №56 от 14.12.2010 г. «О назначении выборов главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края и депутатов Совета депутатов муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края» выборы главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края и депутатов Совета депутатов муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края назначены на 13 марта 2011 года.

09 января 2011 года Цыбанковым А.Н. в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края и представлены необходимые для этого документы. 18.01.2011 года Цыбанковым А.Н. в территориальную избирательную комиссию Георгиевского района представлены и приняты подписные листы в количестве 22 штук, где имеется 215 подписей избирателей, что подтверждается подтверждением принятия документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края от 18.01.2011 г. и подписными листами, представленными суду представителем территориальной избирательной комиссии Георгиевского района.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района № от ДД.ММ.ГГГГ Цыбанкову А.Н. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края по п.24-д ст.38 и п.24-в1 ст.38 ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» в связи с нарушениями п.5 ст.2, п.5 ст.37 ФЗ №67 и п.п.7 п.10 ст.15 и п.п.11 п.10 ст.15 КЗ №37 «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления Ставропольского края».

Цыбанков А.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать Постановление Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края Цыбанкову А.Н.» - незаконным и отменить его, обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края устранить нарушения его избирательных прав и прав на участие в референдуме, обязать Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края.

В подтверждение своих доводов Цыбанков А.Н. указал, что при подаче документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края, он выполнил все требования выборного законодательства, а именно, представил в избирательную комиссию вместе с заявлением все необходимые документы, содержащие сведения о нем как о кандидате, подписные листы избирателей с 215 подписями, которые являются достоверными. В результате проверки рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Георгиевского района представленных им подписных листов выяснилось, что 127 подписей избирателей в его поддержку как кандидата на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края признаны недействительными, что им не оспаривается, но не недостоверными, а отказ в регистрации кандидата согласно п.п.д п.24 ст.38 ФЗ №67 возможен только при наличии более 10% недостоверных подписей, так как для регистрации ему необходимо менее 200 подписей избирателей.

Согласно п. 1 ст. 38 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов и сведений, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 Закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо внесенного избирательного залога.

Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу подпункта «в1» п.24 ст.38 ФЗ №67 основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Подпунктом «д» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и /или/ недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и /или/ оформления подписного листа /п.п. 44 ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ/.

Нормы пп. "д" п. 24 ст. 38 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривают, что достоверная подпись - эта подпись, которая собрана в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах и в установленном порядке не была признана недействительной и (или) недостоверной. (Определение Верховного Суда РФ №92-Г10-11 от 04.10.2010 г.).

В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" /с последующими изменениями/ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформление подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участников референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

В силу п. 8 ст. 37 ФЗ № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума, лицо, удостоверяющее подписные листы, ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свою фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Таким образом, на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет.

Согласно ст. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ в случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, с указанием количества подписей, собранных на соответствующей территории. При приеме подписных листов избирательная комиссия выдает кандидату или лицу, уполномоченному представлять кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, письменное подтверждение о приеме подписных листов с их описью, а также указанием даты и времени их приема.

В соответствии с п.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны не в полном объеме, подписи избирателей, собранные вне пределов периода, определенного настоящим Законом для сбора подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов.

Согласно ч.5 ст.37 ФЗ №67 от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона обязанность по предоставлению необходимого пакета документов возлагается на кандидатов, которые обладают равными правами и несут равные обязанности.

Согласно разъяснениям ЦИК РФ №203/1272-4 от 23 марта 2007 года ответственность за предоставление документов, за полноту указанных в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.

21 января 2011 года рабочая группа по проведению проверки достоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах и подписях избирателей, установила, что из 215 проверенных подписей избирателей 127 являются недействительными, так как выполнены в нарушение требований закона, что подтверждается ведомостью проверки подписных листов и итоговым протоколом проверки подписных листов Цыбанкова А.Н..

По делу установлено что во всех подписных листах в шапке в адресе кандидата не указан субъект РФ и район, а в подписных листах №7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,20,21,22 вообще не указан адрес сборщика подписей, лица, удостоверившего подписные листы, в связи с чем 127 подписей избирателей признаны недействительными.

Кроме того, заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края и необходимые для этого документы поданы Цыбанковым А.Н. в Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района 09 января 2011 года, следовательно, начать сбор подписей он был вправе только с 10 января. Однако в шести листах избиратели внесли свои подписи 9 января 2011г.: лист №8 - строка 1; лист №9 - строки 1-10; лист №11 - строка 10; лист №12 - строки 1,4,6,7,8,9,10; лист №20 - строки 1,2,3; лист №21 - строки 1,2 – 24 подписи.

Подписной лист №14 заверен лицом, заверяющим подписные листы, ранее даты внесения 9 подписей избирателей, подписной лист заверен 10.01.2011 г., а подписи внесены 11.01.2011 г., в связи с чем указанные 33 подписи признаны недействительными.

В качестве основания отказа в регистрации Цыбанкова А.Н. кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края указано на отсутствие в подписных листах, представленных Цыбанковым А.Н., указаний на субъект РФ в адресе кандидата и отсутствие адреса лица, заверяющего подписные листы, что повлекло за собой признание подписей избирателей недействительными.

Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства – это адрес /наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры/, по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № 37-КЗ от 26 июня 2008 года /с последующими изменениями/ основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.

То есть, судом установлено, что избирательной комиссией признаны недействительными 127 подписей избирателей в связи с тем, что в графе «адрес места жительства» лица, удостоверяющего подписные листы не указан адрес.

Эти обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов, заверенные копии которых приобщены к материалам дела.

Доводы Цыбанкова А.Н. о том, что в адресе кандидата не обязательно указание на субъект РФ, поскольку это очевидно, суд находит противоречащими требованиям действующего законодательства.

Нельзя признать состоятельными доводы Цыбанкова А.Н. и о том, что, если для регистрации необходимо предоставить менее 200 подписей, то кандидат подлежит регистрации во всяком случае, если количество подписей достаточно для регистрации, несмотря на то, что все представленные подписи или их значительная часть являются недействительными, как в данном случае.

Поскольку в нарушение норм действующего федерального законодательства Цыбанковым А.Н. в избирательную комиссию было представлено лишь 88 действительных и достоверных подписей избирателей, хотя необходимое количество 197 и подписные листы оформлены с нарушениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Территориальной избирательной комиссии в регистрации Цыбанкова А.Н. кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края является законным.

Доводы заявителя о том, что все представленные подписи являются достоверными, суд считает несостоятельными, поскольку они не подтверждены никакими доказательствами.

Придя к выводу о том, что отказ избирательной комиссии в регистрации Цыбанкова А.Н. кандидатом на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края является законным и обоснованным, суд не находит каких-либо законных оснований для возложения на Территориальную избирательную комиссию Георгиевского района обязанности по регистрации заявителя в качестве кандидата <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,260.1-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Цыбанкова А.Н. о признании постановления территориальной избирательной комиссии Георгиевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края Цыбанкову А.Н.» незаконным и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования с. Краснокумское Георгиевского района Ставропольского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 5 дней.

Судья Курякина Л.Н.