Дело № 2-903/2011



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2011 года г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Кайшева А.Е.,

при секретаре Евменовой М.Г.,

с участием:

истца Федорченко Т.Г.,

ее адвоката Тороповой Л.В.,

представителя ответчика Луткова С.Ю.,

третьих лиц Федорченко О.А., Федорченко А.Р.,

Федорченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорченко Т.Г. к администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности включить квартиру в реестр муниципального имущества и заключить договор приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Федорченко Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности на администрацию Незлобненского сельсовета Георгиевского района включить <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, ст.Незлобная, <адрес> в реестр муниципального имущества и заключить с ней договор приватизации спорной квартиры.

В судебном заседании Федорченко Т.Г. исковые требования поддержала и пояснила, что в 1987 г. она вступила в зарегистрированный брак с Федорченко А.Р.. В 1994 г. на основании постановления главы Незлобненской сельской администрации Георгиевского района Ставропольского края «Об утверждении выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профкома АО «Незлобненский НКХП» «О распределении квартир жилого дома по <адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ им, как работникам комбината АО «Незлобненский НКХП» была предоставлена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ст.Незлобная, <адрес>. Ордер на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ и контрольный талон к ордеру на жилое помещение был получен на имя ее супруга Федорченко А.Р. Вселение в указанное жилое помещение состоялось в 1994г. и до настоящего времени она со своей семьей проживает в квартире и несет бремя ее содержания: производит ремонт, оплачивает коммунальные услуги. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Незлобненского сельского совета с просьбой заключить с ней договор приватизации квартиры, однако ей было отказано, так как согласно справки администрации Незлобненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира в реестре объектов муниципального имущества муниципального образования не числится. В июле 2010г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края, где ей был дан ответ, что спорная квартира в реестре государственного имущества не значится. Квартира, в которой она со своей семьей проживает на законных основаниях является ее единственным жильем, во внесудебном порядке она не может реализовать свои права на приватизацию квартиры, поэтому вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав.

Адвокат истицы Торопова Л.В. исковые требования и доводы своего доверителя поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края Лутков С.Ю., действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом, что спорная квартира в реестре объектов муниципального имущества муниципального образования не значится. Ордер от ДД.ММ.ГГГГ на имя Федорченко А.Р. был выдан на основании постановления главы Незлобненской сельской администрации Георгиевского района Ставропольского края «Об утверждении выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профкома АО «Незлобненский НКХП» «О распределении квартир жилого дома по <адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что данная жилая площадь предоставляется АО «Незлобненский НКХП». Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, ст. <адрес> <адрес> состоит из 5 квартир. По данным архива администрации Незлобненского сельсовета <адрес> квартиры за , 2, 3, были приватизированы в 1994-1995гг. Договора приватизации были заключены с собственником АО «Незлобненский НКХП», жильцы <адрес> признали право общей долевой собственности по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Законом от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Жилые помещения предоставляются гражданам (нанимателям) собственником муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Учитывая то, что занимаемое Федорченко Т.Г. жилое помещение не входит в состав муниципального жилого фонда, администрация Незлобненского сельсовета не имеет законных оснований заключить с Федорченко Т.Г. договор приватизации спорной квартиры, так как не является ее собственником.

3-е лица – Федорченко О.А., Федорченко А.Р. и Федорченко А.А. исковые требования Федорченко Т.Г. поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.

3-е лицо – представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Федорченко Т.Г. является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.

Как установлено судом, согласно постановления главы Незлобненской сельской администрации Георгиевского района Ставропольского края «Об утверждении выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместного заседания администрации и профкома АО «Незлобненский НКХП» «О распределении квартир жилого дома по <адрес> » от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатная <адрес> в ст. Незлобной была предоставлена семье Федорченко А.Р., как работнику комбинату (состав семьи 4 человека).

По распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1453-р, действовавшему в указанный период, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 235.

Таким образом, при создании ОАО «НКХП» жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживает истица, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости и не был включен в состав имущества ОАО «НКХП», что подтверждается письмом ООО КХ «Незлобненский», сведениями из Министерства имущественных отношений Ставропольского края о том, что спорная квартира в реестре государственной собственности Ставропольского края не значится.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация не имеет законных оснований заключить договор приватизации спорной квартиры, так как не является ее собственником, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными и исследованными судом доказательствами.

Каких либо, необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления не производилось.

Отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в состав муниципальной собственности не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению как основанные на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федорченко Т.Г. к администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий незаконными, возложении обязанности включить квартиру в реестр муниципального имущества и заключить договор приватизации - удовлетворить.

Признать бездействия администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края по рассмотрению вопроса о приватизации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> незаконными.

Обязать администрацию Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края включить <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в реестр муниципального имущества в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края рассмотреть вопрос о приватизации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Георгиевский городской суд.

Судья А.Е. Кайшев