Дело №2-552/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2011 г. г.Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Кайшева А.Е.,
при секретаре Евменовой М.Г.,
с участием:
истцов: Манукяна С.Н., Манукяна К.С., Манукян Ж.С., Пановой А.П., Мельничук Д.К., Андреевой Р.С., Анохиной Л.Н., Фадеевой Л.Г., Медоян А.В., Скакун Т.А., Луганской О.В., Давидяна В.С., Стадник С.Д.,
представителя ответчика Яковлевой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манукяна С.Н , Манукян Ж.А. , Манукяна К.С., Пановой А.П. , Мельничук Д.К. , Андреевой Р.С. , Анохиной Л.Н. , Анохина А.М. Фадеевой Л.Г. , Медоян А.В., Егорова М.Д, , Егоровой И.Д. , Скакун И.Д. , Луганской О.В. , Луганского А.И. , Артемова В.Н. , Давидяна А.И. , Симонова А.Л. , Стадник С.Д, к администрации муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края о возложении обязанности на администрацию муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать право собственности на жилой дом и передачи в собственность квартир в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Манукян С.Н., Манукян Ж.А., Манукян К.С., Панова А.П., Мельничук Д.К., Андреева Р.С., Анохина Л.Н., Анохин А.М., Фадеева Л.Г., Медоян А.В., Егоров М.Д., Егорова И.Д., Скакун Т.А., Луганская О.В., Луганский А.И., Артемов В.Н., Давидян В.С., Симонов А.Л., Стадник С.Д. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края о возложении обязанности на администрацию муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и передачи в собственность квартир в порядке приватизации, указав в обоснование заявленных требований, что они являются нанимателями квартир, расположенных в жилом доме <адрес>. Указанный дом находится в муниципальной собственности и принадлежит МО с. Краснокумского Георгиевского района на основании решения Совета депутатов МО с. Краснокумского Георгиевского района СК от ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества МО с. Краснокумского от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. 25 ноября 2009года ими в Управление федеральной регистрационной службы, кадастра, картографии по Ставропольскому краю были предоставлены все подлинные документы для регистрации права собственности на их квартиры: кадастровый паспорт, технический паспорт, выписка из реестра администрации с. Краснокумского, однако регистрационная палата отказала в регистрации их права на квартиры, ввиду того, что администрация не зарегистрировало право собственности на указанный жилой дом.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О Приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку во внесудебном порядке они не могут реализовать свои права на приватизацию квартир, они вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав.
В судебном заседании истцы - Манукян С.Н., Манукян К.С., Манукян Ж.С., Панова А.П., Мельничук Д.К., Андреева Р.С., Анохина Л.Н., Фадеева Л.Г., Медоян А.В., Скакун Т.А., Луганская О.В., Давидян В.С., Стадник С.Д. исковые требования и доводы изложенные в заявлении поддержали, просили суд их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика - администрации МО с. Краснокумское Георгиевского района Ставропольского края Яковлева С.М., действующая на основании доверенности не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом, что на территории муниципального образования с. Краснокумского до 20.04.2007г. существовало предприятие ЗАО «Гранит». Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.04.2004г. №А63-76/2000-С5 закрытое акционерное общество «Гранит» было признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства. На балансе указанного юридического лица числилось общежитие № 2 ЗАО «Гранит» (в настоящее время - жилой дом по ул. Кирпичной, 2). Конкурсный управляющий ЗАО «Гранит» обратился в администрацию муниципального образования с. Краснокумского с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность. Однако, передача жилого дома была приостановлена в связи с рассмотрением в Ставропольском краевом суде гражданского дела по иску граждан к Государственной Думе Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края, Администрации города Георгиевска, Совету депутатов города Георгиевска о признании Законов Ставропольского края №67-кз от 17.08.04г. «Об установлении границы муниципального образования города Георгиевска Ставропольского края», №74-кз от 17.08.04г. «Об установлении границы муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края» недействующими в части установления границы муниципального образования города Георгиевска Ставропольского края с муниципальным образованием села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края. Решением Ставропольского краевого суда требования истцов были признаны не подлежащими удовлетворению.
12.05.2006 г. Советом депутатов села Краснокумского Георгиевского района принято решение о принятии жилищного фонда и объектов коммунального назначения, находящихся на балансе ЗАО «Гранит», в собственность сельского поселения. 17.05.2006г. постановлением главы муниципального образования села Краснокумского создана комиссия для осуществления приема-передачи жилищного фонда и объектов коммунального назначения. На основании указанного постановления были составлены и направлены конкурсному управляющему акты приема -передачи основных средств, которые в адрес администрации поселения так и не поступили.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2007г. конкурсное производство в отношении ЗАО «Гранит» завершено, а 20.04.2007г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании решения суда, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии № выданным Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Георгиевску Ставропольского края.
Администрацией муниципального образования села Краснокумского был подготовлен и направлен в Георгиевский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Ставропольского края пакет документов, необходимый для государственной регистрации права собственности муниципального образования на квартиры, расположенные в жилом доме <адрес>. 17.08.2009г. из регистрационной палаты поступило письмо, в соответствии с которым государственная регистрация права не возможна, поскольку, во-первых, право собственности ЗАО «Гранит» на указанные квартиры не регистрировалось, и, во-вторых, государственная регистрация права на недвижимое имущество проводится только по желанию их обладателей, а ЗАО «Гранит» в настоящее время ликвидировано.
Адвокат истцов Степанян А.С., истцы - Артемов В.Н., Анохин А.М., Егоров М.Д., Егорова И.Д., Луганский А.И., Симонов А.Л. в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела, от Егорова М.Д., Егоровой И.Д., Луганского А.И. и Симонова А.Л. поступили письменные заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия и удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица - Георгиевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явилась, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Манукян С.Н., Манукян Ж.А., Манукян К.С., Панова А.П., Мельничук Д.К., Андреева Р.С., Анохина Л.Н., Анохин А.М., Фадеева Л.Г., Медоян А.В., Егоров М.Д., Егорова И.Д., Скакун Т.А., Луганская О.В., Луганский А.И., Артемов В.Н., Давидян В.С., Симонов А.Л., Стадник С.Д. являются нанимателями квартир, расположенных по адресу: Георгиевский район, с. Краснокумское, ул.Кирпичная, 2.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к данному Постановлению жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Как установлено судом, в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ о принятии жилищного фонда и объектов коммунального назначения, находящихся на балансе ЗАО «Гранит», в собственность муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района было передано, в том числе и имущество, находящееся по адресу: <адрес>.
Решение о передаче в муниципальную собственность спорных квартир, расположенных по адресу: Георгиевский район, с<адрес> было принято на основании решения Совета депутатов МО с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается Выпиской из реестра муниципального имущества МО с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-Фз «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершения после введения в действие ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
Поскольку ЗАО «Гранит» ликвидировано, государственная регистрация прав на имущество за ним не представляется возможной. Необходимых действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, являющихся предметом настоящего спора, органами местного самоуправления с. Краснокумского Ставропольского края не производилось.
Отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в состав муниципальной собственности не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования истцов подлежат удовлетворению как основанные на законе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Манукяна С.Н , Манукян Ж.А. , Манукяна К.С. Пановой А.П. , Мельничук Д.К. , Андреевой Р.С. , Анохиной Л.Н. , Анохина А.М. , Фадеевой Л.Г. , Медоян А.В., Егорова А.В., Егоровой И.Д. , Скакун И.Д. , Луганской О.В. , Луганского А.И. , Артемова В.Н. , Давидяна А.И. , Симонова А.Л. , Стадник С.Д, к администрации муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края о возложении обязанности на администрацию муниципального образования с. Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать право собственности на жилой дом и передачи в собственность квартир в порядке приватизации - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования с. Краснокумское Георгиевского района Ставропольского края зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования с. Краснокумское Георгиевского района Ставропольского края рассмотреть вопрос о приватизации квартир, расположенных по адресу: Георгиевский <адрес> в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Е. Кайшев