Дело №2-1747/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2011 года г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Брянцевой Н.В.,

при секретаре Руденко Э.В.,

с участием заявителя Амиян А.А., его представителя Конькова А.Ф., действующего на основании ордера, представителя органа, чьи действия обжалуются МВД РФ по СК Макровского А.Ф., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Амиян А.А. о признании незаконным отказа в постановке на учет транспортного средства,

                УСТАНОВИЛ:

Амиян А.А. обратился суд с заявлением к Министерству Внутренних Дел РФ и ГУ МВД России по СК об оспаривании решения должностного лица – руководителя МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске, выразившегося в отказе в постановке на учет принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства – марки , года выпуска, возложении обязанности на МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске поставить на учет автомобиль и выдать взамен утраченного в ходе проверок правоохранительными органами паспорт транспортного средства, а также возложить обязанность на МВД РФ отменить ограничение, внесенные Кимрским ОВД Тверской области в автоматизированную базу в 2008 году на основании представления Кимрской прокуратуры.

В судебном заседании заявитель Амиян А.А. заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе, просил их удовлетворить в полном объеме. В обоснование заявленных требований пояснил, что 02 декабря 2008 года он купил у ЗАО МКБ «Москомприватбанк» автомобиль , года выпуска, идентификационный номер (, № двигателя , № кузова , цвет темно-синий. Однако, при постановке на учет в Лермонтовском отделе РЭО ГИБДД выяснилось, что в автоматизированной системе МВД имеются ограничения, в связи с чем работниками отдела у него был изъят паспорт транспортного средства. Впоследствии в ходе переписки с правоохранительными органами ему стало известно, что приобретенное им транспортное средство в 1994 году незаконно ввезено на территорию РФ, в связи с чем в 1998 году Кимрской прокуратурой возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в 2001 году. При этом в 2008 году Кирмская прокуратура направляет в РЭО ГИБДД г.Кимры представление с требованием аннулировать регистрацию незаконно зарегистрированных транспортных средств, в том числе и автомашины истца. На соглашаясь с решениями органов государственной власти в 2009 году он обращается в Георгиевский городской суд с заявлением об обжаловании действий МВД РФ, ГУВД по СК и УВД по Тверской области, в котором просит признать действия должностных лиц, внесшими в компьютерную систему МВД ограничения незаконным. Однако решением от 07 декабря 2009 года, оставленным без изменения кассационной инстанцией в его требованиях было отказано.

В настоящее время законодательство, регламентирующее порядок постановки и снятия с учета транспортных средств изменилось. В Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» внесены Приказом МВД РФ № 28 от 20.01.2011 года изменения в п.51, который предусматривает возможность на основании решения суда восстановления регистрационного учета на транспортное средство, ранее регистрация, которого была прекращена либо аннулирована.

В связи с чем, он повторно обратился в августе 2011 года в МРЭО ГИБДД с заявлением о постановке на регистрационный учет транспортного средства, однако ему было в этом отказано со ссылкой на п. 3 Правил регистрации транспортных средств.

С заявлением о восстановлении регистрационной записи на транспортное средство в отделения ГУВД по СК либо УВД по Тверской области, в МВД РФ о снятии ограничения он не обращался. Считает, что в этом нет необходимости.

Представитель Амиян А.А. – адвокат Коньков А.Ф., действующий на основании ордера, заявленные требования Амиян А.А. поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме, в дополнение пояснил, что изменения, внесенные Приказом МВД № 28 от 20 января 2011 года в Приказ МВД от 24 ноября 2008 года № 1001 позволяют собственнику транспортного средства через суд восстановить регистрацию автомобиля, в том числе, по тем основаниям, что машина находится на территории РФ более 5 лет и согласно нормативно-правовых документов МВД ограничение должно быть снято за истечением срока давности.

Представитель ГУ МВД России по СК Макровский А.Ф., действующий на основании доверенности, в удовлетворении требования Амиян А.А. о признании незаконными действий должностных лиц МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске, отказавшим в постановке на учет транспортного средства, возложении обязанности устранить допущенное нарушение и выдачи нового ПТС взамен утерянного, просил отказать. При разрешении требования о возложении на МВД РФ обязанности отменить имеющееся в автоматизированной системе ограничение, полагался на усмотрение суда. В дополнение пояснил, что до тех пор, пока в автоматизированном системе будет иметься ограничение, работники МРЭО ГИБДД г.Георгиевска не смогут провести какие-либо действия по постановке на учет автомобиля Амиян А.А. по тем причинам, что им это не позволит сделать компьютерная программа, так как ограничение может быть снято тем органом или должностным лицом, которое его внесло в программу. У специалистов отдела нет доступа к снятию ограничений в отношении спорного транспортного средства. Данное ограничение может быть снято либо УВД Тверской области, либо центральным информационным центром. Считаю, что действия должностных лиц МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске являются законными и правомерными, так как в соответствии с п.3 Приказа МВД РФ транспортное средство, на которое имеется ограничение, не может быть поставлено на учет. В связи с внесением в январе 2011 года изменений в Приказ № 1001 в автоматизированной базе появилось действие «восстановление регистрационной записи».

Представитель МВД РФ, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении не направлял.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ по имеющимся в деле письменным доказательствам.

Суд, выслушав заявителя, представителя органа, чьи действия обжалуются, исследовав материалы дела, считает, что заявление Амиян А.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Амиян А.А. приобрел у ООО МКБ «Москомприватбанк» по договору купли-продажи от 02 декабря 2008 года автомобиль , года выпуска, идентификационный номер , № двигателя , № кузова , цвет темно-синий.

30 августа 2011 года Амиян А.А. обратился в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК г.Георгиевска с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему на праве собственности автомобиля , года выпуска.

В этот же день 30 августа 2011 года МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК г.Георгиевска отказало Амиян А.А. в совершении регистрационного действия - постановки на учет транспортного средства со ссылкой на п. 3 Правил о регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ № 1001 от 24 ноября 2008 года (с изменениями Приказа МВД № 28 от 20.01.2011 года), так как автомобиль находится под ограничением в связи с аннулированием регистрации в Тверской области.

Рассматривая отказ в постановке на учет транспортного средства, суд приходит к следующему.

Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации гласит о том, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установил основания для регистрации транспортных средств, ввел регистрацию транспортных средств в качестве обязательного условия допуска их к дорожному движению.

В силу п. 3 ст.15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортного средства и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" поручило Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.

Для реализации требований Приказом МВД РФ от 27.01.2003 года «О порядке регистрации транспортных средств» введены в действие правила регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Данный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 16.01.2009).

Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

В Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г. содержится запрет на проведение регистрационных действий с транспортными средствами при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) (пункты 3,51).

Из материалов гражданского дела видно, что 02 апреля 1997 г. Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области возбуждено уголовное дело № 187015 по ч.ч. 2,3 ст. 327 УК РФ (в редакции от 13.06.1996 г.) по фактам предоставления в РЭГ ГАИ ОВД Кимрского района поддельных таможенных документов, по которым на учет ставились автомобили иностранного производства.

Материалами уголовного дела установлено, что автотранспортные средства импортного производства были поставлены должностным лицом РЭП ОГИБДД ОВД Кимрского района на регистрационный учет с нарушением порядка, регламентированного постановлением Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и «Порядка регистрации транспортных средств», утвержденного приказом МВД РФ, действовавшим на момент совершения регистрационных действий, а именно – транспортные средства были поставлены на учет на основании документов с заведомо ложными сведениями о владельцах автомашин.

В связи с выявленными нарушениями Кимрская прокуратура направила в УГИБДД УД по Тверской области представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок регистрации транспортных средств с требованием аннулировать регистрацию незаконно зарегистрированных транспортных средств, в том числе и автомашины , .

Данное представление направлено в РЭГ ОГИБДД ОВД по Кимрскому району для производства аннулирования.

25 февраля 2008 года на основании представления Кимрской прокуратуры РЭГ ОГИБДД ОВД по Кимрскому району произведено снятие с регистрационного учета автомобиля , .

После аннулирования регистрации автотранспорта, в соответствии с приказом МВД № 220 и указания ДОБДД № 13/9-103 от 07.06.2007 г., сведения об аннулировании внесены в федеральную информационную базу (ФИС) «Ограничение».

При наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства (пункт 3 Правил регистрации транспортных средств).

Исходя из изложенного, суд считает, что МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК г.Георгиевска правомерно отказало Амиян А.А. в совершении регистрационного действия - постановки на учет транспортного средства со ссылкой на п. 3 Правил о регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ № 1001 от 24 ноября 2008 года (с изменениями Приказа МВД № 28 от 20.01.2011 года), поскольку автомобиль находится под ограничением в связи с аннулированием регистрации в Тверской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК г.Георгиевска об отказе в постановке на учет транспортного средства при наличии в автоматизированной системе ограничения является законным и соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении указанного требования заявителя следует отказать.

Поскольку в признании незаконным отказа МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК г.Георгиевска в постановке на учет транспортного средства судом отказано, то в требовании о возложении обязанности на МОГТО и РАМТС ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю (г. Георгиевск) зарегистрировать транспортное средство и выдать ПТС на имя заявителя следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 49 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, новые документы взамен утраченных или непригодных для пользования регистрационных документов, паспортов транспортных средств выдаются регистрационными подразделениями только на зарегистрированные в Госавтоинспекции транспортные средства.

При этом в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" новых паспортов транспортных средств делается запись о сериях, номерах, датах выдачи утраченных или непригодных для пользования паспортов с указанием выдавших их организаций-изготовителей, или регистрационных подразделений, или таможенных органов Российской Федерации, которая заверяется подписью должностного лица и печатью регистрационного подразделения.

Таким образом, в силу прямого указания закона паспорт транспортного средства может быть выдан только на зарегистрированный в Госавтоинспекции автомобиль.

Судом установлено, что регистрация автомашины Амиян А.А. аннулирована, следовательно, не имеется правовых оснований для возложения на регистрационное подразделение Госавтоинспекции обязанности по выдаче заявителю ПТС.

Само по себе право собственности на автотранспортное средство не порождает обязанность орган ГИБДД допустить Пежо-806 к участию в дорожном движении, зарегистрировать его и выдать ПТС.

Ссылка Амиян А.А. на правовые нормы, предусматривающие защиту права частной собственности, является несостоятельной, ввиду того, что право собственности на его автомобиль не оспаривается, спора о праве нет.

Суд также не соглашается с доводами Амиян А.А. о том, что регистрация транспортного средств, которая была аннулирована, может быть восстановлена по решению суда на основании п.51 Правил.

Действительно приказом МВД РФ № 28 от 20.01.2011 года внесены изменения в п.51 Правил регистрации транспортных средств, утвержденных Приказом МВД № 1001 от 24.11.2008 года.

Пункт 51 Правил изложен в следующей редакции: Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

    Исходя из смысла данного пункта Приказа, регистрация транспортного средства подлежит восстановлению только в случае неправомерного, незаконного прекращения (аннулирования) регистрации. При этом, обязанность по восстановлению записи о регистрации возложена именно на орган, осуществивший регистрационное действие по прекращению (аннулированию) записи, в рассматриваемом случае это - РЭГ ОГИБДД ОВД по Кимрскому району.

    Из материалов гражданского дела не усматривается, что аннулирование регистрации транспортного средства была проведена незаконно должностными лицами РЭГ ОГИБДД ОВД по Кимрскому району, так и то, что отпали основания, послужившие основанием для аннулирования.

    Так, решением Георгиевского городского суда от 09 декабря 2010 года, оставленным без изменения кассационным определением от 11 мая 2010 года в удовлетворении требований Амиян А.А. о признании действий должностных лиц, внесшим в компьютерную систему МВД ограничения незаконными, отказано.

Более того, как установлено судом, Амиян А.А. с заявлением о восстановлении записи о регистрации в РЭГ ОГИБДД ОВД по Кимрскому району как это предписано п.51 Правил не обращался, и отказ в совершении указанного регистрационного действия не получал и не обжаловал его.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Амиян А.А. о признании незаконным отказа руководителя МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске в постановке на учет принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства – марки , года выпуска, возложении обязанности на МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске поставить на учет автомобиль и выдать взамен утраченного в ходе проверок правоохранительными органами ПТС, а также возложении обязанности на МВД РФ отменить ограничения на данный автомобиль, наложенные Кимрским ОВД Тверской области в 2008 году на основании представления Кимрской прокуратуры следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст.ст. 257, 258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Амиян А.А. о признании незаконным отказа руководителя МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске в постановке на учет принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства – марки , года выпуска, возложении обязанности на МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по СК в г.Георгиевске поставить на учет автомобиль и выдать взамен утраченного в ходе проверок правоохранительными органами ПТС, а также возложении обязанности на МВД РФ отменить ограничения на данный автомобиль, наложенные Кимрским ОВД Тверской области в 2008 году на основании представления Кимрской прокуратуры – отказать.

Мотивированное решение суда изготовлено 01 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд Ставропольского края в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Брянцева