Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Георгиевск 15 февраля 2011 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
с участием помощника Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В.,
представителя администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Устименко Р.Ю.,
представителя органа опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Тебеховой Л.И.,
при секретаре Авакяне А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора в интересах ребенка-сироты Сидоровой С.В. к Администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, не ниже установленных норм,
У С Т А Н О В И Л :
Георгиевский межрайонный прокурор в интересах Сидоровой С.В. обратился в суд с иском к Администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, не ниже установленных норм, в котором указал, что в Георгиевскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите ее жилищных прав обратилась Сидорова С.В. В ходе проверки ее доводов установлено, что Сидорова С.В. является ребенком-сиротой. Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Сидорова С.В. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закрепленного за ней жилья не имеет.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства), вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч.2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка сироты. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту нарушенных социальных прав Сидоровой С.В. в части обеспечения жилым помещением в муниципальном фонде, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «Q дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании помощник Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В. поддержала требования, заявленные Георгиевским межрайонным прокурором в интересах ребенка-сироты Сидоровой С.В. к Администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, не ниже установленных норм и просила их удовлетворить.
Представитель администрации Георгиевского муниципального района Устименко Р.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в интересах ребенка-сироты Сидоровой С.В. к Администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, не ниже установленных норм, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 апреля 2010 года N 605-О-О, дал следующую трактовку статьи 8: "Выявляя конституционно-правовой смысл положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Конституционный Суд Российской Федерации в официально опубликованном и сохраняющем свою силу Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П пришел к выводу, что данное положение в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, частью 2 статьи 7 установлены следующие гарантии в области обеспечения жилыми помещениями: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края были наделены государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать в том числе перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня.
Так, постановление от 16 апреля 2008 года N 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует предоставление только денежных средств на приобретение жилья. Администрация Георгиевского муниципального района не имеет свободного жилищного фонда, переданного органами исполнительной власти Ставропольского края для предоставления его детям-сиротам и лицам из их числа по договорам социального найма. Что касается объема предоставляемых денежных средств из бюджета Ставропольского края в виде субсидий на приобретение или строительство жилья, то данные средства расходуются в полном объеме, предусмотренном законом о бюджете на соответствующий год. Заявки на финансирование данных мероприятий в соответствии с потребностями района своевременно направляются отделом образования администрации, который постановлением администрации Георгиевского муниципального района от 19.03.2010 года № 201 наделен функциями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Георгиевского муниципального района, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствующие государственные структуры, однако, фактическое финансирование порой не закрывает потребности.
Кроме того, постановление Правительства СК от 16 апреля 2008 года N 60-п, предусматривает, что Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому считают, что надлежащим ответчиком по делу являются не Администрация Георгиевского муниципального района, а Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
Этим же постановлением утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где предусмотрена такая форма волеизъявления лиц из числа детей-сирот как написание заявления о предоставлении денежных средств (субсидий). Отдел образования администрации и администрация Георгиевского муниципального района Ставропольского края никому не отказывают в написании заявления о предоставлении денежных средств (субсидий) и своевременно направляют заявки на финансирование данных мероприятий.
Таким образом, администрация Георгиевского муниципального района и ее структурные подразделения отвечают по обязательствам, предусмотренным вышеназванными законами только в пределах переданных органами исполнительной власти Ставропольского края денежных средств и материальных ресурсов.
Так, на <адрес> год заявленная отделом образования администрации потребность в финансировании составила 00 руб., а Законом о бюджете Ставропольского края на ДД.ММ.ГГГГ год фактически Георгиевскому району на обеспечение жильем детей-сирот выделено из федерального бюджета 00 рублей, из краевого бюджета - 00 рублей. Эти деньги будут поступать поэтапно в течение ДД.ММ.ГГГГ года и позволят обеспечить жильем около 16 детей-сирот, в том числе и Сидорову С.В. Утверждать, в каком конкретно квартале ДД.ММ.ГГГГ года это произойдет, администрация не имеет возможности. В текущем году средства на обеспечение жильем детей-сирот в администрацию Георгиевского муниципального района из Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, которое является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не поступали. По предварительной информации из названного Министерства, в 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию Георгиевского муниципального района должны поступить средства на обеспечение жильем двоих детей-сирот, в отношении которых уже приняты постановления администрации о предоставлении субсидий, но Сидоровой С.В. среди этих двоих нет.
Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, выполняющего на территории Ставропольского края функции по опеке и попечительству, Тебехова Л.И. не возражала против удовлетворения исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в интересах ребенка-сироты Сидоровой С.В. о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, не ниже установленных норм,
Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и объяснения, в которых не возражал против удовлетворения исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в интересах ребенка-сироты Сидоровой С.В. и указал, что Постановлением Губернатора ставропольского края от 23 сентября 2010 года № 517 «О внесении изменений в подпункт 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утверждённого постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. № 530» Министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года № 330-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей» министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона Ставропольского края: органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий.
Согласно Федерального закона от 21 декабря 2006 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Средства на 2010 год распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.
В соответствии со ст. 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ - получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края.
В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Считают, что администрацией Георгиевского муниципального района не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель Министерства финансов Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, где просил отказать в удовлетворении исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора о предоставлении Сидоровой С.В. жилого помещения во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм, указывая на то, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые - дети-сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.
Согласно статье 6 указанного закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Ставропольского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Соответственно органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края являются распорядителями указанных средств.
Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на ДД.ММ.ГГГГ год» Георгиевскому муниципальному району Ставропольского края ассигнования на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Ставропольского края выделены в объеме 00 тыс. рублей.
Кроме того, удовлетворение требований Прокурора Георгиевского района Ставропольского края повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получение жилья, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
По делу установлено, что Сидорова С.В. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами:
На основании свидетельства о рождении Сидоровой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её отцом является С.В.Г., матерью Я.Р.М..
Решением Георгиевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ С.В.Г. и Я.Р.М. признаны безвестно отсутствующими.
Постановлением главы Георгиевской территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ К.Н.И. назначена опекуном над несовершеннолетней Сидоровой С.В. и опекаемая Сидорова С.В. поставлена на льготную очередь для получения жилой площади в муниципальном образовании Урухского сельсовета.
В соответствии с уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на недвижимое имущество у Сидоровой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.
Согласно справки архива отделения «Южное» филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> жилые помещения в собственности Сидоровой С.В. не числятся.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 ч.2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 ч.1).
Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Федеральным законом №159 от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края №7-кз от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору, либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение жилья 33 кв.м. из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Согласно Закона Ставропольского края №120-кз от 31.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края №7-кз от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.
В соответствии со ст.2 указанного Закона отдельными государственными полномочиями, в том числе и по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления г. Георгиевска и Георгиевского муниципального района Ставропольского края. Переложение указанных полномочий органами самоуправления на других лиц не предусмотрено.
В силу ст.12 Закона Ставропольского края №120-кз от 31.12.2004 года органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.
Таким образом, суд считает, что Сидорова С.В. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, признанный в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилья.
Ответчик, возражая против заявленных требований, ссылается на то, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что обеспечение Сидоровой С.В. жилым помещением является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Кроме того, ст.2 Закона Ставропольского края №7-кз от 16.03.2006 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Ставропольского края.
Ответчики просили суд отказать в удовлетворении иска, поскольку это, по их мнению, может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.
Однако суд, исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Ответчики также указывают на отсутствие свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности обеспечить истца и других лиц данной категории жилым помещением, отвечающим требованиям законодательства.
Суд считает данные доводы ответчика несостоятельными и не основанными на законе, исходя из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Таким образом, суд считает исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в интересах ребенка-сироты Сидоровой С.В. к Администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, не ниже установленных норм подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в интересах ребенка-сироты Сидоровой С.В. к Администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, не ниже установленных норм – удовлетворить.
Обязать администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Сидорову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, состоящую на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленных законом социальных норм, благоустроенным применительно к населенным пунктам Ставропольского края, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение 10 дней.
Судья Георгиевского городского суда Т.С.Ивашина