Дело № 2-1074/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Георгиевск 12 июля 2011 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Рогозина К.В.,

при секретаре – Степанове Д.Ю.,

с участием: представителя заявительницы Гулевской Л.А. – Гулевского А.С., представителя органа, чьи действия оспариваются – администрации г. Георгиевска Карицкой Э.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гулевской Л.А. о признании незаконным решения администрации г. Георгиевска об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и обязании осуществления перевода жилого помещения в нежилое,

У С Т А Н О В И Л :

Гулевская Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Георгиевска в переводе принадлежащего ей жилого помещения – <адрес> в нежилое и обязании администрации г. Георгиевска осуществить такой перевод.

В судебном заседании представитель заявительницы Гулевский А.С. поддержал заявленные требование и пояснил, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в установленном законом порядке, Гулевская Л.А. является собственницей <адрес>.

04 марта 2011 года собственница квартиры Гулевская Л.А. обратилась в администрацию г. Георгиевска с заявлением о переводе указанной квартиры из жилого помещения в нежилое. При этом одновременно с подачей заявления в администрацию г. Георгиевска Гулевская Л.А. представила полный пакет документов, необходимый для перевода жилого помещения в нежилое, предусмотренный ч.2 ст. 23 Жилищного Кодекса РФ.

12 апреля 2011 года, письмом от имени заместителя главы администрации г. Георгиевска ФИО1 Гулевская Л.А. была уведомлена о том, что в переводе принадлежащего ей жилого помещения в нежилое отказано. Данный отказ мотивирован тем, что проект переустройства и перепланировки не соответствует требованиям к содержанию разделов проектной документации, изложенных в Положении «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденном Постановлением правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года, а также отсутствует обязательное в данном случае согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку полагает, что его доверительницей в администрацию г. Георгиевска представлен полный пакет надлежаще оформленных документов для перевода жилого помещения в нежилое. Обстоятельств, которые в силу ч.2 ст. 22 Жилищного Кодекса РФ по которым перевод жилого помещения в нежилое невозможен, в данном случае отсутствуют. Проектная документация на перепланировку выполнена ООО «Инженер», имеющим соответствующую лицензию и соответствует всем требованиям законодательства, регламентирующим порядок и условия перевода жилых помещений в нежилые. Перед изготовлением проекта произведено техническое обследование жилого дома, по результатам проведения которого, комиссия специалистов пришла к выводу о том, что устройство дверного проема на месте оконного проема технически возможно.

Кроме того, заявитель считает незаконной ссылку администрации г. Георгиевска на отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку и переустройство жилого помещения, поскольку в данном случае переустройство и перепланировка не предусматривают присоединения к нему части общего имущества в многоквартирном доме. Устройство дверного проема вместо оконного не уменьшает общего имущества в многоквартирном доме и согласие на это всех собственников помещений в указанном доме также не требуется.

Представитель органа, чьи действия оспариваются - администрации г. Георгиевска Карицкая Э.П. возражала против удовлетворения заявления Гулевской Л.А., считая, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое, по основаниям изложенным в оспариваемом заявительницей ответе администрации г. Георгиевска, является законным и обоснованным.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных суду документов следует, что Гулевской Л.А. на праве собственности на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в установленном законом порядке, принадлежит <адрес>.

04 марта 2011 года Гулевская Л.А. обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления – администрацию г. Георгиевска с заявлением о переводе принадлежащего ей помещения расположенного по вышеуказанному адресу из жилого в нежилое. Одновременно с заявлением, заявительницей подан полный пакет документов, который в соответствии с ч.2 ст. 23 Жилищного Кодекса РФ является обязательным для решения вышеуказанного вопроса.

По изложенным выше основаниям, администрацией г. Георгиевска принято решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, о чем заявительница была уведомлена письмом от 12.04.2011 года за подписью заместителя главы администрации города ФИО1 из содержания которого следует, что основаниями к отказу в удовлетворении заявления Гулевской Л.А. в переводе жилого помещения в нежилое послужили :

- несоответствие проекта переустройства и перепланировки переводимого помещения Положению «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденному Постановлением правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года;

- отсутствие согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на переустройство и перепланировку, которыми затрагивается общее имущество в многоквартирном доме;

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое, предусмотрен ч.1 ст. 24 Жилищного Кодекса РФ, пунктом 4 которой в качестве одного из них предусмотрен отказ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно ч.2 ст. 24 Жилищного Кодекса РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Вместе с тем, оспариваемый отказ администрации г. Георгиевска в переводе жилого помещения в нежилое в связи с несоответствием проектной документации Положению «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденному Постановлением правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года, не конкретен, поскольку не содержит ссылок на то, какие именно требования и пункты вышеуказанного нормативно-правового акта нарушены заявителем. Указанное обстоятельство нарушает права и законные интересы заявительницы, поскольку создает правовую неопределенность и фактически лишает ее невозможности устранения выявленных недостатков перед повторным обращением в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу перевода жилого помещения в нежилое.

Кроме того, согласно подпунктов «а» и «б» пункта 1 Положения « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденному Постановлением правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года, настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов : при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).

Однако, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», характер мероприятий, проведение которых предусмотрено проектной документацией для перевода жилого помещения в нежилое, свидетельствует о том, что в данном случае имеет место переустройство и перепланировка помещения, а не реконструкция, строительство и капитальный ремонт, в силу чего применение к проектной документации требований, предусмотренных Положением «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» является необоснованным.

Согласно ч.5 ст. 23 Жилищного Кодекса РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ № 502 от 10.08.2005 года «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое)» установлена специальная форма уведомления заявителя о результатах рассмотрения его заявления о переводе жилого ( нежилого) помещения в нежилое (жилое), однако в данном случае, оспариваемый заявительницей ответ администрации г. Георгиевска указанной форме уведомления не соответствует, что является самостоятельным и безусловным основанием к признанию его незаконным.

Положениями ч.2 ст. 40 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, несмотря на то, что согласие собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено ч.2 ст. 23 Жилищного Кодекса РФ в исчерпывающем перечне документов предоставление которых необходимо для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст. 40 Жилищного Кодекса РФ данное согласие является обязательным.

Согласно п.п. «в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) включаются в состав общего имущества многоквартирного дома

Однако, согласно данным проектной документации представленной Гулевской Л.А., перепланировка и переустройство принадлежащей ей <адрес>, возможны без присоединения к квартире части общего имущества в многоквартирном доме, поскольку устройство дверного проема вместо оконного, означает использование части общего имущества, но не его присоединение к имуществу Гулевской Л.А. и такое использование не влечет за собой уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Данными проектной документации обоснована техническая возможность и безопасность такого переустройства и перепланировки для собственников помещений в многоквартирном жилом доме и указанные выводы, как в оспариваемом заявительницей отказе администрации г. Георгиевска, так и в судебном заседании, представителем органа, чьи действия оспариваются не поставлены под сомнение и не опровергнуты в порядке предусмотренном ст. 249 ГПК РФ, согласно которой обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Оспариваемый заявительницей отказ администрации г. Георгиевска в переводе принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в нежилое, мотивирован также тем, что согласно представленной проектной документации, выполненной ООО «Инженер» при переводе жилого помещения в нежилое предусмотрены работы по устройству входной группы на территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому, которые затрагивают общее имущество в многоквартирном доме, для чего также необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако, данный вывод суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям :

Как было указано выше, условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены Жилищным кодексом РФ. (статьи 22 - 24).

При этом указанные положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В данном случае, поскольку судом не установлено, что в результате перепланировки или переустройства принадлежащей заявительнице квартиры требуется присоединение общего имущества в указанном доме, получения согласия всех собственников помещений в доме не требуется.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В силу положений ст. 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако, представителем органа, чьи действия оспариваются, суду не представлено доказательств того, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес>, сформирован в соответствии с порядком, установленным статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, органом местного самоуправления не представлено доказательств тому, земля под указанным многоквартирным домом входит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, суд приходит к выводу о том, что отказ Гулевской Л.А. по указанным основаниям является необоснованным, без установления всех обстоятельств, влияющих на правомерность принятого решения.

Вышеизложенный вывод также подтверждается содержанием подпункта «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Проанализировав совокупность представленных сторонами доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к выводу о том, что заявление Гулевской Л.А. подлежит частичному удовлетворению, поскольку органом местного самоуправления не разрешено ее заявление в установленном законом порядке и ее нарушенные права могут быть восстановлены самим органом местного самоуправления путем повторного рассмотрения ее заявления о переводе принадлежащего Гулевской Л.А. жилого помещения в нежилое. В связи с этим, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Георгиевска обязанность рассмотреть по существу заявление Гулевской Л.А. о переводе принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения – <адрес> в нежилое.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Гулевской Л.А. удовлетворить частично.

Отказ администрации г. Георгиевска от 12.04.2011 года в переводе из жилого помещения в нежилое <адрес>, принадлежащей Гулевской Л.А. - признать незаконным.

Обязать администрацию г. Георгиевска рассмотреть по существу заявление Гулевской Л.А. о переводе принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения – <адрес> в нежилое.

В остальной части в удовлетворении заявления Гулевской Л.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней с принесением жалобы через Георгиевский городской суд.

Судья - К.В.Рогозин