Дело №2-1821/2011



Дело № 2-1821/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 16 » ноября 2011года                     город Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего Кайшева А.Е.,

при секретаре Оганесян А.Н.,

с участием:

истца                                      Соловьева Р.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело по иску Соловьева Р.В. к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

    Соловьев Р.В. обратился с иском к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности на жилое помещение – квартиру , расположенную по адресу: <адрес>

    В обоснование заявленного иска Соловьев Р.В. указал, то работает в должности судьи Георгиевского городского суда с 2003 года. Право на бесплатное получение жилья в собственность возникло у него в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ. В порядке улучшения жилищных условий по договору найма служебного жилого помещения ему была предоставлена квартира по <адрес>. Однако в собственность указанное жилое помещение передано не было. Квартира принадлежит ответчику - Управлению Судебному департаменту при ВС РФ в СК праве оперативного управления. Он обратился в Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае с заявлением о бесплатной передаче в собственность занимаемой квартиры, однако заявление оставлено без удовлетворения. Считает отказ неправомерным, противоречащим положениям Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в части условий обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, просил признать за ним право собственности на занимаемое жилое помещение – квартиру расположенную по адресу: <адрес>.

    В судебном заседании истец Соловьев Р.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

    Представитель ответчика – Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае в судебное заседание не явился, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве указал, что с исковыми требованиями Соловьева Р.В. не согласен по следующим основаниям: истец состоял на жилищном учете в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» установлено, что ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, используются на приобретение на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализируемому жилищному фонду Российской Федерации. В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации, на основании государственного контракта на поставку жилья для государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ №18 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о регистрации права оперативного управления Управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Ставропольском крае на квартиру по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись об отнесении указанной квартиры к специализированному жилищному фонду.

    Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Ставропольском крае от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена спорная квартира, с ним заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

    Соловьев Р.В. обратился в Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае с заявлением о передаче спорного жилого помещения в собственность бесплатно. Поскольку пунктом 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены служебные жилые помещения, а в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации, истцу законно и обоснованно было отказано в передаче спорной квартиры в собственность.    Представитель ответчика – территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК в судебное заседание не явился, уведомив суд заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленных возражений следует, что квартира , расположенная по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества отсутствует. В соответствии с п.1 Положения о Территориальном управлении от ДД.ММ.ГГГГ №278, оно осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования Соловьева Р.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено, что квартира расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае.

    Решением жилищной комиссии Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №2) спорная квартира предоставлена Соловьеву Р.В., как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

    ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае, как наймодателем, и Соловьевым Р.В., как нанимателем, заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю спорную квартиру во владение и пользование Соловьеву Р.В..

    Согласно акта приема - передачи и технического состояния служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ квартира по <адрес> передана во владение и пользование Соловьеву Р.В..

    Сообщением Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае от ДД.ММ.ГГГГ Соловьеву Р.В. отказано в передаче спорной квартиры в собственность.

    Суд считает отказ Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае в передаче в собственность истцу занимаемого им жилого помещения незаконным.

    Данный вывод суда основан на следующем.

    Истец Соловьев Р.В. работает в должности судьи Георгиевского городского суда с 2003 года. Право на бесплатное получение жилья в собственность возникло у него в соответствии с пунктом третьим статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

    Так, согласно редакции пункта третьего статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 91-ФЗ) «местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно».

    Согласно редакции пункта третьего статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году" ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ №440 и от ДД.ММ.ГГГГ №126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.

    Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия.

    По смыслу положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. Эти вопросы не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. Однако в данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие.

    При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса, что является недопустимым.

    Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

    При таких обстоятельствах суд считает, что в отношении истца имело место нарушение его прав, которое подлежит судебной защите. В соответствии со статьей 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

    В связи с отсутствием законодательного регулирования вопроса передачи жилых помещений в собственность судей, право собственности Соловьева Р.В. на занимаемое жилое помещение подлежит признанию в судебном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Соловьева Р.В. к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности на жилое помещение – удовлетворить.

    Признать за Соловьевым Р.В. право собственности на занимаемое жилое помещение – квартиру , расположенную по адресу: <адрес>.

    Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Соловьева Р.В. на квартиру расположенную по адресу: <адрес> Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

    Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем кассационной жалобы через Георгиевский городской суд.    

    

    Судья А.Е.Кайшев