Дело №2-904/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года г.Георгиевск Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего - судьи Кайшева А.Е., при секретаре Евменовой М.Г., с участием: представителя истца Карловой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адамяна А.Р. к администрации станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края о признании действий администрации незаконными, возложении обязанностей внести квартиру в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать право собственности и заключить договор приватизации, УСТАНОВИЛ: Адамян А.Р. обратился в суд с иском к администрации станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края о признании действий по отказу в приватизации отказа незаконными, возложении обязанности на администрацию внести квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> в реестр муниципального собственности, зарегистрировать за собой право собственности и заключить с ним договор приватизации спорной квартиры. В судебном заседании представитель истца Карлова Н.М., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала и пояснила, что истец проживает по адресу: <адрес>. Указанной квартирой он владеет на основании ордера, который был выдан ДД.ММ.ГГГГ, Подгорненским сельским Советом Георгиевского района Ставропольского края на основании решения исполкома Подгорненского сельского Совета народных депутатов. Он обратился в администрацию станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края с просьбой приватизировать находящееся в его пользовании жилое помещение, однако в приватизации ему было отказано в связи с тем, что указанное жилое помещение не является муниципальной собственностью. Он фактически не может воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным ему законом, поскольку ответчик уклоняется от передачи квартиры в его собственность. Квартира, в которой он проживает и зарегистрирован не в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, а так же служебным жилым помещением. В связи с этим ограничений для приватизации квартиры, в которой истец проживает, не установлено, в связи с чем, истец обратился в суд за защитой своих прав. Истец в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте слушания дела. Представитель ответчика – администрации станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражая против удовлетворения исковых требований. 3- лица – представители министерства имущественных отношений СК и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК в судебное заседание не явились, уведомив суд заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие. 3-е лицо – представитель ОАО «Георгиевец» в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, о причинах неявки суд не уведомили. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Адамян А.Р. является нанимателем квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме. Судом установлено, что квартира № расположенная по адресу: <адрес> на балансе администрации станицы Подгорной, ОАО «Георгиевец» не числится. Согласно представленным данным из министерства имущественных отношений СК и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК вышеуказанная квартира в реестре государственного и федерального имущества не значится. В соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного- пристава исполнителя. Согласно ст. 2 ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и право собственности на приобретенное жилое помещении возникает с момента государственной регистрации права в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Каких либо, необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления села Обильного Георгиевского района Ставропольского края не производилось. Отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в состав муниципальной собственности не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Кроме того, пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению как основанные на законе. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Адамяна А.Р. к администрации станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края о признании действий администрации незаконными, возложении обязанностей внести квартиру в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать право собственности и заключить договор приватизации - удовлетворить. Признать действия администрации станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края по отказу в приватизации квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> - незаконными. Обязать администрацию станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края включить квартиру № расположенную по адресу: <адрес> в реестр муниципальной собственности в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию станицы Подгорной Георгиевского района Ставропольского края рассмотреть вопрос о приватизации квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Георгиевский городской суд. Судья А.Е. Кайшев