ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Георгиевск 17 мая 2011 года Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивашиной Т.С., с участием истца Алексеевой В.И., при секретаре Авакяне А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой В.жИ. к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае и Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права на приватизацию жилого помещения, признании права собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, У С Т А Н О В И Л : Алексеева В.И. обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае и Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права на приватизацию жилого помещения и признании права собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В судебном заседании истец Алексеева В.И. исковые требования поддержала и пояснила, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № является нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью 00 кв.м, расположенной по адресу <адрес>. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в 2010 году она подала заявление в Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае о бесплатной передаче в ее собственность жилого помещения, поскольку ранее она не участвовала в приватизации жилых помещений. Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае ее заявление оставлено без удовлетворения. В связи с тем, что квартира является федеральной собственностью, Управление СД при ВС РФ в СК обратилось в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о возможности приватизации вышеуказанной квартиры, но согласие на приватизацию предоставленной квартиры не было дано. Иного жилья в собственности Алексеева В.И. не имеет. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24. 08. 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность. В соответствии с п.8 указанного постановления, исходя из смысла преамбулы и ст.1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Нормы данного Закона гласят, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Решение вопроса о приватизации жилых помещений согласно статьи 8 указанного Закона должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. На основании изложенного Алексеева В.И. просит признать за ней право на приватизацию указанного жилого помещения и признать право собственности на двухкомнатную квартиру площадью 00 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Ответчик – Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае в судебное заседание не явился, направили в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, при этом выразили свое несогласие с требованиями истца Алексеевой В.И., указав, что с ДД.ММ.ГГГГ года Алексеева В.И. состояла на жилищном учете в Управлении. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями судей районных (городских) судов, судей гарнизонных военных судов, работников аппаратов районных (городских) судов, работников аппаратов гарнизонных военных судов, военнослужащих, прикомандированных к аппаратам гарнизонных военных судов, работников Управления, утвержденного начальником Управления ДД.ММ.ГГГГ и согласованного Советом судей Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, Управлением на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета приобретена в оперативное управление двухкомнатная квартира, общей площадью 00 кв.м, жилой площадью 00 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №-№ На основании частей 1,3-5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, пункта 4.1 Положения решением жилищной комиссии Управления, протокол от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу предоставлена эта квартира, заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Алексеева В.И. обратилась в Управление с заявлением о приватизации указанного жилого помещения. Согласно статье 6 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Управлением в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае направлялось письмо с просьбой сообщить о возможности приватизации вышеназванной квартиры (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии с пунктом 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании учета федерального имущества», выписка из реестра федерального имущества, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с федеральным имуществом. В связи с этим Управлением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК направлялись сведения, необходимые для внесения объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, в реестр федерального имущества (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласие на приватизацию предоставленной Алексеевой В.И. по договору социального найма квартиры от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в адрес Управления не поступало. Поскольку право собственности РФ на квартиру, предоставленную Алексеевой В.Н. по договору социального найма, не зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю и от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае не получено согласие на приватизацию названного жилого помещения, Управление не имеет возможности заключить с Алексеевой В.Н. договор о передаче на праве собственности <адрес>, расположенной по адресу: СК, <адрес>. Ответчик – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае в судебное заседание не явился, направили в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, при этом выразили свое несогласие с требованиями истца Алексеевой В.И. Указали, что в соответствии с п. 4.9 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ставропольском крае, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 года № 278, Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта. В соответствии с п.11 главы I «Положения об учете федерального имущества», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года №447, ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну РФ. В соответствии с п. 14 главы II Положения в отношении федерального имущества, принадлежащего на дату утверждения настоящего Положения правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона, правообладатель представляет в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенную документацию в 9-месячный срок с даты утверждения настоящего Положения. Согласного договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, закреплена за Управлением Судебного департамента при Верховном суде РФ в Ставропольском крае на праве оперативного управления. В связи с тем, что Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в СК не представило в ТУ Росимущества в Ставропольском крае сведения, необходимые для внесения спорной квартиры в реестр федерального имущества, в реестр федерального имущества данная квартира не внесена. Однако данная квартира является собственностью РФ. Кроме того, согласно п.1 раздела II Положения, Территориальное управление осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции. В соответствии с п. 4.8 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества только по поручению Росимущества. В соответствии со ст.6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года №1541-1 предусматривается возможность передачи жилых помещений в собственность гражданам уполномоченным собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Таким образом, решение о приватизации и заключении договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими правообладателями, должно приниматься и осуществляться такими организациями самостоятельно, без обращения в территориальные органы или центральный аппарат Росимущества, за исключением случая, предусмотренного в абзаце 2 ст. 4 Федерального закона, которым предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алексеевой В.И. обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 29 декабря 2004 года) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Статья 2 Закона о приватизации устанавливает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно статье 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Судом установлено, что <адрес>, в <адрес> края принадлежит на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на указанную квартиру Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае, как наймодателем, и Алексеевой В.И., как нанимателем, заключен договор социального найма жилого помещения №, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю указанную квартиру в бессрочное владение и пользование. Согласно акту приема - передачи и технического состояния жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, в <адрес> края передана во владение и пользование Алексеевой В.И. Суд считает отказ в передаче в собственность истцу занимаемого им жилого помещения незаконным. Данный вывод суда основан на следующем. Статья 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ») устанавливала запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях. Однако единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты – на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и поэтому не предопределяет каких- либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 6-П установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда признано противоречащим статье 19 часть 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. С учетом изложенных положений закона суд считает, что решение ответчика об отказе Алексеевой В.И. в передаче в собственность занимаемого ей жилого помещения противоречит действующему законодательству и является препятствием к реализации ее права на приватизацию. Указанная квартира не относится к категории жилых помещений, указанных в статье 4 Закона, не подлежащих приватизации, а значит, ее приватизация возможна. Поэтому, в силу положения статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Алексеева В.И. имеет право приобрести занимаемое ей жилое помещение в собственность бесплатно. В соответствии со статьей 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. В соответствии со статьей 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Таким образом, в отношении истца имело место нарушение ее прав, которые подлежат судебной защите. В соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, в связи с чем исковые требования Алексеевой В.И. подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Алексеевой В.жИ. к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ставропольском крае и Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права на приватизацию жилого помещения, признании права собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> – удовлетворить. Признать за Алексеевой В.жИ. право на приватизацию жилого помещения. Признать за Алексеевой В.жИ. право собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 47,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение 10 дней. Судья Георгиевского городского суда Т.С.Ивашина