Дело №2-1535/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Моисеенко А.С.,

с участием

представителя истца по доверенности

Колобовой Т.Е.,

представителей ответчика по доверенности

Кельм И.В.,

Мавроди И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чижик Л.И. к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании действий по снятию с жилищного учёта и исключению из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по восстановлению в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л:

Чижик Л.И. обратился в суд с иском, в котором просит: признать действия администрации Георгиевского муниципального района СК и Министерства строительства и архитектуры СК, выразившиеся в снятии его с жилищного учета и исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными; признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета; обязать администрацию Георгиевского муниципального района СК восстановить его в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Министерство строительства и архитектуры СК выдать ему, как участнику Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011-2015 годы, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца Колобова Т.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования Чижик Л.И. поддержала, просила суд их удовлетворить и пояснила, что Чижик Л.И. является пенсионером МВД РФ, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил военную службу в войсковой части г.<данные изъяты>, откуда ДД.ММ.ГГГГ года был уволен в запас с календарной выслугой 25 лет 1 месяц 15 дней. На момент увольнения из рядов Вооруженных Сил СССР Чижик Л.И. жильем не обеспечивался, так как проживал в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, предоставленной его супруге Ч.. для проживания на состав семьи 4 человека в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Грозненского радиозавода, где она осуществляла трудовую деятельность более ДД.ММ.ГГГГ лет. По той же причине удостоверение на право пользования льготами в соответствии с Положением «О льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденным Постановлением Совета министров СССР №193 от 17 февраля 1981 года, действующим на дату увольнения, либо иной документ, подтверждающий право на получение жилья, при увольнении из армии ему не выдавались. В 1998 году в связи с боевыми действиями в Ч.Р Чижик Л.И. со своей семьей переехал на постоянное место жительства в <адрес>, где по настоящее время проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ Чижик Л.И. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека и с ДД.ММ.ГГГГ являлся участником Федеральной целевой Программы «Государственные жилищные сертификаты», как гражданин, уволенный с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет более 10 лет, и нуждающийся в улучшении жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ года Чижик Л.И. являлся участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы с составом семьи 3 человека.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Чижик Л.И. неоднократно обращался в администрацию Георгиевского муниципального района с заявлением о выделении государственного жилищного сертификата, в ответ на которые получал письменные сообщения о том, что выдача ему государственного жилищного сертификата невозможна по причине отсутствия документа, подтверждающего факт сдачи жилья, и удостоверения на право пользования льготами, предусмотренными ФЗ «О статусе военнослужащих», подписанного командиром воинской части, подписавшим приказ об увольнении. С аналогичными заявлениями Чижик Л.И. обращался в Министерство строительства и архитектуры СК, однако также получил отказ по причине того, что им не предоставлены все необходимые документы.

Согласно п.п.«г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (в редакции, действовавшей до 12 июля 2011 года), право на участие в Подпрограмме, в числе прочих, имели граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

В соответствии с п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник Подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме, согласно приложению №5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника Подпрограммы и членов его семьи; в) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника Подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника Подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копию документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения; ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилых помещений для постоянного проживания; з) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Вышеуказанные документы были представлены Чижик Л.И. в администрацию Георгиевского муниципального района и хранятся в его учетном деле, однако до конца ДД.ММ.ГГГГ года государственный жилищный сертификат Чижик Л.И. выдан не был, а в ДД.ММ.ГГГГ года он был уведомлен о том, что Постановлением администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения общественной жилищной комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих запаса он снят с жилищного учёта и исключён из списков очередности граждан, уволенных в запас или отставку с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Основанием к вынесению органом местного самоуправления данного решения явилось выявление в представленных Чижик Л.И. документах, послуживших основанием для принятия на учет, сведений, не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт, а именно: выявлен факт наличия в собственности у супруги Чижик Л.И. жилого дома общей площадью 54,9кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного в период брака с истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что действия администрации Георгиевского муниципального района СК по снятию Чижик Л.И. с жилищного учёта и исключению из списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), являются неправомерными и нарушают права истца, как участника Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку в течение всего периода военной службы он жильем не обеспечивался и жилого помещения, пригодного для постоянного проживания в настоящее время не имеет. При этом имеющийся в собственности у его супруги жилой дом общей площадью 54,9кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для дальнейшей эксплуатации и проживания в нём, так как находится в аварийном состоянии. Более того, с момента постановки Чижик Л.И. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и до снятия с учёта никаких вопросов, в том числе в отношении представленных им документов, и содержащихся в них сведений, у органа, осуществляющего жилищный учёт граждан, не возникало.

Присутствуя в предварительном судебном заседании, Чижик Л.И. исковые требования поддержал и пояснил, что является пенсионером МВД РФ, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты>, откуда ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас. В период военной службы жильем от воинской части он не обеспечивался и на день увольнения из рядов Вооруженных Сил СССР на учёте нуждающихся в получении жилого помещения не состоял, так как был обеспечен жильём и проживал в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, предоставленной его супруге Ч.. для проживания на состав семьи 4 человека в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Грозненского радиозавода, где она осуществляла трудовую деятельность более 35 лет. Впоследствии его семья лишилась данной квартиры, так как их многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был разрушен в ходе разрешения военного конфликта в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году в связи с боевыми действиями на территории Ч.Р он со своей семьёй переехал на постоянное место жительства в <адрес>, где стал проживать в жилом доме по <адрес>, который был приобретён по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и оформлен в собственность на имя его супруги. В настоящее время указанное жилое помещение, согласно отчету технического обследования здания жилого дома, изготовленному ООО «Промышленное и гражданское строительство», является аварийным и непригодным для дальнейшей эксплуатации, в связи с чем он нуждается в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика – администрации Георгиевского муниципального района СК – Кельм И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Чижик Л.И. не признала, возражала против их удовлетворения и пояснила, что согласно распоряжению Правительства СК, на территории края единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (до конца 2010 года – государственные жилищные сертификаты) военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, выдаётся Министерством строительства и архитектуры СК на основании сведений (списков граждан, изъявивших желание получить выплату), представленных администрацией муниципального образования по месту, где гражданин состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учёте в Георгиевской территориальной государственной администрации СК (с января 2005 года – в администрации Георгиевского муниципального района СК) в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) и с ДД.ММ.ГГГГ являлся участником Федеральной целевой Программы «Государственные жилищные сертификаты». ДД.ММ.ГГГГ Чижик Л.И. обратился в администрации Георгиевского муниципального района СК с заявлением о включении его в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданина, уволенного с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней, и нуждающегося в улучшении жилищных условий, с составом семьи три человека, однако в число участников Подпрограммы включён не был по причине непредставления всех необходимых документов.

Более того, Решением общественной жилищной комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих запаса и в отставке при администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), утверждённым Постановлением администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Чижик Л.И. был снят с жилищного учёта и исключён из списков очередности граждан, уволенных в запас или отставку с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Поводом к вынесению органом местного самоуправления данного решения явилось выявление в представленных Чижик Л.И. документах, послуживших основанием для принятия на учёт, сведений, не соответствующих действительности, а также неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, а именно: выявлен факт наличия в собственности у супруги истца – Ч.. жилого дома общей площадью 54,9кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного в период брака с Чижик Л.И. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, администрацией Георгиевского муниципального района был выявлен факт неправомерной постановки истца на жилищный учет, поскольку в соответствии с пунктом 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054, граждане не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома.

В соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями граждан о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В учетном деле Чижик Л.И. имеется справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности приватизированного жилья, но нет документов, подтверждающих отсутствие в собственности истца и членов его семьи жилого помещения, либо признание его непригодным для проживания в установленном законом порядке.

Приложенный к исковому заявлению Отчет технического обследования здания жилого дома по адресу: <адрес>, изготовленный ООО «Промышленное и гражданское строительство», не может являться основанием для признания жилого дома непригодным для проживания, поскольку в соответствии с пунктом 7 раздела 1 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления поселения, на основании оценки его соответствия установленным в настоящем Положении требованиям, с последующим принятием органом местного самоуправления соответствующего акта (решения).

В соответствии с заключением муниципальной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а потому не может быть отнесено к категории непригодных для проживания.

Кроме того, в учётном деле Чижик Л.И. отсутствует удостоверение на право пользования льготами, предусмотренными Положением «О льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей» (с 1998 года ФЗ «О статусе военнослужащих»), выданное командиром части, подписавшим приказ об увольнении, а имеется удостоверение на право пользования льготами, выданное ОВД Георгиевской территориальной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, которое дает право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» и не даёт право на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».

В течение последних нескольких лет между администрацией Георгиевского муниципального района и Чижик Л.И. велась переписка о необходимости представления в администрацию полного пакета документов, в том числе по признанию имеющегося в собственности жилого помещения непригодным для проживания в установленном законом порядке, однако такие документы истцом представлены не были, в связи с чем на заседании общественной жилищной комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих запаса и в отставке при администрации Георгиевского муниципального района принято решение о снятии Чижик Л.И. с жилищного учёта на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ - выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.

Считает, что в сложившейся ситуации действия администрации Георгиевского муниципального района по снятию Чижик Л.И. с жилищного учёта и исключению из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются правомерными, поскольку ни на момент постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни на момент снятия с учёта, документов, подтверждающих право Чижик Л.И. состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) не имелось.

Представитель ответчика – администрации Георгиевского муниципального района СК – Мавроди И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Чижик Л.И. также не признала, возражала против их удовлетворения и пояснила, что Решением общественной жилищной комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих запаса и в отставке при администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), утверждённым Постановлением администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Чижик Л.И. снят с жилищного учёта и исключён из списков очередности граждан, уволенных в запас или отставку с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Поводом к принятию данного постановления послужило отсутствие основания для признания Чижик Л.И. нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку в собственности у его супруги – Ч. имеется жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, приобретённый в <данные изъяты> года в период брака с истцом, то есть являющийся совместной собственностью супругов. Кроме того, у Чижик Л.И. отсутствует основание и для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как общая площадь указанного жилого дома (56 кв.м), с учётом количества проживающих в нём трёх членов семьи, превышает действующую в настоящее время учётную норму общей площади – 12кв.м на одного члена семьи (3 чел. х 12кв.м = 36кв.м). В 2003 году – на момент постановки Чижик Л.И. на жилищный учёт с составом семьи четыре человека – у него также отсутствовали основания для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), поскольку жилая площадь принадлежащего ему домовладения (48кв.м) превышала действовавшую на тот период времени учётную норму жилой площади – 9кв.м на одного члена семьи (4чел. х 9кв.м = 36кв.м).

Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, являясь ответчиком по делу, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.

В представленном суду отзыве на исковые требования Чижик Л.И. Министерство строительства и архитектуры СК возражало против удовлетворения исковых требований и указало, что Постановлением Губернатора Ставропольского края «Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края» №530 от 07 июля 2008 (в редакции от 05 мая 2011 года) установлено, что Министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации в Ставропольском крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и в пределах своей компетенции - федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Решение вопроса о принятии на учет, об отказе в принятии на учёт или о снятии граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) к компетенции Министерства не относится.

Согласно ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учёт, также как и о снятии с учёта, принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ основанием признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является, в том числе, его обеспеченность жилым помещением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ст.50 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В целях реализации ФЗ №342-ФЗ Постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 года №259-п утверждён Порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым установлено, что учет граждан осуществляется посредством ведения Министерством строительства и архитектуры СК сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

В сводном списке граждан по Ставропольскому краю, сформированном на основании списков, представленных администрациями органов местного самоуправления края, Чижик Л.И. не состоит, следовательно у него отсутствует право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета.

Свидетель Ч. пояснила суду, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Чижик Л.И., который по ДД.ММ.ГГГГ года проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты>, откуда ДД.ММ.ГГГГ был уволен в запас. На день увольнения из рядов Вооруженных Сил СССР Чижик Л.И. жильем от воинской части не обеспечивался, так как их семья из 4 человек проживала в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, предоставленной ей по договору найма в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Грозненского радиозавода, где она осуществляла трудовую деятельность более 35 лет. Впоследствии они лишились данной квартиры, так как многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был разрушен в ходе разрешения военного конфликта в Ч.Р. В ДД.ММ.ГГГГ году в связи с боевыми действиями на территории Ч.Р они с семьей переехали на постоянное место жительства <адрес>, где стали проживать в жилом доме по <адрес>, который был приобретён по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и оформлен в собственность на её имя. В настоящее время указанное жилое помещение, согласно отчету технического обследования здания жилого дома, изготовленному ООО «Промышленное и гражданское строительство», является аварийным и непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Свидетели Б., С., М. и Са пояснили суду, что знакомы с семьей Чижик, длительное время осуществляли трудовую деятельность вместе с Ч. на Грозненском радиозаводе. Им известно, что в 1983 году Ч. на состав семьи 4 человека (в том числе супруг – Чижик Л.И.) от завода была предоставлена трехкомнатная квартира в новом доме по адресу: <адрес>. Впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ году в связи боевыми действиями в Ч.Р семья Чижик переехала на постоянное место жительства в Ставропольский край, где проживает по настоящее время в собственном жилом доме по адресу: <адрес>, который является ветхим и непригодным для проживания.

Выслушав лиц, участвующих деле, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чижик Л.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учёт.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Чижик Л.И. проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты>, откуда Приказом начальника УВВ МВД СССР по СК и З от ДД.ММ.ГГГГ л/с с ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас ВС СССР с действительной военной службы по п.«б» ст.46 Положения о прохождении военной службы прапорщиками и мичманами ВС СССР (по возрасту). На момент увольнения Чижик Л.И. общая продолжительность его службы в календарном исчислении составила 25 лет 1 месяц 14 дней.

Постановлением главы Георгиевской территориальной государственной администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ Чижик Л.И. был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей). С января 2005 года учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по Георгиевскому району осуществляется администрацией Георгиевского муниципального района СК.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Чижик Л.И. являлся участником Федеральной целевой Программы «Государственные жилищные сертификаты», как гражданин, уволенный с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет более 10 лет, и нуждающийся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Чижик Л.И. подал в администрацию Георгиевского муниципального района СК заявление о включении его в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданина, уволенного с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней, и нуждающегося в улучшении жилищных условий, с составом семьи три человека (супруга Ч. и сын Ч. А.).

Решением общественной жилищной комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих запаса и в отставке при администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), утверждённым Постановлением администрации Георгиевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Чижик Л.И. снят с жилищного учёта и исключён из списков очередности граждан, уволенных в запас или отставку с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ – выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учёт.

При этом органом местного самоуправления установлено, что в собственности у супруги истца – Ч. имеется жилой дом общей площадью 54,9кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, приобретённый по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному Георгиевской нотариальной конторой СК ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в реестре за , зарегистрированному в администрации муниципального образования Крутоярского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ и в БТИ г.Георгиевска ДД.ММ.ГГГГ, который является совместно нажитым имуществом супругов Чижик Л.И. и Ч. В указанном доме проживают и зарегистрированы Чижик Л.И., его супруга Ч. и сын Ч. А. С учётом количества проживающих в доме членов семьи, их обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает учётную норму (12 кв.м – на одного члена семьи), действующую в Крутоярском сельсовете, так как на каждого члена семьи приходится 18,3кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими письменными доказательствами, в том числе учётным делом прапорщика Чижик Л.И., и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Чижик Л.И. обратился в суд с иском об оспаривании указанных действий администрации Георгиевского муниципального района и признании права на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, как участника Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В обоснование иска Чижик Л.И. сослался на то, что является пенсионером МВД РФ, уволенным с военной службы в запас по достижению предельного срока службы, общая продолжительность службы которого на день увольнения составила 25 лет 1 месяц 15 дней, то есть более 10 лет, и не обеспеченным жильём в соответствии с Положением «О льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей» (с 1998 года ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

До конца 2010 года обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществлялось за счет средств федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от 15 октября 2007 года, 10 апреля 2008 года, 08 мая 2009 года, 21 декабря 2009 года) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ №675 от 17 сентября 2001 года, являлось предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверялось государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.п.«г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (в редакции, действовавшей до 12 июля 2011 года), право на участие в Подпрограмме имели граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижению ими предельного возраста пребывания на ней, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

В силу п.6-п.8 Правил, участвовать в Подпрограмме могли граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил и изъявившие такое желание. Из числа граждан-участников Подпрограммы социальные выплаты предоставлялись в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. Применительно к Подпрограмме, основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений являлось отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

В настоящее время в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих» №342-ФЗ от 08 декабря 2010 года выдача государственных жилищных сертификатов военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, прекращена, указанные лица подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном п.2.1 ст.15 и ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ (в новой редакции), в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно Закону Ставропольского края «О порядке предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих» от 03 марта 2011 года №16-кз, в Ставропольском крае гражданам, уволенным с военной службы, членам семей погибших (умерших) военнослужащих предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (в редакции Постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 года №561) право на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в числе прочих имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учёте нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Таким образом, и ранее действовавшее, и ныне действующее законодательство в области обеспечения граждан жилыми помещениями в качестве основных условий обеспечения граждан жильём за счёт средств федерального бюджета предусматривают: отнесение гражданина к определенной категории (военнослужащие, уволенные с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на ней, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более) и отсутствие у него и членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания либо нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.28 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (на момент увольнения Чижик Л.И. с действительной военной службы) граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии со ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в числе прочих граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом краевого Совета народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

В силу Положения «О льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года №193, (действующего на момент увольнения Чижик Л.И. с действительной военной службы в 1988 году), военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечивались исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранному с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производилось при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

Лицам, имеющим право на льготы по настоящему Положению, по их просьбе выдавались удостоверения по форме, устанавливаемой Министерством обороны СССР.

Как следует из объяснений представителя истца Колобовой Т.Е. в судебном заседании, объяснений истца Чижик Л.И. в предварительном судебном заседании и подтверждается показаниями всех допрошенных судом свидетелей, при увольнении с действительной военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году жильём от воинской части истец не обеспечивался, так как проживал с семьёй в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, предоставленной его супруге – Ч. на состав семьи 4 человека (она, супруг и двое детей) в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Грозненского радиозавода, где Ч. осуществляла трудовую деятельность.

Таким образом, на день увольнения с военной службы Чижик Л.И., как член семьи Ч., имел в пользовании жилое помещение для постоянного проживания, а потому нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, не являлся и соответствующее удостоверение о праве на указанные льготы ему не выдавалось.

Согласно Жилищному кодексу РСФСР в редакции, действовавшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент постановки Чижик Л.И. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий), содержание ст.28 и ст.29 не изменилось, граждане по-прежнему признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР (ст.28 ЖК РСФСР).

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в числе прочих граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом краевого Совета народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади (ст.29 ЖК РСФСР).

Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов (ст.30 ЖК РСФСР). Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ст.31 ЖК РСФСР).

Согласно Решению Ставропольского краевого Совета народных депутатов «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае» от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшему на момент постановки Чижик Л.И. на жилищный учёт, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв.м.

Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год для признания граждан, имеющих в собственности жилые помещения, нуждающимися в улучшении жилищных условий было необходимо, чтобы их обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом краевого Совета народных депутатов, либо чтобы указанное жилое помещение не отвечало установленным санитарным и техническим требованиям.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году в связи военным конфликтом на территории Ч.Р Чижик Л.И. со своей семьей переехал на постоянное место жительства в Ставропольский край, где по настоящее время проживает в жилом доме по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение приобретено в собственность по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ супругой истца – Ч., с которой Чижик Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке, а потому, в силу норм Семейного законодательства, является совместной собственностью супругов.

Сведения о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года данное жилое помещение не отвечало действующим санитарным и техническим требованиям, в учётном деле отсутствуют. Не представлены соответствующие документы и суду.

Более того, согласно имеющемуся в учётном деле договору купли-продажи домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, жилая площадь приобретённого Ч. дома составляет 48кв.м, что, исходя из количества проживавших в нём членов семьи, превышает действовавшую на тот период времени учётную норму на одного члена семьи (9кв.м Х 4 чел = 36кв.м).

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что на момент постановки на жилищный учёт в ДД.ММ.ГГГГ года Чижик Л.И. фактически нуждающимся в улучшении жилищных условий не являлся и правом на обеспечение жилым помещением не обладал, то есть был поставлен Георгиевской территориальной государственной администрацией СК на учёт без достаточных на то оснований и в нарушение требований закона.

При таких обстоятельствах действия администрации Георгиевского муниципального района СК по снятию Чижик Л.И. с жилищного учета и исключению из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ являются законными и обоснованными.

Доказательства того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года и на ДД.ММ.ГГГГ года жилищные условия истца изменились в худшую сторону, чем были в ДД.ММ.ГГГГ года, в учётном деле отсутствуют и суду не представлены, в связи с чем основания для признания Чижик Л.И. участником Федеральной целевой Программы «Государственные жилищные сертификаты» и впоследствии Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и на 2011-2015г.г. не имеется.

В соответствии с нормами действующего Жилищного кодекса РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст.49 ЖК РФ, жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляется: малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учёте.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются в числе прочих:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом);

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, также как и ранее, в силу закона, для признания гражданина, являющегося собственником жилого помещения, нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо чтобы его обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была менее учётной нормы либо чтобы данное жилое помещение не отвечало установленным для жилых помещений требованиям.

Решением Совета депутатов муниципального образования Крутоярского сельсовета Георгиевского района СК от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании в размере 12кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи для граждан, проживающих в отдельных жилых помещениях.

Из представленного суду договора купли-продажи жилого дома по адресу <адрес>, следует, что его общая площадь составляет 56кв.м (по техническому паспорту – 54,9кв.м).

Согласно домовой книге регистрации граждан, в указном жилом доме зарегистрированы Чижик Л.И., его супруга - Ч. и сын Ч. А.

Изложенное свидетельствует о том, что Чижик Л.И. и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы, установленной в муниципальном образовании Крутоярского сельсовета Георгиевского района (3чел х 12кв.м = 36кв.м).

В соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления поселения, на основании оценки его соответствия установленным в настоящем Положении требованиям. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в том числе вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

На основании заявления собственника помещения либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме, согласно приложению №1.

В случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования по форме, согласно приложению №2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом, законом предусмотрен специальный административный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания (аварийным), завершением которого является соответствующий акт уполномоченного органа (в частности, органа местного самоуправления), который может быть обжалован в суде заинтересованными лицами в случае несогласия с ним.

Однако доказательства, подтверждающие, что жилое помещение по адресу <адрес>, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, истцом не представлены, а потому его соответствующие доводы об аварийности дома не могут быть приняты судом во внимание.

При этом отчёт технического обследования здания жилого дома по адресу: <адрес>, изготовленный ООО «Промышленное и гражданское строительство» ДД.ММ.ГГГГ, и заключение муниципальной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ сами по себе существенного значения для разрешения по-существу заявленных исковых требований не имеют, поскольку признание дома непригодным для проживания не отнесено законом к компетенции суда.

Проанализировав все изложенные выше обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Чижик Л.И., с учётом требований действующего законодательства, не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения), и не обладает правом на обеспечение жилым помещением, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, как участник государственных целевых Программ, а потому его требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Чижик Л.И. в удовлетворении исковых требований к администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании действий по снятию с жилищного учёта и исключению из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности по восстановлению в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья Лавренченко Т.А.