Дело №2-621/2011



Дело №2-621/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2011 года г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Кайшева А.Е.,

при секретаре Евменовой М.Г.,

с участием:

истицы Фоменко Т.П.,

ее адвоката Мерзлякова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоменко Т.П. к администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий администрации незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности,

УСТАНОВИЛ:

Фоменко Т.П. обратилась в суд с иском к администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о возложении обязанности на администрацию Ульяновского сельсовета Георгиевского района зарегистрировать за собой право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.

Впоследствии Фоменко Т.П. в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличила размер исковых требования и просила признать бездействие администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по регистрации за собой права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> незаконным.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала и пояснила, что в соответствии с распоряжением Главы муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от 20 октября 2008 года № 318-27 ей была предоставлена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, взамен сгоревшей в результате пожара ее квартиры. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о регистрации права собственности в Георгиевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании имеющихся документов, внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), получения свидетельства о государственной регистрации права на квартиру. ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление о приостановке государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № 08/021/2010-549, из которого следовало, что распоряжение главы муниципального образования Ульяновского сельсовета и решение Совета депутатов Ульяновского сельсовета не являются правоустанавливающими документами. Также ей было указано в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить на государственную регистрацию правоустанавливающий документ на данную квартиру, в частности - договор о приватизации жилого помещения. Она обратилась в отдел по приватизации жилья муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Георгиевска» с заявлением о приватизации ее квартиры. ДД.ММ.ГГГГ между ней и администрацией Ульяновского сельсовета был заключен договор о приватизации жилого помещения. Указанный договор был предоставлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, однако в регистрации права собственности на квартиру ей было отказано. Причиной отказа послужило то, что у администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края не возникло право собственности на квартиру, так как администрация не представляла заявления на регистрацию права собственности спорной квартиры, в связи с чем администрация не является стороной по договору о приватизации и он является недействительным. Жилой дом, в котором находится ее квартира, ранее принадлежал зерносовхозу «Ульяновский». Зерносовхоз «Ульяновский» на основании Постановления № 86 ВС РФ от 29.12.1991 г. реорганизован в АОЗТ «Ульяновское», которое являлось правопреемником. В 1998 году АОЗТ «Ульяновское» реорганизовано в сельскохозяйственную артель «Ульяновская». 20 января 1998 года решением Совета депутатов Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края № 34, все объекты социально- культурного и жилищно-коммунального назначения, находящиеся в собственности сельскохозяйственной артели «Ульяновская», были переданы и приняты в муниципальную собственность Ульяновского сельсовета, что подтверждается актом приёма- передачи объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения от 19 января 1998 года.

Адвокат истицы Мерзляков С.М. исковые требования и доводы своего доверителя поддержал в полном объеме.

Представитель истицы Агафонова А.В. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела.

Представитель ответчика – администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края Москвитин А.Ф., действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, уведомил суд заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражая против удовлетворения исковых требований.

3-и лица – представители министерства имущественных отношений СК и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, от представителя министерства имущественных отношений СК поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав истца, ее адвоката, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Фоменко Т.П. является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается распоряжением главы Муниципального образования Ульяновского сельсовета <адрес> от 20.10.2008г. №95-р.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.

Как установлено судом, что 19 января 1998 года, между СХА «Ульяновская» в лице руководителя ФИО6 и администрацией Ульяновского сельского совета в лице его Главы ФИО5 составлен акт приема-передачи объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, согласно которого в муниципальную собственность передан 8-ми квартирный жилой <адрес> в <адрес>.

Решением Совета депутатов Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от 20.01.1998г. за №34 приняты безвозмездно в муниципальную собственность объекты социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, перечня объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, принимаемых в муниципальную собственность Ульяновского сельсовета от сельскохозяйственной артели «Ульяновская».

Согласно распоряжения Главы муниципального образования Ульяновского сельсовета Георгиевского района №95-р от 20.10.2008года Фоменко Т.П. предоставлена в пользование <адрес> в <адрес> и рекомендовано приватизировать предоставленную квартиру в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных документов усматривается, что в муниципальную собственность Ульяновского сельсовета передан жилой дом в целом.

В соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного- пристава исполнителя.

Согласно ст. 2 ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и право собственности на приобретенное жилое помещении возникает с момента государственной регистрации права в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Каких либо, необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края не производилось.

Отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в состав муниципальной собственности не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению как основанные на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Фоменко Т.П. к администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий администрации незаконными и возложении обязанности зарегистрировать право собственности - удовлетворить.

Признать бездействия администрации Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по регистрации за собой права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> незаконными.

Обязать администрацию Ульяновского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Георгиевский городской суд.

Судья А.Е. Кайшев