Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2011 года | г.Георгиевск | ||
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: | |||
Председательствующего судьи | Лавренченко Т.А., | ||
при секретаре | Моисеенко А.С., | ||
С участием | |||
заявителя | Толкачёва К.А., | ||
представителя лица, действия которого оспариваются по доверенности | Карицкой Э.П., | ||
прокурора | Скалеух С.В., | ||
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толкачёва К.А. об оспаривании отказа избирательной комиссии в регистрации кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Толкачёв К.А. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просит признать незаконным и отменить отказ избирательной комиссии г.Георгиевска СК в регистрации его в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска СК.
В судебном заседании Толкачёв К.А. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил, что 03 февраля 2011 года он обратился в избирательную комиссию города Георгиевска с заявлением о согласии баллотироваться на должность Главы г.Георгиевска по единому избирательному округу г.Георгиевска в порядке самовыдвижения, представив необходимые для выдвижения в качестве кандидата документы. 08 февраля 2011 года он был письменно уведомлен заместителем председателя избирательной комиссии г.Георгиевска о том, что им представлены неполные сведения, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата, предусмотренные ст.33 ФЗ, и что это в дальнейшем может послужить основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Главы г.Георгиевска. 09 февраля 2011 года он обратился в избирательную комиссию г.Георгиевска с заявлением о принятии недостающих сведений – о размере и источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. 22 февраля 2011 года он представил избирательной комиссии г.Георгиевска 223 подписных листа (9 папок) с 1069 подписями избирателей в поддержку своего самовыдвижения. 28 февраля 2011 года на состоявшемся заседании рабочей группы ему стало известно о том, что в предоставленных им подписных листах имеются несоответствия и исправления в данных об избирателях. В результате проверки подписных листов избирательной комиссией были признаны недействительными 199 подписей избирателей, что составляет 19% от общего количества подписей, подлежащих проверке, в том числе: 178 подписей – на основании заключения УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе; 12 подписей – в связи с наличием не оговоренных исправлений в сведениях об избирателях; 9 подписей – в связи с несоответствием действительности сведений об избирателях, в связи с чем решением избирательной комиссии г.Георгиевска от 03 марта 2011 года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска СК. Также одним из оснований отказа комиссией указано, что при предоставлении им в избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, отсутствовали предусмотренные п.3 ст.33 ФЗ сведения о размере и источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Считает данное решение незаконным, нарушающим его избирательные права, поскольку документы, указанные избирательной комиссией в качестве недостающих сведений, были представлены им в предусмотренные законом сроки, а потому ссылка в постановлении об отказе в регистрации кандидата на их отсутствие неправомерна. Более того, проверка подписей была проведена избирательной комиссией с нарушением требований закона. Так проверке в УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе были подвергнуты не все 1069 представленных им подписей, а лишь 228 подписей. Каким образом производился отбор подписей, ему неизвестно. Отбор подписных листов (жеребьёвка) в его присутствии не производился, несмотря на то, что закон предписывает обязательное присутствие кандидата при отборе подписных листов. Таким образом, представленное избирательной комиссии г.Георгиевска заключение УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе от 28 февраля 2011 года о несоответствии сведений в отношении 178 подписей избирателей является незаконным, так как получено с нарушением порядка определения достоверности подписей, представляемых кандидатом, а потому не может быть использовано избирательной комиссией г.Георгиевска в качестве основания для отказа в его регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК. Кроме того, заключение УФМС подписано ненадлежащим лицом, что, по его мнению, также является нарушением закона. В силу изложенного, считает, что оснований для отказа в его регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК не имеется.
Представитель избирательной комиссии г.Георгиевска СК – Карицкая Э.П., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований Толкачёва К.А. и пояснила, что Решением Думы г.Георгиевска от 21 января 2011 года №562-53 досрочные выборы Главы города Георгиевска СК были назначены на 17 апреля 2011 года. Решением Думы г.Георгиевска от 15 октября 2010 года №508-45 сформирована избирательная комиссия г.Георгиевска. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 28 января 2011 года №6/10 утверждено необходимое число подписей, представляемых для регистрации кандидатов на должность Главы г.Георгиевска СК: минимальное количество подписей – 972; максимальное – 1069.
03 февраля 2011 года в избирательную комиссию г.Георгиевска с заявлением о согласии баллотироваться на должность Главы г.Георгиевска по единому избирательному округу г.Георгиевска в порядке самовыдвижения обратился Толкачёв К.А., представив необходимые для выдвижения в качестве кандидата на должность Главы документы. 08 февраля 2011 года Толкачёв К.А. был уведомлен избирательной комиссией о неполноте сведений, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, предусмотренных ст.33 Федерального закона №67-ФЗ. 09 февраля 2011 года недостающие документы – сведения о размере и источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, были предоставлены заявителем в избирательную комиссию г.Георгиевска. 22 февраля 2011 года Толкачёв К.А. представил в избирательную комиссию 223 подписных листа (9 папок) с 1069 подписями избирателей в поддержку кандидата. В соответствии со ст.13.1 Закона Ставропольского края №37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» при принятии документов от кандидата избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение принятия документов с описью, в котором указываются их реквизиты. При приеме подписных листов членом избирательной комиссии были проверены количество листов и подписей в папке, сверены цифры с надписью на месте прошивки папки, выдано подтверждение принятия подписных листов, а также извещение о заседании рабочей группы избирательной комиссии 28 февраля 2011 года по проверке подписных листов. Рабочая группа образована избирательной комиссией в целях проверки соответствия процедуры выдвижения кандидата требованиям законодательства и для проверки достоверности представленных документов, в том числе соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. В соответствии со ст.15 Закона СК право оговаривать исправления в подписных листах принадлежит избирателю и лицам, заверяющим подписные листы. Недействительными подписи признаются только в том случае, если такие исправления специально не оговорены. Согласно п.1.1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года в действующей редакции, после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается. Выявление помарок и исправлений за кандидата или сообщение об их наличии кандидату при приемке подписных листов не производится. Проверка подписных листов осуществляется рабочей группой. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, и порядок проверки определяется соответствующей избирательной комиссией. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 04 февраля 2011 года №6/18 определено, что проверке подлежат 100% подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, в связи с чем предусмотренная законом жеребьёвка подписных листов не проводилась.
28 февраля 2011 года рабочей группой в присутствии кандидата Толкачёва К.А. были подвергнуты проверке все 1069 представленных подписей избирателей. При визуальном осмотре подписей, содержащихся в подписных листах, в случае возникновения сомнений в достоверности сведений членами рабочей группы производится выборка тех сведений об избирателях, которые в дальнейшем могут быть проверены через систему ГАС «Выборы». Имеются критерии, при обнаружении которых проведение проверки рекомендательно. Такими являются сведения, в которых указаны наименования несуществующих в населенном пункте улиц, номеров домов, сведения о гражданах 1993 года рождения, а также которым недавно исполнилось 20 и 45 лет (в данном возрасте паспорт подлежит обмену), указание нестандартных для города (региона) серии и номера паспорта и другие. Для получения официального заключения в соответствующие органы, в том числе в УФМС, направляются запросы только на те подписи, которые ставятся под сомнение. По результатам заседания рабочей группы по проверке подписных листов избирательной комиссией признано недействительными 199 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата на должность Главы г.Георгиевска Толкачёва К.А., в том числе: 187 подписей – в связи с несоответствием действительности сведений об избирателях, из них 178 подписей – на основании заключения УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе; 12 подписей – в связи с наличием не оговоренных исправлений в сведениях об избирателях, что составляет 19% от общего количества подписей и в соответствии с п.п.«д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации Толкачёва К.А. в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 года №203/1272-4 отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, сведений, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Толкачёвым К.А. 03 февраля 2011 года в избирательную комиссию представлен не полный пакет документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (не представлены совместно с документами, предоставляемыми при уведомлении о выдвижении кандидата, предусмотренных п.3 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, сведения о размере и источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах), что также явилось основанием к отказу в регистрации Толкачёва К.А. в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска. Считает, что доводы заявителя о неправомерности отказа несостоятельны и не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, каких-либо нарушений требований закона избирательной комиссией не допущено, в связи с чем просит Толкачёву К.А. в удовлетворении требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих деле, заключение прокурора Скалеух С.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Толкачёва К.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года (в действующей редакции) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как установлено судом, Решением Думы г.Георгиевска от 21 января 2011 года №562-53 досрочные выборы Главы г.Георгиевска СК назначены на 17 апреля 2011 года. Указанное решение вступило в законную силу со дня его официального опубликования (Георгиевская округа №4 от 26 января 2011 года). 03 февраля 2011 года Толкачёв К.А. обратился в избирательную комиссию г.Георгиевска с заявлением о согласии баллотироваться на должность Главы г.Георгиевска по единому избирательному округу г.Георгиевска в порядке самовыдвижения, представив необходимые для выдвижения в качестве кандидата документы. 22 февраля 2011 года Толкачёв К.А. предоставил в избирательную комиссию 223 подписных листа (9 папок) с 1069 подписями избирателей в поддержку кандидата. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 03 марта 2011 года №6/33 Толкачёву К.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска на основании п.п.«в», «д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, ст.ст.7.1, 15, 15.1 Закона СК № 37-КЗ, в связи с непредставлением совместно с документами, предоставляемыми при уведомлении о выдвижении кандидата, предусмотренных п.3 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ сведений о размере и источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах и в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата и выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и не оспариваются лицами, указанными в деле.
Как следует из объяснений представителя избирательной комиссии г.Георгиевска СК Карицкой Э.П. в судебном заседании, отказывая Толкачёву К.А. в регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска по основанию непредставления совместно с документами, предоставляемыми при уведомлении о выдвижении кандидата, предусмотренных п.3 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ сведений о размере и источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах, избирательная комиссия руководствовалась разъяснениями, данными в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 года №203/1272-4, согласно которым отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку Толкачёвым К.А. в избирательную комиссию 03 февраля 2011 года представлен не полный пакет документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Суд не может согласиться с указанными доводами и считает их противоречащими действующему законодательству по следующим основаниям:
В соответствии с п.1.1 ст.38 ФЗ №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с п.п.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Аналогичные положения содержатся и в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 года №203/1272-4 «О разъяснении порядка применения п.1.1, п.п. «в.1», «в.2» п.24, п.п. «б.1», «б.2» п.25, п.п.«з», «и» п.26 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Согласно п.2 указанных Разъяснений, кандидат в случае выявления отсутствия в представленных им документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата вправе: уточнять и дополнять сведения (кандидат - о себе), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с п.п.2 и 3 ст.33 Федерального закона, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации; исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона. Избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов (далее - избирательная комиссия), обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом. В соответствии с п.п.3, 4 Разъяснений избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом документов неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, извещает его об этом. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. Извещение о выявленных недостатках представленных документов вручается кандидату, его представителю либо направляется в адрес кандидата, его представителя. В целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, кандидат вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Разъяснений. Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата.
Как установлено судом, Толкачёв К.А. обратился в избирательную комиссию г.Георгиевска с заявлением о согласии баллотироваться на должность Главы г.Георгиевска по единому избирательному округу г.Георгиевска в порядке самовыдвижения 03 февраля 2011 года. 08 февраля 2011 года избирательная комиссия известила Толкачёва К.А. о неполноте сведений, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, предусмотренных ст.33 Федерального закона №67-ФЗ. 09 февраля 2011 года Толкачёв К.А. представил в избирательную комиссию г.Георгиевска недостающие сведения – о размере и источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Вопрос о регистрации кандидата рассматривался избирательной комиссией г.Георгиевска 03 марта 2011 года. Таким образом, недостающие для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата сведения были предоставлены Толкачёвым К.А. в избирательную комиссию в предусмотренные п.1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ сроки. При таких обстоятельствах отказ избирательной комиссии в регистрации Толкачёва К.А. в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска по основанию непредставления совместно с документами, предоставляемыми при уведомлении о выдвижении кандидата, сведений о размере и источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах нельзя признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, оценивая отказ в регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата и выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, суд приходит к следующему: Согласно п.п.1-3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов и сведений, указанных в п.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо внесенного избирательного залога. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Подпунктом «д» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. При этом под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (п.п.44 ст.2 ФЗ № 67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Ставропольского края определен законом Ставропольского края № 37-КЗ от 26 июня 2008 года «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».
Согласно ст.15 Закона Ставропольского края №37-КЗ от 26 июня 2008 года (в действующей редакции), избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. По решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.
Недействительными признаются, в том числе: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно.
Из материалов дела следует, что Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 28 января 2011 года №6/10 утверждено необходимое число подписей, представляемых для регистрации кандидатов на должность Главы г.Георгиевска СК, в соответствии с которым: минимальное количество подписей – 972; максимальное – 1069. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 04 февраля 2011 года №6/17 создана рабочая группа по проверке соответствия законодательству документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию. По результатам проверки, проведенной рабочей группой избирательной комиссии г.Георгиевска в присутствии кандидата, признаны недействительными и недостоверными 19% подписей избирателей от общего количества представленных Толкачёвым К.А. 1069 подписей.
В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные требования содержатся в краевом законе (ст.14 Закона Ставропольского края №37-КЗ).
В соответствии с п.7 ст.27 Федерального закона №67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований причин признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведения референдума.
Судом установлено, что избирательной комиссией г.Георгиевска признаны недействительными 199 подписей избирателей, указанных в подписных листах в поддержку кандидата Толкачёва К.А., в том числе: - 187 подписей – в связи с несоответствием действительности сведений об избирателях и их неполнотой (178 + 9); - 12 подписей – в связи с наличием не оговоренных исправлений в сведениях об избирателях. При этом в отношении 178 подписей избирательная комиссия правомерно руководствовалась заключением УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе от 28 февраля 2011 года, поскольку это соответствует требованиям п.8 ст.15 Закона Ставропольского края №37-КЗ, согласно которому подпись избирателя может быть признана недействительной на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края. Более того, судом также установлено, что имевшие место помарки, а также небрежность в заполнении отдельных цифр и букв, связанная с особенностями почерка и качества использованных авторучек, избирательной комиссией в ходе проверки подписей избирателей в подписных листах обоснованно не учитывались. Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании в судебном заседании оригиналов подписных листов и их сопоставлении с данными УФМС России по СК в г.Георгиевске и Георгиевском районе, представленными по запросу суда. Таким образом сведения, содержащиеся в ведомости проверки рабочей группой подписных листов и в итоговом протоколе, подтвердились в ходе судебной проверки. По этим же основаниям является несостоятельным довод заявителя о незаконности заключения УФМС России по Ставропольскому краю в г.Георгиевске и Георгиевском районе по причине подписания ненадлежащим лицом при том, что достоверность указанных в нем сведений им не оспаривается. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией г.Георгиевска обоснованно признано недействительными 199 подписей избирателей, за вычетом которых общего количества представленных Толкачёвым К.А. подписей в его поддержку недостаточно для регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК.
Довод заявителя о нарушении процедуры проведения проверки подписных листов не нашел своего подтверждения в судебном заседании. В силу п.6 ст.15 Закона Ставропольского края №37-КЗ от 26 июня 2008 года (в действующей редакции), проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. Постановлением избирательной комиссии г.Георгиевска от 04 февраля 2011 года №6/18 определено, что проверке подлежат 100% подписей, собранных в поддержку кандидата и представленных в избирательную комиссию, что исключает процедуру их случайной выборки.
Статья 15 Закона Ставропольского края № 37-КЗ, на которую ссылается заявитель, а также ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, регламентирующие порядок проведения проверки соблюдения требований закона при выдвижении кандидатов и порядок регистрации кандидатов, не содержат запрета на истребование избирательной комиссией необходимых для проверки подписных листов сведений в порядке подготовки к заседанию рабочей группы. Какой-либо иной правовой нормы, которую бы нарушили члены рабочей группы при проверке подписных листов, заявитель не привел. Нарушения требований закона при принятии избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата по изложенному основанию судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд считает отказ избирательной комиссии г.Георгиевска Ставропольского края в регистрации Толкачёва К.А. в качестве кандидата на должность Главы г.Георгиевска СК в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата и выявлением более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, правомерным и не усматривает оснований для удовлетворения его заявления о защите избирательных прав.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст.ст.259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Толкачёву К.А. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа избирательной комиссии города Георгиевска Ставропольского края в регистрации в качестве кандидата на должность Главы города Георгиевска СК – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
Судья Лавренченко Т.А.