Дело №2-1473/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Брянцевой Н.В.,

при секретаре Руденко Э.В.,

с участием истца Маркарян А.И., представителя ответчика – Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Махлычевой Я.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маркарян А.И. к ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району СК о включении периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Маркарян А.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району СК, в котором просит суд признать решение об отказе в установлении пенсии от 24.02.2011 г. незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда РФ включить время службы в армии 1977 - 1979 г. в стаж, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет.

В судебном заседании Маркарян А.И. исковые требования уточнил и просил признать решение Пенсионного фонда № 11 от 24.02.2011 г. об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить период службы в составе Вооруженных сил СССР с 13.05.1977 г. по 12.05.1979 г. в качестве курсанта, санитарного инструктора в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, возложить на ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району СК обязанность назначить Маркарян А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 28.11.2010 г.

В обоснование заявленных требований в судебном заседании дополнительно пояснил, что 24.02.2011 года он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, решением комиссии № 11 от 24.02.2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 30-ти летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при этом в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не был включен период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 13.05.1977 г. по 12.05.1979 г. ввиду отсутствия документов, подтверждающих службу в рядах Советской Армии.

Считает решение Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району СК не обоснованным, так как письменными доказательствами его службы является военный билет, в котором указано, что он в период с 13.05.1977 г. по 12.05.1979 г. он проходил службу в качестве курсанта, впоследствии санитарного инструктора в воинской части, а также оставшиеся у него фотографии. Истец лично и Пенсионный фонд г.Георгиевска неоднократно направляли запросы в военные архивы с целью подтвердить период службы, однако центральный архив г.Подольска ответил, что документы на хранение не поступали. Он также обращался в архив Дальневосточного округа, поскольку службу проходил в г.Хабаровске, но ответа так и не получил. Считает, что имеющие у него документы, а именно военный билет и сохранившиеся с того времени фотографии подтверждают службу в составе Вооруженных Сил.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Махлычева Я.Н. в удовлетворении заявленных требований Маркарян А.И. возражала, пояснив, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края рассмотрев пакет документов Маркаряна А.И., представленных для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №173-ФЗ), приняло решение отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от их возраста.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

    В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее — Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Не включен в стаж работы дающей право на досрочное пенсионное обеспечение периоды прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 13.05.1977 по 12.05.1979 в качестве курсанта, санитарного инструктора, так как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 служба не засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет 28 лет 01 день, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, просила в удовлетворении исковых требований Маркарян А.И. о включении периода службы в составе Вооружённых Сил СССР в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Маркарян А.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из решения ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району от 24.02.2011 года № 11 следует, что в рамках действующего законодательства в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости засчитан период работы продолжительностью 28 лет 01 дня. Не засчитан период военной службы по призыву с 13 мая 1977 года по 12 мая 1979 года, продолжительностью 2 года.

Основанием для отказа явилось отсутствие документов, подтверждающих службу в Вооруженных Силах.

В соответствии с частью 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Списком не предусмотрено включение периода службы в Вооруженных Силах в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Вместе с тем, период службы Маркарян А.И. относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения ч.2 ч. 6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Кроме того, в ст. 4 ГК РФ «О действии закона во времени и пространстве» закреплено, что закон обратной силы не имеет, тем самым не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, периоды службы истца в Вооруженных Силах следует рассматривать с учетом действовавших на момент возникших отношений законов и подзаконных актов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (утратившим силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 с 01 октября 1993 года), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению (п.1 пп. «б»).

Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В подпункте «г» пункта 1 данного Положения предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом указанная служба подлежала включению в стаж при определенных условиях. А именно, в п. 4 Положения указано, что время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Аналогичные положения содержатся и в Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет».

Согласно вышеуказанному постановлению (пункт 2) в выслугу лет работникам здравоохранения и включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Маркарян А.И. соблюдено данное условие законодательства, им выработано на день обращения за назначением пенсии 28.11.2010 г. стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, более 2/3 – 28 лет 01 день из 30 лет, оговоренных в законе.

Истцом в подтверждение прохождения Службы в Вооруженных Силах в период с 13 мая 1977 года 12 мая 1979 года предоставлен военный билет ВХ № 240983, выданный 13 февраля 1986 года Мценским объединенным горвоенкоматом Орловской области на имя Маркарян А.И..

Из данного документа видно, что Маркарян А.И. в период с 13 мая 1977 года по 12 мая 1979 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР, с мая по ноябрь 1977 года в качестве курсанта, а с ноября 1977 года по мая 1979 года – сан.инструктором.

Из представленных копий фотографий усматривается, что Маркарян А.И. служил в рядах Советской Армии и в указанный период оказывал медицинскую помощь военнослужащим по призыву.

Бесспорных доказательств, опровергающих установленные судом факты, ответчиком не представлено, а судом не добыто.

При таких обстоятельствах, с учетом требований вышеуказанных норм закона и установленных по делу фактов, суд приходит к выводу, что период службы в Вооруженных Силах с 13 мая 1977 года по 12 мая 1979 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Поскольку ответчиком в льготный стаж засчитан период работы в количестве 28 лет 01 дня, то с учетом включенного судом периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, стаж работы истца, в связи с осуществлением медицинской деятельности на день обращения в УПФ РФ, составит более 30 лет.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено, что с заявлением о назначение досрочной пенсии по старости Маркарян А.И. обратился в ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району 24 ноября 2010 года, однако на указанную дату истец не выработал 30- ти летний стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости. Следовательно, право на пенсию возникнет не с момента обращения в Пенсионный Фонд, а с даты возникновения права на пенсию, то есть с 28 ноября 2010 года.

В связи с чем, ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району обязано назначить и выплатить Маркарян А.И. пенсию с даты ее возникновения, то есть с 28 ноября 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Маркарян А.И. к ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району СК о включении периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости- удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края № 11 от 24.02.2011 года об отказе в установлении пенсии Маркарян А.И. в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Включить Маркарян А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 13.05.1977 г. по 12.05.1979 г.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края назначить Маркарян А.И. досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровью населения с 28 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья                             Брянцева Н.В.