Дело №2-568/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2011 года

г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Моисеенко А.С.,

С участием

заявителя

Степаняна А.С.,

представителя лица,

действия которого оспариваются по доверенности

Карицкой Э.П.,

прокурора

Скалеух С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степаняна А.С. об оспаривании отказа избирательной комиссии в регистрации кандидата,

У С Т А Н О В И Л:

Степанян А.С. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просит признать незаконным отказ избирательной комиссии г.Георгиевска СК в регистрации его в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска СК и обязать избирательную комиссию г.Георгиевска СК зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска СК.

В судебном заседании Степанян А.С. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил, что в январе 2011 года ему стало известно о предстоящих 17 апреля 2011 года выборах на должность Главы города Георгиевска СК. ДД.ММ.ГГГГ он представил в избирательную комиссию города Георгиевска заявление с необходимыми для выдвижения в качестве кандидата на должность Главы документами, а ДД.ММ.ГГГГ – представил 158 подписных листов с 1069 подписями избирателей в поддержку своего самовыдвижения. ДД.ММ.ГГГГ на состоявшемся заседании рабочей группы ему стало известно о том, что в предоставленных им подписных листах имеются несоответствия и исправления в данных об избирателях. В результате проверки подписных листов избирательной комиссией на основании заключения УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе и справки об исследовании ЭКО по Георгиевскому району МЭКО (г.Минеральные Воды) были признаны недействительными 270 подписей избирателей, что составляет 25% от их общего количества, в связи с чем решением избирательной комиссии г.Георгиевска от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска СК.

Считает данное решение незаконным, нарушающим его избирательные права, поскольку проверка подписей была проведена избирательной комиссией с нарушением требований закона. Так проверке в УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе и в ЭКО по Георгиевскому району МЭКО (г.Минеральные Воды) были подвергнуты не все 1069 представленных им подписей, а лишь их часть (197 подписей – в УФМС и 56 подписей – в ЭКО). Каким образом производился отбор подписей, ему неизвестно. Отбор подписных листов (жеребьёвка) в его присутствии не производился, несмотря на то, что закон предписывает обязательное присутствие кандидата при отборе подписных листов. При проведении проверки органом УФМС он также не присутствовал. Кроме того, при сдаче им подписных листов в избирательную комиссию неоговоренных исправлений в них не имелось, а представленная ЭКО по Георгиевскому району МЭКО (г.Минеральные Воды) справка об исследовании, по его мнению, свидетельствует лишь о наличии незначительных помарок, которые не создают помех в прочтении и однозначном толковании даты, адреса, номера паспорта избирателя. Таким образом 270 подписей избирателей необоснованно признаны избирательной комиссией недействительными, а потому оснований для отказа в его регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК не имеется.

Представитель избирательной комиссии г.Георгиевска СК – Карицкая Э.П., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований Степаняна А.С. и пояснила, что Решением Думы г.Георгиевска от 21 января 2011 года №562-53 досрочные выборы Главы города Георгиевска СК были назначены на 17 апреля 2011 года. Решением Думы г.Георгиевска от 15 октября 2010 года №508-45 сформирована избирательная комиссия г.Георгиевска. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 28 января 2011 года №6/10 утверждено необходимое число подписей, представляемых для регистрации кандидатов на должность Главы г.Георгиевска СК: минимальное количество подписей – 972; максимальное – 1069.

ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию г.Георгиевска с заявлением о согласии баллотироваться на должность Главы г.Георгиевска по единому избирательному округу г.Георгиевска в порядке самовыдвижения обратился Степанян А.С. и ДД.ММ.ГГГГ представил в избирательную комиссию 158 подписных листов с 1069 подписями избирателей в поддержку кандидата. В соответствии со ст.13.1 Закона Ставропольского края №37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» при принятии документов от кандидата избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение принятия документов с описью, в котором указываются их реквизиты. При приеме подписных листов секретарем избирательной комиссии были проверены количество листов и подписей в папке, сверены цифры с надписью на месте прошивки папки, выдано подтверждение принятия подписных листов, а также извещение о заседании рабочей группы избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ по проверке подписных листов. Таким образом, при приеме подписных листов члены комиссии не должны и не имеют право выявлять помарки и исправления в них. Рабочая группа образована избирательной комиссией в целях проверки соответствия процедуры выдвижения кандидата требованиям законодательства и для проверки достоверности представленных документов, в том числе соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. В соответствии со ст.15 Закона СК право оговаривать исправления в подписных листах принадлежит избирателю и лицам, заверяющим подписные листы. Недействительными подписи признаются только в том случае, если такие исправления специально не оговорены. Согласно п.1.1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года в действующей редакции, после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается. Выявление помарок и исправлений за кандидата или сообщение об их наличии кандидату при приемке подписных листов не производится. Утверждение заявителя о том, что исправления в сведениях об избирателях появились после предоставления подписных листов в избирательную комиссию бездоказательно. Проверка подписных листов осуществляется рабочей группой. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, и порядок проверки определяется соответствующей избирательной комиссией. Избирательная комиссия г.Георгиевска во исполнение указанной нормы приняла постановление от 04 февраля 2011 года №6/18, которым определила, что проверке подлежат 100% подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, в связи с чем предусмотренная законом жеребьёвка подписных листов не проводилась.

ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой в присутствии кандидата Степаняна А.С. были подвергнуты проверке все 1069 представленных подписей избирателей. При визуальном осмотре подписей, содержащихся в подписных листах, в случае возникновения сомнений в достоверности сведений членами рабочей группы производится выборка тех сведений об избирателях, которые в дальнейшем могут быть проверены через систему ГАС «Выборы». Имеются критерии, при обнаружении которых проведение проверки рекомендательно. Такими являются сведения, в которых указаны наименования несуществующих в населенном пункте улиц, номеров домов, сведения о гражданах 1993 года рождения, а также которым недавно исполнилось 20 и 45 лет (в данном возрасте паспорт подлежит обмену), указание нестандартных для города (региона) серии и номера паспорта и другие. Для получения официального заключения в соответствующие органы, в том числе в УФМС, направляются запросы только на те подписи, которые ставятся под сомнение.

На основании заключения УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе и справки об исследовании ЭКО по Георгиевскому району МЭКО (г.Минеральные Воды) избирательной комиссией признано недействительными 270 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата на должность Главы г.Георгиевска Степаняна А.С., что составляет 25% от общего количества подписей и в соответствии с п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации Степаняна А.С. в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска. Считает, что доводы заявителя о неправомерности отказа несостоятельны и не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, каких-либо нарушений требований закона избирательной комиссией не допущено, в связи с чем просит Степаняну А.С. в удовлетворении требований отказать.

Выслушав лиц, участвующих деле, заключение прокурора Скалеух С.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Степаняна А.С. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

Как установлено судом, Решением Думы г.Георгиевска от 21 января 2011 года №562-53 досрочные выборы Главы г.Георгиевска СК назначены на 17 апреля 2011 года. Указанное решение вступило в законную силу со дня его официального опубликования (Георгиевская округа №4 от 26 января 2011 года). 07 февраля 2011 года Степанян А.С. обратился в избирательную комиссию г.Георгиевска с заявлением о согласии баллотироваться на должность Главы г.Георгиевска по единому избирательному округу г.Георгиевска в порядке самовыдвижения, представив необходимые для выдвижения в качестве кандидата документы. ДД.ММ.ГГГГ Степанян А.С. предоставил в избирательную комиссию 158 подписных листов с 1069 подписями избирателей в поддержку кандидата. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от ДД.ММ.ГГГГ № Степаняну А.С., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска на основании п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, ст.ст. 7.1, 15, 15.1 Закона СК № 37-КЗ, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата и выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и не оспариваются лицами, указанными в деле.

Степанян А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК, ссылаясь на то, что 270 подписей избирателей необоснованно признаны избирательной комиссией недействительными, проверка подписей была проведена комиссией с нарушением требований закона, поскольку проверке были подвергнуты не все 1069 представленных им подписей, а лишь их часть. Каким образом производился отбор подписей, ему неизвестно. Отбор подписных листов (жеребьёвка) и проверка сведений в УФМС в его присутствии не производились. При представлении им подписных листов в избирательную комиссию неоговоренных исправлений в них не имелось.

Согласно п.п.1-3 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в действующей редакции, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов и сведений, указанных в п.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо внесенного избирательного залога. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Подпунктом «д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (п.п.44 ст.2 ФЗ № 67-ФЗ).

Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Ставропольского края определен законом Ставропольского края № 37-КЗ от 26 июня 2008 года «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

Согласно ст.15 Закона Ставропольского края №37-КЗ от 26 июня 2008 года (в действующей редакции), избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. По решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

Недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности; подписи избирателей, собранные вне пределов периода, определенного настоящим Законом для сбора подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов.

Из материалов дела следует, что Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 28 января 2011 года №6/10 утверждено необходимое число подписей, представляемых для регистрации кандидатов на должность Главы г.Георгиевска СК, в соответствии с которым: минимальное количество подписей – 972; максимальное – 1069. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 04 февраля 2011 года №6/17 создана рабочая группа по проверке соответствия законодательству документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию. По результатам проверки, проведенной рабочей группой избирательной комиссии г.Георгиевска, признаны недействительными и недостоверными 25% подписей избирателей от общего количества представленных Степаняном А.С. 1069 подписей.

Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от ДД.ММ.ГГГГ № Степаняну А.С., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска на основании п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, ст.ст. 7.1, 15, 15.1 Закона СК № 37-КЗ, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата и выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные требования содержатся в краевом законе (ст.14 Закона Ставропольского края №37-КЗ).

В соответствии с п.7 ст.27 Федерального закона №67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований причин признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведения референдума.

Судом установлено, что избирательной комиссией г.Георгиевска признаны недействительными 270 подписей избирателей, указанных в подписных листах в поддержку кандидата Степаняна А.С., в том числе: 108 подписей – в связи с несоответствием действительности сведений об избирателях и их неполнотой; 162 подписи – в связи с наличием не оговоренных исправлений либо указанием в подписных листах неполных сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. При этом, признавая подписи недействительными, избирательная комиссия правомерно руководствовалась заключением УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе от ДД.ММ.ГГГГ и справкой об исследовании ЭКО по Георгиевскому району МЭКО (г.Минеральные Воды) от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку это соответствует требованиям п.8 ст.15 Закона Ставропольского края №37-КЗ, согласно которому подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края. Более того, судом также установлено, что имевшие место помарки, а также небрежность в заполнении отдельных цифр и букв, связанная с особенностями почерка и качества использованных авторучек, избирательной комиссией в ходе проверки подписей избирателей в подписных листах обоснованно не учитывались. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов и их сопоставлении с данными УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе, представленными по запросу суда. Таким образом сведения, содержащиеся в ведомости проверки рабочей группой подписных листов и в итоговом протоколе, в ходе судебной проверки подтвердились. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией г.Георгиевска обоснованно признано недействительными 270 подписей избирателей, за вычетом которых общего количества представленных Степаняном А.С. подписей в его поддержку недостаточно для регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК.

Довод заявителя о нарушении процедуры проведения проверки подписных листов не нашел своего подтверждения в судебном заседании. В силу п.6 ст.15 Закона Ставропольского края №37-КЗ от 26 июня 2008 года (в действующей редакции), проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 04 февраля 2011 года №6/18 определено, что проверке подлежат 100% подписей, собранных в поддержку кандидата и представленных в избирательную комиссию, что исключает процедуру их случайной выборки. Какой-либо правовой нормы, которую бы нарушили члены рабочей группы при проверке подписных листов, а также в целом избирательная комиссия при принятии оспариваемого постановления заявитель не привел.

Суд считает несостоятельным и довод Степаняна А.С. о том, что при представлении им подписных листов в избирательную комиссию не оговоренных исправлений в них не имелось, поскольку доказательств в его подтверждение не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает отказ избирательной комиссии г.Георгиевска Ставропольского края в регистрации Степаняна А.С. в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК правомерным и не усматривает оснований для удовлетворения его заявления о защите избирательных прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст.ст.259-261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Степаняну А.С. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа избирательной комиссии города Георгиевска Ставропольского края в регистрации в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска СК и возложении на избирательную комиссию города Георгиевска Ставропольского края обязанности по его регистрации в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска Ставропольского края – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья Лавренченко Т.А.