Дело №2-87/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года

г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Моисеенко А.С.,

с участием

прокурора

Алхимовой М.А.,

истицы

Золотухиной А.Н.,

представителя ответчика по доверенности

Устименко Р.Ю.,

представителя ответчика по доверенности

Тебеховой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Золотухиной А.Н. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Отделу образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Георгиевский межрайонный прокурор в интересах Золотухиной А.Н. обратился в суд с иском к администрации Георгиевского муниципального района СК и Отделу образования администрации Георгиевского муниципального района СК, в котором просит: обязать ответчиков во внеочередном порядке обеспечить Золотухину А.Н., состоящую на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, благоустроенным применительно к населенным пунктам Ставропольского края жилым помещением площадью не ниже установленных законом социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

В обоснование заявленных требований Георгиевский межрайонный прокурор указал, что в Георгиевскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите жилищных прав обратилась Золотухина А.Н. В ходе проверки ее доводов установлено, что Золотухина А.Н. является ребенком-сиротой. Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № она принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по причине отсутствия закрепленного за ней жилья. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с ч.ч.2, 3 ст.39 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства), вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 марта 2006 года №7-кз, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом СК, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении СК или учреждении социальною обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством СК, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по СК, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти СК, уполномоченным Правительством СК.

В судебном заседании прокурор Алхимова М.А. и истица Золотухина А.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, и просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края – Устименко Р.Ю., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Золотухиной А.Н. и пояснил, что в соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вне очереди обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года №250-О-П, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Частью 2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз установлены следующие гарантии в области обеспечения жилыми помещениями: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством СК, исходя из общей площади жилья 33 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам СК, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти СК, уполномоченным Правительством СК». Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №120-кз органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. В соответствии со ст.5 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №120-кз органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Однако, с момента принятия закона и до настоящего времени материальные ресурсы на выполнение государственного полномочия по обеспечению лиц из числа детей-сирот вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, Георгиевскому муниципальному району практически не передавались. По сути, на практике реализуется только одна часть переданного полномочия, которое подкреплено финансированием из краевого бюджета, это предоставление денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья. В соответствии со ст.19 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Вопрос обеспечения жильем по договорам социального найма законодательно и финансово в Ставропольском крае не решен.

Администрация Георгиевского муниципального района не имеет свободного жилищного фонда, переданного органами исполнительной власти Ставропольского края для предоставления его детям-сиротам по договорам социального найма. Что касается объема предоставляемых денежных средств из бюджета Ставропольского края в виде субсидий на приобретение или строительство жилья, то данные средства расходуются в полном объеме, предусмотренном законом о бюджете на соответствующий год. Заявки на финансирование данных мероприятий в соответствии с потребностями района своевременно направляются Отделом образования, который Постановлением администрации Георгиевского муниципального района от 19 марта 2010 года №201 наделен функциями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории района, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз, в соответствующие государственные структуры, однако, фактическое финансирование порой не закрывает потребности. Постановление Правительства СК от 16 апреля 2008 года №60-п, предусматривает, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Этим же постановлением утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым предусмотрена такая форма волеизъявления лиц из числа детей-сирот, как заявление о предоставлении денежных средств (субсидий). Отдел образования администрации Георгиевского муниципального района никому не отказывает в принятии заявления о предоставлении денежных средств (субсидий) и своевременно направляет в уполномоченный орган заявки на финансирование данных мероприятий. Таким образом, администрация Георгиевского муниципального района и ее структурные подразделения отвечают по обязательствам, предусмотренным вышеназванными законами только в пределах переданных органами исполнительной власти Ставропольского края денежных средств и материальных ресурсов. На 2011 год заявленная Отделом образования потребность в финансировании составила <данные изъяты>, а Законом о бюджете Ставропольского края на 2011 год фактически Георгиевскому муниципального району на обеспечение жильем детей-сирот выделено из федерального бюджета <данные изъяты>, в том числе из краевого бюджета - <данные изъяты>. Эти деньги будут поступать поэтапно в течение 2011 года и позволят обеспечить жильем около 16 детей-сирот, в том числе и Золотухину А.Н. Утверждать, в каком конкретно квартале 2011 года это произойдет, администрация не имеет возможности. Считает, что предоставление Золотухиной А.Н. вне очереди жилого помещения повлечёт нарушение конституционных прав и законных интересов других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, имеющих равные с ней права и ставших на учёт ранее истицы.

Представитель ответчика – отдела образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, выполняющего на функции по опеке и попечительству, - Тебехова Л.И., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований Георгиевского межрайонного прокурора и пояснила, что Золотухина А.Н. 24 октября 1991 года рождения состоит в администрации Георгиевского муниципального района СК на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года. 08 февраля 2011 года Золотухина А.Н. обратилась в Отдел образования с заявлением о предоставлении ей субсидии на приобретение жилого помещения. В случае удовлетворения исковых требований субсидия Золотухиной А.Н. будет предоставлена в первом квартале 2011 года, в случае отказа субсидия будет предоставлена Золотухиной А.Н. в течение 2011 года по мере поступления денежных средств, предусмотренных на эти цели.

Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МСиА СК.

В направленном суду отзыве на исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора Министерство строительства и архитектуры СК возражало против их удовлетворения по следующим основаниям: в соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06 октября 1999 года №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №120-кз органы местного самоуправления Ставропольского края наделены отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. В соответствии с п.2 ч.2 ст.4 указанного Закона СК: органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета СК на осуществление отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение указанных полномочий за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета СК. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления ежегодно предусматриваются в законе СК о бюджете на очередной финансовый год. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства РФ и законодательства СК, с учётом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Статьёй 12 Закона СК №120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством РФ и законодательством СК и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Органам местного самоуправления в соответствии с краевым законодательством в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п.7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем перечисления денежных средств продавцу или застройщику жилья. Предоставление Золотухиной А.Н. вне очереди жилого помещения повлечёт нарушение конституционных прав и законных интересов других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, имеющих равные с ней права и ставших на учёт ранее истицы.

Министерство финансов Ставропольского края в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Минфина СК.

В направленном суду отзыве на исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора Министерство финансов СК возражало против их удовлетворения по следующим основаниям: в соответствии с п.9 ст.1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №120-кз органы местного самоуправления СК наделены отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К числу таких полномочий относится обеспечение детей-сирот, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз. Согласно ст.6 Закона Ставропольского края №120-кз, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете СК на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством СК, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством СК. Соответственно органы местного самоуправления Ставропольского края являются распорядителями указанных средств. Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2010 год» Георгиевскому муниципальному району СК ассигнования на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета СК выделены в объеме <данные изъяты>. Кроме того, удовлетворение требований повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые так же имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получение жилья, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Золотухиной А.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ч.ч.2, 3 ст.39 Конституции РФ устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года установлены дополнительные меры социальной поддержки названных в ст.1 Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №7-кз от 16 марта 2006 года лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору, либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение жилья, исходя из общей площади жилья - 33кв.м. и средней рыночной стоимости 1кв.м. общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии со ст.2 Закона СК №120-кз от 31 декабря 2004 года отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления, к числу которых относится администрация Георгиевского муниципального района СК. Передача указанных полномочий органами местного самоуправления другим лицам законом не предусмотрена. В силу ст.12 указанного Закона органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Постановлением администрации Георгиевского муниципального района СК от 19 марта 2010 года №201 Отдел образования администрации Георгиевского муниципального района наделен функциями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Георгиевского района, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона СК от 16 марта 2006 года №7-кз.

Как установлено судом, Золотухина А.Н. (Р.) являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается: свидетельством серии № о рождении ДД.ММ.ГГГГ Золотухиной А.Р., согласно которому её отцом со слов матери является З., матерью – З.; свидетельством серии № № о смерти Золотухиной Л.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством серии № о перемени имени, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ Золотухина А.Р. переменила отчество на «Н.», о чем отделом ЗАГС УЗАГС СК по Георгиевскому району составлена актовая запись о перемене имени за №.

Постановлением главы Георгиевской территориальной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Золотухин Н.З. назначен опекуном над несовершеннолетней внучкой Золотухиной А.Р. <данные изъяты> года рождения в связи с отсутствием отца и смертью матери Золотухиной Л.Н.. Этим же постановлением Золотухина А.Н. поставлена на льготную очередь для получения жилой площади в муниципальном образовании Незлобненского сельсовета.

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на недвижимое имущество за Золотухиной А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствуют.

Согласно справке архива отделения «Южное» филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, за Золотухиной А.Н. жилые помещения в собственности не числятся.

Согласно диплому о начальном образовании, в период с 2007 года по 2010 год Золотухина А.Н. обучалась в ГОУ среднего профессионального образования «Георгиевский политехнический техникум» г.Георгиевска Ставропольского края.

По окончанию обучения и прекращению попечительства в связи с достижением 18 летнего возраста (совершеннолетием) Золотухина А.Н. жильем не обеспечена, что подтверждается соответствующими письменными доказательствами и ответчиками не оспаривается.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Золотухина А.Н. обладает законным правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, признанный в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилья, проживающий на территории Георгиевского муниципального района СК.

При этом обеспечение Золотухиной А.Н. жилым помещением является обязанностью соответствующих муниципальных органов – администрации и Отдела образования Георгиевского муниципального района СК.

Довод ответчика – администрации Георгиевского муниципального района о том, что удовлетворение иска может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, не может быть принят судом во внимание, поскольку, исходя из буквального толкования положений ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, разрешение вопроса об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью во внеочередном порядке не ставится Законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы ответчика об отсутствии возможности обеспечить истицу и других лиц данной категории жилым помещением по причине отсутствия свободного жилья и денежных средств на приобретение жилых помещений, по мнению суда, также являются несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств, равно как и отсутствие свободного жилья, не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Кроме того, в силу закона, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Золотухиной А.Н. о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Золотухиной А.Н. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Отделу образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Обязать администрацию Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Отдел образования администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края во внеочередном порядке обеспечить Золотухину А.Н., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, состоящую на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, благоустроенным применительно к населенным пунктам Ставропольского края жилым помещением площадью не ниже установленных законом социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья Лавренченко Т.А.