Дело №2-1588/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Георгиевск «05» октября 2011 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,

с участием истца Коваленко В.И.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Махлычевой Я.Н. на основании доверенности,

при секретаре Авакяне А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко В.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :

Коваленко В.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Коваленко В.И. поддержала заявленные требования, в их обоснование пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, так как с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности фельдшера-лаборанта в Георгиевской центральной городской больнице. Решением Управления ПФР по г.Георгиевску и Георгиевскому району от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Этим решением УПФ не включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, Коваленко В.И. считает, что указанный период неправомерно не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку изменения в законодательстве, не позволяющие включать в льготный стаж период ухода за ребенком, были внесены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже во время ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с действующим законодательством на момент рождения ребенка – дочери О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец имела право на включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ст.167 КЗоТ РСФСР, которая действовала на момент предоставления ей отпуска по уходу за ребенком, по желанию женщин им предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. При этом в соответствии с абзацем 2 части 7 разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года №23/24-11, в стаж, дающей право на пенсию на льготных условиях, засчитывалось время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутра лет.

Поскольку, согласно документам она приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения ребенком возраста полутора лет, Коваленко В.И. считает, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Махлычева Я.Н. на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указала, что Управление, рассмотрев пакет документов Коваленко В.И., представленных для досрочного назначения трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, согласно подп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приняло решение отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно подп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме этого, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Не включены в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, так как согласно постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, где применено Разъяснение Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 22.05.1996 года №5, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охранен здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей подлежат, зачету периоды работы заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера – лаборанта клинико-диагностической лаборатории в МУЗ «Георгиевской центральной городской больнице».

Таким образом, стаж работы заявителя, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет 29 лет 00 месяцев 05 дней, что не дает права на досрочное пенсионное назначение.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает иск Коваленко В.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) ст. 27 п.1 подп. 20, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Коваленко В.И. обратилась в ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Коваленко В.И. отказано в назначении пенсии досрочно по тем основаниям, что в стаж медицинской деятельности Коваленко В.И. могут быть засчитаны только периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера – лаборанта клинико-диагностической лаборатории в МУЗ «Георгиевская центральная городская больница». Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет не включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, поскольку, согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, где применено Разъяснение Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

Вследствие чего, по мнению УПФ, стаж работы Коваленко В.И., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, составляет лет месяцев дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение.

Однако, суд считает указанные выводы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными, так как они основаны на неправильном применении норм пенсионного законодательства и нарушают право Коваленко В.И. на пенсионное обеспечение.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Коваленко В.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложены в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Данная позиция суда в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) у Коваленко В.И. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч. 1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ухода за ребенком до достижения возраста полутора лет, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Поскольку период нахождения Коваленко В.И. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, то с учетом положений подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Коваленко В.И., имеющая при обращении за досрочной пенсией требуемый стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в городах 30 лет, имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости со дня возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коваленко В.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району об отказе в установлении пенсии Коваленко В.И. не соответствующим закону.

Обязать ГУ – УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району включить Коваленко В.И., период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение 10 дней.

Судья Георгиевского городского суда Т.С.Ивашина