Дело № 2-1748/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2011 года г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Брянцевой Н.В.,

при секретаре - Руденко Э.В.,

с участием представителей заявителя Бобряшова И.А. – Ребикова А.Г., Коваленко В.П., действующих на основании доверенности, представителя органа, чьи действия обжалуются, - администрации города Георгиевска Хейло В.Ф., действующего на основании доверенности, представителей Управления труда и социальной защиты населения администрации города Георгиевска Ушаковой Н.В., Носенко Н.В., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бобряшова И.А. об оспаривании действий администрации города Георгиевска по отказу в восстановлении на учете нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем восстановления в списках под ,

УСТАНОВИЛ:

Бобряшов И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Георгиевска, выразившихся в отказе восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготному списку как ветерана ВОВ под и возложении на администрацию г.Георгиевска обязанности устранить допущенное нарушение путем восстановления его в списке под .

Бобряшов И.А. заявленные требования мотивировал тем, что он является ветераном ВОВ, поэтому 02 февраля 2010 года был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по общему списку под , а по льготному под . Однако, протоколом общественной жилищной комиссии № 11 от 13.05.2010 года, утвержденного постановлением главы города Георгиевска № 823 от 25 мая 2010 года, он был снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Снимая с жилищного учета Бобряшова И.А., жилищная комиссия сослалась на то, что у супруги заявителя имеется в собственности 1/2 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а в собственности самого ветерана ВОВ - Бобряшова И.А. находятся 2/3 доли трехкомнатной <адрес> в <адрес>.

Не соглашаясь с отказом администрации города Георгиевска, Бобряшов И.А. обратился в администрацию г.Георгиевска с заявлением о восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако, ответом от 30 июня 2011 года за исходящим номером № 374/01-08 ему было отказано. Считает отказ администрации незаконным, поскольку в настоящее время единственным собственником жилого дома в с. Краснокумском является Коваленко В.В., а квартира в которой ему принадлежит 2/3 доли является коммунальной.

Бобряшов И.А., будучи надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении либо о рассмотрении в его отсутствие не заявлял.

Представители Бобряшова И.А., действующие по доверенности Ребиков А.Г. и Коваленко В.П. в судебном заседании считали требования Бобряшова И.А обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель администрации города Георгиевска, действующий по доверенности Хейло В.Ф., в удовлетворении заявления Бобряшова И.А. возражал, просил в иске отказать и в обоснование возражений суду пояснил, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 16 января 2010 года Бобряшов И.А. был принят на учет как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий по категории ветераны ВОВ. Однако, после того, как были истребованы дополнительные документы Бобряшов И.А. был снят с учета ввиду того, что у него имеется в собственности 2/3 доли <адрес>, общей площадью 65 кв.м. Кроме того, в собственности его супруги Коваленко В.П. также находится 1/2 доля жилого дома в <адрес>, общей площадью 181,3 кв.м. Исходя из чего, Бобряшов И.А. обеспечен жильем свыше установленной в г.Георгиевске учетной нормы, которая составляет на 1 человека 12 кв.м. При этом, представитель администрации Хейло В.Ф. не смог пояснить по каким причинам Бобряшов И.А. в январе 2010 года был поставлен на учет. Допускает, что специалистами была допущена ошибка, которую они в мае 2010 года исправили, сняв участника ВОВ с учета.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения СК в судебное заседание не явился, но представил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Лица, участвующие в деле не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя, в связи с чем его явка признана судом не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для рассмотрения дела по существу.

В представленных суду возражениях относительно заявленных требований Бобряшова И.А. МТ СЗН СК исковые требования не признали и указали, что в соответствии со ст.52 и ст.56 ЖК РФ вопрос о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также принятии решений о снятии с учета входит в компетенцию органа местного самоуправления по месту жительства заявителя. 25 мая 2010 года на основании постановления администрации г.Георгиевска Бобряшов И.А. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что администрацией г.Георгиевска было установлено, что в собственности Бобряшова И.А. находится 2/3 доли трехкомнатной квартиры, общей площадью 65,0 кв.м (зарегистрировано 2 человека, участник ВОВ и его супруга – Коваленко В.П.) и у Коваленко В.П. – 1/2 доля жилого дома, общей площадью 181,3 кв.м. Как видно, из представленных документов Коваленко В.П. 27 июля 2010 года передала на основании договора дарения 1/2 долю жилого дома Коваленко В.В. Однако, с учетом того, что Бобряшов И.А. является собственником 2/3 долей, он считается обеспеченным жилым помещением более учетной нормы. Кроме того, жилье не признано не пригодным для проживания, в квартире проживает одна семья (Бобряшов И.А. и его супруга Коваленко В.П.). Соответственно действия администрации города Георгиевска, выразившиеся в снятии заявителя с учета граждан, нуждающихся в обеспечении жилья, не нарушили его право и строго соответствуют действующему законодательству, так как Бобряшов А.И. ни по одному пункту не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. На основании вышеизложенного, считают исковые требования Бобряшова И.А. незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель Министерства архитектуры и градостроительства СК, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился, однако ходатайствовал о слушании дела в его отсутствие с учетом предоставленных письменных возражений, в котором указал, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 13 мая 2010 года о снятии с жилищного учета Бобряшова И.А. считает принятым в соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, Бобряшов И.А. узнал о снятии его с учета в июне 2010 года, то есть в суд обратился после истечения трехмесячного срока, установленного ст.256 ГПК РФ. Учитывая изложенное, пропуск трехмесячного срока может являться основанием для отказа в требованиях Бобряшова И.А.

Представители Управления труда и социальной защиты населения г.Георгиевска Ушакова Н.В и Носенко Н.В. при разрешении заявления Бобряшова И.А. полагались на усмотрение суда, при этом дополнительно пояснили, что Бобряшов И.А. состоит на учете в Управлении труда и социальной защиты населения г.Георгиевска как инвалид ВОВ и имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». Признание гражданина нуждающимся в обеспечении жильем в компетенцию управления не входит.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, письменные отзывы и представленные сторонами доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из дела видно, что Бобряшов И.А. является собственником 2/3 долей в праве долевой собственности на коммунальную <адрес> в <адрес>. Другая 1/3 доля принадлежит постореннему лицу, не члену семьи Бобряшова И.А. В жилом помещении зарегистрированы и проживают истец и его супруга – Коваленко В.П.

По делу также установлено, что Бобряшов И.А. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно.

16 января 2010 года Бобряшов И.А. решением общественной комиссии по жилищным вопросам, утвержденным постановлением администрации города Георгиевска № 43 от 27 января 2010 года принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по общему списку под , по льготному под по категории ветеран ВОВ.

Однако, 13.05.2010 года решением той же комиссии, утвержденной постановлением главы города Георгиевска № 823 от 25 мая 2010 года снят с учета на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Основанием к отказу послужило наличие у супруги заявителя в собственности 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также в собственности самого ветерана ВОВ - Бобряшова И.А. - 2/3 долей трехкомнатной <адрес> в <адрес>.

14 июня 2011 года Бобряшов И.А. обращается в администрацию г.Георгиевска с заявлением о восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ.

Однако, орган местного самоуправления в лице администрации города Георгиевска ответом от 30 июня 2010 года за исходящим номером 374/01-08 отказывает Бобряшову И.А. в восстановлении на учете по мотиву того, что для постановки на учет учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 12 кв. м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах, уровень обеспеченности общей площадью для истца превышает учетную норму.

Не соглашаясь с отказом администрация, Бобряшов И.А. обращается в суд с заявлением о признании действий администрации г.Георгиевска, выразившихся в отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ, незаконными, и устранении допущенного нарушения путем восстановления его на учете за .

Представители заявителя Ребиков А.Г. и Коваленко В.П. в обоснование заявленных требований суду пояснили, что Бобряшов И.А. проживает в коммунальной квартире, в которой кроме него 1/3 доля принадлежит постороннему ему лицу. Кроме того, кухня, ванна, туалет, коридор находятся в общем пользовании всех жильцов коммунальной квартиры, в связи с чем он как человек, достигший 92-х летнего возраста от этого испытывает определенные неудобства. Второй собственник квартиры периодически сдает в наем комнату студентам или на сутки временным квартирантам. Нахождение в квартире посторонних ему людей создает невыносимые условия для проживания. Президентом РФ принят указ, которым должны быть улучшены жилищные условия ветеранов ВОВ 1941-1945 годов. Однако, администрация отказывает, ссылаясь на надуманные основания.

Суд, рассматривая отказ администрации города г.Георгиевска в восстановлении Бобряшова И.А. на учете нуждающимся в улучшении жилищных условий, приходит к следующему.

Пунктом 1 Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев.

Согласно части 2 данной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан (малоимущие либо относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст. 51 ЖК РФ.

В силу пункта 2 части 1 названной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 2 этой же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Думы города Георгиевска от 19 декабря 2006 года № 598-57 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в г.Георгиевске, составляющая 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящегося на одного гражданина.

Действительно, судом установлено, что Бобряшову И.А. принадлежит 2/3 доли в коммунальной квартире, общей площадью 65,0 кв.м.

Следовательно, исходя из общей площади жилого помещения и количества лиц, проживающих в квартире, Бобряшов И.А. обеспечен жильем свыше учетной нормы.

Между тем, из материалов гражданского дела видно, что Бобряшов И.А. проживает и зарегистрирован с 3 декабря 1969 года в <адрес>, статус которой определен как коммунальная.

Факт того, что квартира является коммунальной, подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Долю в коммунальной квартире он приобрел на основании договора о приватизации от 23 июня 1994 года совместно со своей супругой Бобряшовой В.И. по 1/3 доли каждый.

Другая 1/3 доля коммунальной квартиры принадлежала в равных долях супругам Кашиным.

09 декабря 1999 года супруга Бобряшова И.А. умирает, и он вступает в права наследования на долю принадлежащую жене, в связи с чем становится собственником 2/3 долей коммунальной квартиры.

Кашины впоследствии продали 1/3 долю коммунальной квартиры Коваленко В.В.

Из изложенного следует, что квартира с 1994 года является коммунальной и была приватизирована двумя семьями. Договором приватизации определен порядок пользования коммунальной квартирой, в пользование Бобряшовых передано две комнаты, Кашиным – одна, кухня, санузел и прихожая относятся к местам общего пользования. Сложившийся порядок пользования существует до настоящего времени.

Таким образом, участник и инвалид ВОВ – Бобряшов И.А. проживает в коммунальной квартире с 1969 года, которой пользуются две семьи, второй собственник – Коваленко В.В. членом его семьи не является. Другого отдельного благоустроенного жилья ни на праве собственности, ни на праве найма Бобряшов И.А. не имеет. Проживание Бобряшова И.А. в коммунальной квартире совместно с посторонними ему людьми сопряжено с неудобствами в пользовании общим имуществом.

В свою очередь основанием обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Из смысла Указа следует, что данный нормативный документ принят в целях обеспечения жильем лиц из числа участников ВОВ 1941-1945 года, уровень жилищных условий, которых необходимо повысить.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом ветеранов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий.

То обстоятельство, что <адрес> является коммунальной и в пользовании Бобряшова И.А. находится только часть жилых помещений, а коридор, санузел, кухня в общем пользовании свидетельствует о необходимости улучшения жилищных условий участника ВОВ путем приобретения за счет государственной субсидии отдельного благоустроенного жилья.

С учетом установленных обстоятельств дела, и законодательства регулирующего спорные правоотношения, суд считает, что Бобряшов И.А. нуждается в улучшении своих жилищных условий, в связи с чем имеет право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на основании Федерального Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", поскольку проживает в коммунальной квартире, а Указ Президента принят именно в целях повышения уровня жилищных условий участников ВОВ.

Учитывая заслуги Бобряшова И.А. перед Отечеством, тот факт, что он является инвалидом ВОВ, находится в преклонном возрасте, не имеет отдельного благоустроенного жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма, проживает в настоящее время в коммунальной квартире, суд приходит к выводу о незаконности отказа администрации города Георгиевска в восстановлении заявителя в очереди на улучшении жилищных условий, то есть в предоставлении ему мер социальной поддержки со стороны государства.

Тот факт, что в собственности второй супруги Бобряшова И.А. – Коваленко В.П. находился жилой дом (1/2 доля) в с.Краснокумском не имеет существенного значения для разрешения настоящего спора, поскольку он был построен до брака с заявителем и на него он никаких прав не имеет.

Доводы Министерства архитектуры и градостроительства СК о том, что Бобряшовым И.А. пропущен срок исковой давности обжалования решения о снятии его с учета, не может быть принят судом во внимание, поскольку заявитель обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа администрации города Георгиевска о восстановлении его на учете от 30 июня 2011 года, а не решения от 13 мая 2010 года.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако, может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В силу ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В целях восстановления нарушенного права Бобряшова И.А. на получение от государства меры социальной поддержки, суд считает необходимым выйти за рамки заявленных требований и признать п.13 решения жилищной комиссии от 13 мая 2010 года № 11, утвержденного постановлением главы администрации города Георгиевска от 25 мая 2010 года № 823 о снятии Бобряшова И.А. с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий - незаконным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Бобряшова И.А. об оспаривании действий администрации города Георгиевска по отказу в восстановлении на учете нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем восстановления в списках под – удовлетворить.

Признать отказ администрации города Георгиевска в восстановлении Бобряшова И.А. на учете в качестве нуждающегося в получении жилья как инвалида ВОВ, изложенным в ответе от 30 июня 2011 года за № 374/01-08, незаконным.

Признать п.13 решения жилищной комиссии от 13 мая 2010 года № 11, утвержденного постановлением главы администрации города Георгиевска от 25 мая 2010 года № 823 - незаконным.

Возложить обязанность на администрацию города Георгиевска восстановить Бобряшова И.А. как инвалида ВОВ на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий под .

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья