Дело №2-675/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 июня 2011 года г.Георгиевск Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего - судьи Кайшева А.Е., при секретаре Евменовой М.Г., с участием: представителя истца Бурцевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурцева В.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурцева А.В. и Сарычева Д.Г. к администрации села Обильного Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий администрации незаконными, возложении обязанности зарегистрировать право собственности и приватизации жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Бурцев В.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурцева А.В. и Сарычева Д.Г. обратился в суд с иском к администрации села Обильного о признании права на приватизацию жилого <адрес> и признании права собственности на указанный жилой дом. Впоследствии представитель истца Бурцева Е.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования и просила признать бездействия администрации с.Обильного Георгиевского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по регистрации за собой права собственности на жилой <адрес> незаконными, о возложении обязанности на администрацию зарегистрировать за собой право собственности и рассмотреть вопрос о приватизации жилого помещения. В судебном заседании представитель истца Бурцева Е.В., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала и пояснила, в середине восьмидесятых годов матери истца, учительнице начальных классов СШ было предоставлено служебное жилое помещение - обособленный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Истец также проживает в указанном жилом доме длительное время. В настоящее время после банкротства жилой дом находится на балансе Обильненской сельской администрации. В жилом доме проживают и зарегистрированы он вместе с членами его семьи. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией села Обильного и истцом был заключен на не определенный срок договор на пользование муниципальным имуществом – жилым домом № по <адрес> в <адрес>. Сельская администрация обратилась в арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением о признании за ней права собственности на жилой дом. Арбитражным судом было вынесено ДД.ММ.ГГГГ определение о прекращении данного искового заявления мотивируя тем, что при установлении права собственности за сельской администрацией может повлечь нарушение прав ребенка на жилище. Согласно ст. 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияет на жилищные права граждан проживающих в домах таких предприятий, в том числе и права бесплатной приватизации жилья. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. В настоящее время истец лишен возможности приватизировать жилое помещение по причине отсутствия регистрации права собственности за администрацией села Обильного, поэтому он обратился в суд за защитой своих прав. Истец в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте слушания дела. Представитель ответчика – администрации села Обильного Георгиевского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражая против удовлетворения исковых требований. 3- лицо – представитель Георгиевского отдела УФСГРКиК по СК в судебное заседание не явился, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. 3-и лица – Бурцев В.В. представители министерства имущественных отношений СК и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК, администрации Георгиевского муниципального района в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, о причинах неявки суд не уведомили. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Бурцев В.В. является нанимателем (пользователем) жилого <адрес>, что подтверждается договором на пользование муниципальным имуществом № от 1003.2002года. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме. Как установлено судом, что 01 октября 2001 года, между СХА «Нива» и администрацией села Обильного составлен акт приема-передачи объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, согласно которого в муниципальную собственность передан жилой <адрес>. Решением Совета депутатов села Обильного от 15.11.2001года за №55 утвержден перечень объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, принимаемых в муниципальную собственность села Обильного от СХА «Нива». Решением Совета депутатов села Обильного от 15.10.2002года за №104 утвержден прилагаемый реестр муниципального имущества муниципального образования села Обильного по состоянию на 01.10.2002года. Согласно решения Совета депутатов села Обильного от ДД.ММ.ГГГГ за № Бурцеву В.В. и Бурцеву В.В. дано согласие на приватизацию вышеуказанного жилого дома. В соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного- пристава исполнителя. Согласно ст. 2 ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и право собственности на приобретенное жилое помещении возникает с момента государственной регистрации права в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Каких либо, необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления села Обильного Георгиевского района Ставропольского края не производилось. Отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в состав муниципальной собственности не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Кроме того, пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению как основанные на законе. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Бурцева В.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурцева А.В. и Сарычева Д.Г. к администрации села Обильного Георгиевского района Ставропольского края о признании бездействий администрации незаконными, возложении обязанности зарегистрировать право собственности и приватизации жилого помещения - удовлетворить. Признать бездействия администрации села Обильного Георгиевского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по регистрации за собой права собственности на жилой <адрес> - незаконными. Обязать администрацию села Обильного Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на жилой <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию села Обильного Георгиевского района Ставропольского края рассмотреть вопрос о приватизации жилого <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Георгиевский городской суд. Судья А.Е. Кайшев