Дело №2-84/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Георгиевск 08 февраля 2011 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Курякиной Л.Н.,

при секретаре - Лихомановой Ю.П.,

с участием:

старшего помощника Георгиевского межрайонного прокурора Алхимовой М.А.,

представителя администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Парфенова И.В.,

представителя органа опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Тебеховой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Поливановой А.А. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Георгиевского муниципального района, администрации с. Обильного Георгиевского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, органу опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края о восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем Поливановой А.А. во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленных норм и возложении обязанности на администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Поливанову А.А. во внеочередном порядке жилым помещением не ниже установленных норм,

УСТАНОВИЛ:

Георгиевский межрайонный прокурор в интересах Поливановой А.А. обратился в суд с иском к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Георгиевского муниципального района о возложении обязанности на администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края предоставить Поливановой А.А. во внеочередном порядке жилое помещение не ниже установленных норм.

В ходе судебного разбирательства в качестве соответчиков по делу были привлечены администрация с. Обильного Георгиевского района Ставропольского края, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, орган опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и уточнены заявленные требования. Георгиевский межрайонный прокурор в интересах Поливановой А.А. просил восстановить нарушенное право на обеспечение жильем Поливановой А.А. и возложить обязанность на администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Поливанову А.А. во внеочередном порядке жилым помещением не ниже установленных норм, указывая на то, что в Георгиевскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите ее жилищ­ных прав обратилась Поливанова Анна Алексеевна. В ходе проверки ее доводов установлено, что Поливанова А.А. является ребен­ком-сиротой и находилась под опекой Поливанова П.П.. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № По­ливанова А.А. принята на учет «граждан, нуждающихся в улучшении жилищных усло­вий. Закрепленного за ней жилья не имеет. Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государст­венная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 ч.2): материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 ч.1). Конкретные меры со­циальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Феде­ральными законами и законами субъектов РФ. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных уч­реждениях..., в том числе при прекращении опеки (попечительства)... вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессио­нального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо по возвраще­нию из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивают­ся органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение уста­навливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательст­вам субъектов РФ. Согласно ч.2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 г. № 7-кз «О до­полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в дет­ских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие за­крепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помеще­ния, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образова­тельном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслужива­ния населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Россий­ской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помеще­ниями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме пре­доставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жи­лья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномочен­ным Правительством Ставропольского края. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О до­полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав ребенка сироты. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в за­щиту нарушенных социальных прав Поливановой А.А. в части обеспечения жилым помещением, предусмотренном Федеральным законом, от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просил восстановить нарушенное право на обеспечение жильем Поливановой А.А. и обязать администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Поливанову А.А. во внеочередном порядке жилым помещением не ниже установленных норм.

В судебном заседании старший помощник Георгиевского межрайонного прокурора Алхимова М.А. поддержала требования, заявленные Георгиевским межрайонным прокурором в интересах Поливановой А.А. о восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем Поливановой А.А. и возложении обязанности на администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Поливанову А.А. во внеочередном порядке жилым помещением не ниже установленных норм по тем же основаниям.

Истица Поливанова А.А. в суд, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не явилась.

Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Тебехова Л.И., который постановлением администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № наделен функциями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечитель­ством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставро­польского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в во­инских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Георгиевского муниципального района, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, жилыми помещениями, и представитель администрации Георгиевского муниципального района Парфенов И.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Поливановой А.А. о возложении обязанности на администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края предоставить Поливановой А.А. жилую площадь во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм, по следующим основаниям: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечитель­ством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального об­разования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполни­тельной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ни­же установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются за­конодательством субъектов Российской Федерации и относятся к рас­ходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 апреля 2010 г. N 605-О-О, дал следующую трактовку статьи 8: "Выявляя конституционно-правовой смысл положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по со­циальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Конституционный Суд Российской Федерации в официально опублико­ванном и сохраняющем свою силу Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П пришел к выводу, что данное положение в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормати­вов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреж­дении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов про­фессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружен­ных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государствен­ным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется ис­полнительными органами государственной власти субъекта Российской Фе­дерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на ор­ганы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими госу­дарственными полномочиями. Законом Ставропольского края от 16.03.2006 г. № 7-кз "О дополнитель­ных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, частью 2 статьи 7 установлены сле­дующие гарантии в области обеспечения жилыми помещениями: "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспи­танников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и со­стоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пре­бывания в государственном или муниципальном образовательном учрежде­нии Ставропольского края или учреждении социального обслуживания насе­ления Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессио­нального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняю­щих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору со­циального найма в пределах установленных норм и в порядке, установ­ленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, ис­ходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой еже­квартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполно­моченным Правительством Ставропольского края. Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз органы ме­стного самоуправления муниципальных районов и городских округов Став­ропольского края были наделены государственными полномочиями Ставро­польского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности по обеспечению жилыми помеще­ниями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддерж­ке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмот­ренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прожи­вающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. В соответствии со ст. 5 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления от­дельных государственных полномочий. Однако, с момента принятия закона и до настоящего времени матери­альные ресурсы на выполнение государственного полномочия по обеспече­нию лиц из числа детей сирот вне очереди жилыми помещениями по догово­ру социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установ­ленном жилищным законодательством, Георгиевскому муниципальному району практически не передавались. По сути, на практике реализуется только одна часть переданного полно­мочия, которое подкреплено финансированием из краевого бюджета, это предоставление денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, пере­данных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусмат­ривающие наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями, должны содержать в т.ч. перечень подлежа­щих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; Так, постановление от 16 апреля 2008 г. N 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регу­лирует предоставление только денежных средств на приобретение жилья. Вопрос обеспечения жильем по договорам социального найма законодатель­но и финансово в Ставропольском крае не решен. Администрация Георгиевского муниципального района не имеет сво­бодного жилищного фонда, переданного органами исполнительной власти Ставропольского края для предоставления его детям-сиротам и лицам из их числа по договорам социального найма. Что касается объема предоставляемых денежных средств из бюджета Ставропольского края в виде субсидий на приобретение или строительство жилья, то данные средства расходуются в полном объеме, предусмотренном законом о бюджете на соответствующий год. Заявки на финансирование дан­ных мероприятий в соответствии с потребностями района своевременно на­правляются отделом образования администрации, который постановлением администрации Георгиевского муниципального района от 19.03.2010 г. № 201 наделен функциями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечитель­ством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставро­польского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в во­инских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Георгиевского муниципального района, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствующие государственные структуры, однако, фактическое финансирование порой не покрывает по­требности. Кроме того, постановление Правительства СК от 16 апреля 2008 г. N 60-п, предусматривает, что министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому считают, что надлежащим ответчиком по делу являются не они а Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Этим же постановлением утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где предусмотрена такая форма волеизъявления лиц из числа детей-сирот как написание заявления о предоставлении денежных средств (субсидий). Отдел образования админист­рации и администрация Георгиевского муниципального района Ставропольского края никому не отказывают в написании заявления о предоставлении де­нежных средств (субсидий) и своевременно направляют заявки на финанси­рование данных мероприятий. Таким образом, администрация Георгиевского муниципального района и ее структурные подразделения отвечают по обязательствам, предусмотрен­ным вышеназванными законами только в пределах переданных органами ис­полнительной власти Ставропольского края денежных средств и материаль­ных ресурсов. Так, на 2011 год заявленная отделом образования администрации по­требность в финансировании составила 52 113 600 руб., а Законом о бюджете Ставропольского края на 2011 год фактически Георгиевскому району на обеспечение жильем детей-сирот выделено из федерального бюджета 2 287 540 рублей, из краевого бюджета - 8 897 640 рублей. Эти деньги будут по­ступать поэтапно в течение 2011 года и позволят обеспечить жильем около 16 детей-сирот, в том числе и Поливанову А.А. Утверждать в каком кон­кретно квартале 2011 года это произойдет, администрация не имеет возмож­ности. В текущем году средства на обеспечение жильем детей-сирот в адми­нистрацию Георгиевского муниципального района из министерства строи­тельства и архитектуры Ставропольского края, которое является уполномо­ченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспече­нию жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, еще не поступали. По предварительной информации из на­званного министерства, в 1 квартале 2011 года в администрацию Георгиев­ского муниципального района должны поступить средства на обеспечение жильем двоих детей-сирот, в отношении которых уже приняты постановле­ния администрации о предоставлении субсидий, но Поливановой А.А. среди этих двоих нет. Просили отказать Георгиевскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований в интересах Поливановой А.А..

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и объяснения, где не возражал против удовлетворения исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в интересах ребенка-сироты Поливановой А.А. и пояснил, что Постановлением Губернатора ставропольского края от 23 сентября 2010 г. № 517 «О внесении изменений в подпункт 9.2 Положения о министерстве строитель­ства и архитектуры Ставропольского края, утверждённого постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. № 530» Министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обес­печению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 г. № 330-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на при­обретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без по­печения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей» министерство определено уполномоченным органом испол­нительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и со­стоящие на учёте на получение жилого помещения имеют право на внеочеред­ное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социаль­ного найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищ­ным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (суб­сидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Прави­тельством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанав­ливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и го­родских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномо­чиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социаль­ной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона Ставропольского края: органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эф­фективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдель­ных государственных полномочий. Согласно Федерального закона от 21 декабря 2006 г. № 159-ФЗ «О дополни­тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Средства на 2010 год распреде­лены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз пре­дусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут от­ветственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных на­стоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финан­совыми средствами. В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ - получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ли­митов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с фи­зическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Став­ропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распоряди­телей средств бюджета Ставропольского края. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного са­моуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физически­ми и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и де­тям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предос­тавления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строитель­ство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в без­наличной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или до­говора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установ­ленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставро­польскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органа­ми местного самоуправления. На основании изложенного считают, что администрацией Георгиевского му­ниципального района не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Представитель Министерства финансов Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, где просил отказать в удовлетворении исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора о предоставлении Поливановой А.А. жилого помещения во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм, указывая на то, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее именуемые - дети-сироты), не имеющие закреп­ленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учрежде­ниях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечи­ваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае от­дельными государственными полномочиями Ставропольского края по соци­альной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей», органы местного самоуправления наделены отдельными государствен­ными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспече­нии жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставрополь­ского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опе­кой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семей­ного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно статье 6 указанного закона финансовые средства, необходи­мые органам местного самоуправления для осуществления отдельных госу­дарственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставро­польского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законо­дательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попе­чителю), установленного в соответствии с законодательством Ставрополь­ского края, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установ­ленным законодательством Ставропольского края. Соответственно органы местного самоуправления муниципального об­разования Ставропольского края являются распорядителями указанных средств. Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» Георгиевскому муниципальному району Ставропольского края ас­сигнования на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Ставропольско­го края выделены в объеме 6 906.9 тыс. рублей. Кроме того, удовлетворение требований Прокурора Георгиевского рай­она Ставропольского края повлечет нарушение прав других детей-сирот, ко­торые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не пре­дусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получе­ние жилья, а решение суда должно быть исполнено в установленные дейст­вующим законодательством сроки. Просили отказать Георгиевскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований в интересах Поливановой А.А..

Представитель Министерства образования Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на исковые требования не представил.

Представители ответчиков – администрации с. Обильного Георгиевского района Ставропольского края и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Георгиевского муниципального района, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания в суд не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что в муниципальной собственности Георгиевского муниципального района Ставропольского края нет свободных жилых помещения, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

По делу установлено, что Поливанова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами:

В соответствии со свидетельством серии № от ДД.ММ.ГГГГ о рождении Поливановой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её отцом является ФИО2, матерью ФИО3.

Согласно свидетельства серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановления Главы Георгиевской территориальной администрации <адрес> № отец ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти №, мать ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о её смерти №. ФИО4 указанным постановлением назначен опекуном ребенка-сироты Поливановой А.А..

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № По­ливанова А.А. принята на учет «граждан, нуждающихся в улучшении жилищных усло­вий», как ребенок, оставшийся без попечения родителей..

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на недвижимое имущество Поливановой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.

Согласно справки архива отделения «Южное» филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Ставропольскому краю жилые помещения в собственности Поливановой А.А. не числятся.

В соответствии с дипломом о среднем профессиональном образовании № Поливанова А.А. обучалась в Государственном образовательном учреждении «Профессиональный (агротехнический) лицей» и решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация Технолог по специальности технология продукции общественного питания.

По окончании обучения и прекращения попечительства в связи с исполнением 18 лет жильем не обеспечена, место жительства и регистрации: <адрес>, временно проживает на съемной квартире в <адрес>.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государст­венная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 ч.2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 ч.1).

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 ч.ч. 2, 3 Конституции РФ устанавливаются Феде­ральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных уч­реждениях..., в том числе при прекращении опеки (попечительства)... вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Федеральным законом №159 от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края №7-кз от 16.03.2006 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору, либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение жилья 33 кв.м. из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно Закона Ставропольского края №120-кз от 31.12.2004 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края №7-кз от 16.03.2006 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В соответствии со ст.2 указанного Закона отдельными государственными полномочиями, в том числе и по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления г. Георгиевска и Георгиевского муниципального района Ставропольского края. Переложение указанных полномочий органами самоуправления на других лиц не предусмотрено.

В силу ст.12 Закона Ставропольского края №120-кз от 31.12.2004 г. органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Таким образом, суд считает, что Поливанова А.А. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных на территории Георгиевского муниципального района в с. Обильном, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, признанный в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилья.

Ответчик, возражая против заявленных требований, ссылается на то, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что обеспечение Поливановой А.А. жилым помещением является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Кроме того, ст.2 Закона Ставропольского края №7-кз от 16.03.2006 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Ставропольского края.

Ответчики просили суд отказать в удовлетворении иска, поскольку это, по их мнению, может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.

Однако суд, исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Ответчики также указывают на отсутствие свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности обеспечить истца и других лиц данной категории жилым помещением, отвечающим требованиям законодательства.

Суд считает данные доводы ответчика несостоятельными и не основанными на законе, исходя из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Таким образом, суд считает исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Поливановой А.А. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края о восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем Поливановой А.А. и возложении обязанности на администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Поливанову А.А. во внеочередном порядке жилым помещением не ниже установленных норм подлежащими удовлетворению.

В требованиях к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Георгиевского муниципального района, администрации с. Обильного Георгиевского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, органу опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края надлежит отказать, поскольку суд, исходя из вышеизложенного, приходит к выводу, что указанные ответчики надлежащими не являются, в связи с тем, что государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Законом СК возложены на органы местного самоуправления по месту жительства указанных детей, в данном случае на администрацию Георгиевского муниципального района, что подтверждается постановлением администрации Георгиевского муниципального района от 19.03.2010 г. № 201, которым отдел образования администрации Георгиевского муниципального района наделен функциями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечитель­ством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставро­польского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в во­инских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Георгиевского муниципального района, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, жилыми помещениями.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Поливановой А.А. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Георгиевского муниципального района, администрации с. Обильного Георгиевского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, органу опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края о восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем Поливановой А.А. и возложении обязанности на администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Поливанову А.А. во внеочередном порядке жилым помещением не ниже установленных норм – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края восстановить нарушенное право на обеспечение жильем Поливановой А.А. и обеспечить Поливанову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящую на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленных законом социальных норм, благоустроенным применительно к населенным пунктам Ставропольского края, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

В исковых требованиях к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Георгиевского муниципального района, администрации с. Обильного Георгиевского района Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, органу опеки и попечительства отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток.

Судья Курякина Л.Н.