Дело №2-1589/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Георгиевск                               «08» ноября 2011 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,

с участием истца Чкалова А.Н., его представителя Яшкова И.А. на основании доверенности,

представителя ответчика – Управления труда и социальной защиты населения Администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края Воробьевой Н.С. на основании доверенности,

при секретаре Авакяне А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Чкалова А.Н. к Управлению труда и социальной защиты населения Администрации Георгиевского муниципального района о взыскании за счет средств федерального бюджета ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в размере рублей начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей индексацией в установленном законом порядке,

У С Т А Н О В И Л:    

Чкалов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского муниципального района о взыскании за счет средств федерального бюджета ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в размере рублей начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В судебном заседании истец Чкалов А.Н. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель истца – Яшков И.А., действующий на основании доверенности, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, считая их законными и обоснованными, пояснил в обоснование иска, что Чкалов А.Н. является инвалидом группы пострадавшим вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Инвалидность группы бессрочно подтверждается заключением МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ.

Первоначально ответчику для расчета и начисления возмещения вреда Чкалов А.Н. предоставил справку о заработке, полученном за период до установления ему инвалидности, так как не имел возможности получить справку о зарплате за период до получения профзаболевания, кроме того, ему не были разъяснены права, закрепленные в ст.14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, о праве выбора периода получения заработка для исчисления сумм возмещения вреда. От расчета возмещения вреда исходя из заработка, получаемого до увечья, он никогда не отказывался.

В ДД.ММ.ГГГГ году Чкалов А.Н. письменно обратился в УТСЗН администрации Георгиевского муниципального района за перерасчетом ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью по наиболее для него благоприятному варианту, исходя из средней заработной платы до получения повреждения здоровья, но получил отказ.

Он считает данный отказ в перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью незаконным. В ст.14 вышеуказанных Правил был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору инвалида средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) и профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей заболевание. Как указывает Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дела, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в п. 10 право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду и при разрешении спора суд не вправе по требованию ответчика, либо по своей инициативе вопреки воле инвалида исчислить средний месячный заработок за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности.

Истец считает, что согласно положению п.3 ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

Указал, что как видно из справки средний заработок за период до получения увечья (дата, определяемая последним днем работы на ЧАЭС) с октября 1985 года по сентябрь 1986 года включительно составил 3105,88 рублей, с учетом выплаты за участие в ликвидации аварии на ЧАЭС.

Согласно вышеназванным нормам закона истец имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью исходя из этого заработка, так как Чкалов А.Н. не реализовал свое право выбрать период для исчисления среднемесячного заработка. Федеральным законом от 07 июля 2003 года №118-ФЗ внесены изменения в пункт 9 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которым установлен перечень случаев, когда производится перерасчет назначенной ежемесячной страховой выплаты. Указанные изменения, внесенные Федеральным законом от 07 июля 2003 года №118-ФЗ, обратной силы не имеют и применяются к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу - с 10 июля 2003 года, т.е. при назначении страховых выплат после вступления в силу Федерального закона от 07 июля 2003 года №118-ФЗ.

Истец также считает, что при осовременивании среднемесячного заработка, для исчисления сумм возмещения вреда, ответчиком к среднемесячному заработку в нарушение закона не были применены пенсионные коэффициенты 6 . Кроме того, при индексации сумм возмещения вреда до ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен был проиндексировать суммы возмещения вреда с использованием коэффициентов увеличения минимального размера труда: с . Поэтому возмещение вреда было назначено в неполном объеме. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст.2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ответчик должен был произвести индексацию сумм возмещения вреда, выплачиваемых ему с применением коэффициентов инфляции, установленных ФЗ «О федеральном бюджете на соответствующий год»: с

Пенсионные коэффициенты ( должны были быть применены по следующим основаниям. В соответствии с п.25 ст.14 Базового Закона в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, размер возмещения вреда на ДД.ММ.ГГГГ определялся по действующим на тот момент Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». Средний заработок потерпевшего работника до трудового увечья, подсчитанный в соответствии с этими Правилами, увеличивается на соответствующий повышающий коэффициент года согласно абзацу 1 п.2 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с дополнениями, утвержденными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей»). Для 1985 года и 1986 года это - 7 и 6,7 соответственно. Эта сумма заработка в зависимости от даты причинения вреда увеличивается в 6 или 3 раза согласно абзацу 2 п. 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ. Если требование о возмещении вреда предъявлено впервые после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. даты вступления в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ, то подсчитанная указанным путем сумма заработка индексируется, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до дня назначения возмещения вреда с применением индексов увеличения минимальных размеров пенсий (ч.3 ст.11 Правил).

Правомерность предъявленных исковых требований об индексации возмещения вреда в порядке МРОТ с применением коэффициентов 1,581, 1,515 подтверждается следующим. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ №1244-1 суммы возмещения вреда вследствие Чернобыльской катастрофы подлежали защите от инфляции в полном объеме, в частности, на основе увеличения минимального размера оплаты труда. Об этом свидетельствуют положения ч.2 ст.11 Правил возмещения работодателями причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №4214-1; п. 11 ст.12 ФЗ РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, в соответствии с которыми суммы возмещения вреда индексируются в порядке, предусмотренном ст.3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ исходя из минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 этого закона, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ исходя из 132 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 200 рублей.

Правомерность индексации сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в порядке МРОТ подтверждается положениями ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ; Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.5). В результате несоблюдения ответчиком норм закона по применению вышеназванных коэффициентов и разъяснению всех прав инвалида ему выплачивалась ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью в меньшем размере, чем предусматривалось действовавшим законодательством. Ежемесячная денежная выплата в счет возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ составит рублей.

Конституция РФ устанавливает право на судебное обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Статья 46 (часть 1) Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции РФ право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Поскольку права истца были нарушены, то суд, установив данный факт, должен произвести перерасчет выплат сумм возмещения вреда здоровью и установить их в следующем размере:

Истец считает, что в отношении него должны были быть применены коэффициенты роста прожиточного минимума - за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Поэтому в настоящее время истец считает, что действующий ГПК позволяет обратиться в суд исходя из вышеуказанных индексов роста величины прожиточного минимума.

Согласно пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года №7: «В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года (за 2001 год), то есть с января 2002 года. Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта РФ на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте РФ, либо от федерального органа исполнительной власти».

Исходя из смысла пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года № 7, суд вправе использовать только коэффициенты прожиточного минимума, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, которая подтверждает рост прожиточного минимума за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент . Более того, в справке Ставропольстата от ДД.ММ.ГГГГ конкретно указано, что коэффициент роста величины прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ год рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ году, что составляет коэффициент

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года №21-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина»: «…соответственно, часть 1 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 01 декабря 1997 года №18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года».

Если право отдельных групп чернобыльцев на возмещение вреда здоровью из заработка установлено, то истец считает, что будет несправедливо, если ему откажут в расчете сумм возмещения вреда здоровью исходя из заработка за 12 месяцев перед полученной травмой на основании представленных им справок.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 04 октября 2005 года №364-О, в котором выработана правовая позиция, в соответствии с которой чернобылец имеет право сам выбирать более благоприятный вариант расчета сумм возмещения вреда, Чкалов А.Н. считает, что для него более благоприятным будет расчет сумм возмещения вреда здоровью исходя из заработка за месяцев перед полученной травмой.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: «при рассмотрении требований о перерасчете размера назначенных страховщиком ежемесячных страховых выплат следует учитывать, что согласно пункту 9 ст.12 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты. Однако ограничение на перерасчет размера страховых выплат не распространяется на требования, заявленные в связи с допущенными страховщиком нарушениями при исчислении и назначении этих выплат.

В судебном заседании представитель ответчика - УТСЗН администрации Георгиевского муниципального района Воробьева Н.С. возражала против удовлетворения требований Чкалова А.Н. и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, указывая на то, что Чкалов А.Н. состоит на учете в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ года. Как инвалиду группы вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, внесшего изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с ч.1 ст. 2 гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 года была назначена ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, как инвалиду ЧАЭС 3 группы на момент назначения была установлена компенсация в возмещение вреда здоровью в размере рублей.

С 29 мая 2004 года законодателем введен новый порядок индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда: размеры выплат гражданам, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Исходя из определенного на финансовый год уровня инфляции во исполнение нормативных положений Правительством РФ ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914 и от 17 марта 2008 года № 181 и т.д. утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В приложениях № 1 и № 2 к Правилам приведены размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство РФ действовало в полном соответствии со ст.1 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ, частью 3 статьи 5 Закона РФ №1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

В соответствии с действовавшим законодательством Чкалову А.Н. ежемесячно назначалась компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей (как инвалиду группы); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей (т.к. после переосвидетельствования переведен на группу); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере рублей.

Третье лицо - Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края направили суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и возражения на исковые требования Чкалова А.Н. по следующим основаниям.

Вопросы, связанные с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда регулируются нормами ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

До ДД.ММ.ГГГГ пунктом 25 ст. 14 этого Закона было предусмотрено, что вред, причиненный здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещался выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.

После вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ, внесшего изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» осуществляется в фиксированном размере в зависимости от группы инвалидности.

Согласно ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу указанного ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме.

До вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ Чкалову А.Н. выплачивалась сумма в возмещение вреда здоровью в размере рублей. С ДД.ММ.ГГГГ он переведен на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в фиксированном размере руб., по наиболее выгодному для него варианту.

Сведений о заработке, из которого он, согласно исковому заявлению, просит в настоящее время исчислить денежную компенсацию в возмещение вреда, в личном деле Чкалова А.Н. не имеется. Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено исчисление денежных компенсаций в возмещение вреда после ДД.ММ.ГГГГ из заработка по вновь представленным заявителем документам о заработке.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, представленный истцом расчёт, суд находит требования Чкалова А.Н. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Закон РСФСР от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Закон РФ от 18.06.1992 года №3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" были приняты для защиты прав и интересов граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на ЧАЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст.1 Закона) (далее - "первый" Закон).

В Постановлении от 31 мая 1993 года, сохраняющем свою силу согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.12.2003 года № 468, Конституционный Суд РФ указал, что введение индексации вызвано необходимостью защиты собственности граждан, охраны прав и свобод человека и гражданина, права каждого гражданина быть собственником. Неприменение же индексации (непринятие мер для ее реализации) органами государственной власти влечет нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации.

Отношения, возникшие (связанные) с чернобыльской катастрофой, регулируются указанным Законом и другим законодательством, ему не противоречащим и создаваемым в соответствии с ним (ст.2).

Статьей 5 "первого" Закона было установлено, что все денежные компенсации, установленные данным Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов, если не оговорено иное, т.е. слова: "не оговорено иное" относятся к порядку индексации (какой механизм применять и т.п.), но незыблемо положение - подлежат защите в полном размере.

Федеральным Законом от 24.11.1995 года №179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" ("базовый" Закон) была введена новая форма "чернобыльской" льготы - возмещение вреда здоровью, которое осуществлялось выплатой денежных сумм в размере заработка (или его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Буквальное толкование данной нормы указывает, что в порядке "трудового" законодательства определяется заработок, а не денежная выплата по возмещению вреда здоровью, то есть сумма возмещения вреда здоровью (далее ВВЗ) - есть определенная денежная выплата, равная размеру заработка (или его части), который определяется на основе "трудового порядка".

Вышеуказанный "трудовой порядок" был установлен Правилами возмещения работодателем вреда, причиненного работником увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года № 4214-1.

В п.2 данного Постановления указано, что в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне минимальной оплаты труда установить, что заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается:.. .(и далее установлены коэффициенты увеличения в зависимости от года назначения возмещения вреда).

В статье 11 Правил возмещения вреда, именуемой "Повышение сумм возмещения вреда в связи с ростом стоимости жизни и увеличением минимального размера оплаты труда", установлено, что суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке (ч.1); при повышении МРОТ в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению МРОТ (ч.2); при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3, введена Федеральным законом от 24.11.1995 года № 180-ФЗ).

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 25-ФЗ (вступил в силу 15.02.2001    года) были внесены изменения в "базовый" закон, в частности, в статью 5 и статью 14.

Согласно внесенным изменениям все "чернобыльские" выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст.1 Закона), а денежная выплата по ВВЗ ежегодному повышению пропорционально росту величины прожиточного минимума (далее ПМ) в целом по РФ (часть 3 ст. 2 Закона).

В своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 11-П Конституционный Суд РФ более детально обосновал необходимость применения индексации.

В силу статьи 71 пункт "в" Конституции РФ государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен;.. .законодателю надлежало предусмотреть такой механизм индексации сумм возмещения вреда, который гарантировал бы регулярность и стабильность ее проведения при надлежащем финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни.

Конституционный Суд РФ в решении от ДД.ММ.ГГГГ №11-П указал:

Частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФоб индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе минимального размера оплаты труда.Также в мотивировочной части решения КС РФ указал, что суды общей юрисдикции - исходя из прямого действия Конституции РФ и правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ, - при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти (п.5.4 Постановления).

Таким образом, Конституционный Суд РФ еще раз подтвердил, что право человека на получение сумм возмещения вреда здоровью с учетом индексации является непосредственным, как конституционное право прямого действия (не зависит от наличия или отсутствия законодательного закрепления соответствующего механизма индексации) и должно всегда обеспечиваться судебной защитой.

Выбор способов определения размера иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, и критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах РФ и в целом по РФ, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. Указанным постановлением в качестве критерия индексации был избран рост прожиточного минимума в субъекте РФ вместо применявшегося ранее минимального размера оплаты труда.

Права будут реально восстановлены, если будет произведен соответствующий перерасчет сумм по возмещению вреда здоровью с учетом индексации, позволяющей осуществить полное возмещение вреда по наиболее благоприятному для пострадавшего варианту.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права человека являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Поскольку органы исполнительной власти в добровольном порядке перерасчет выплат по ВВЗ с учетом указанной им индексации не проводят, то нарушенные права Чкалова А.Н. должны быть защищены правосудием, осуществляемым судом (ст. 118 п.1 Конституции РФ). Более того, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется (п. 1 ст. 45 Конституции РФ), в том числе посредством судебной защиты (п. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чкалов А.Н. участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в третьей зоне опасности.

В связи с радиационным воздействием истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности с утратой % профессиональной трудоспособности. Причиной инвалидности признано увечье, полученное в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

Из личного выплатного дела Чкалова А.Н. следует, что по заявлению истца ему с ДД.ММ.ГГГГ органом социальной защиты населения размер суммы возмещения вреда здоровью был определен с учетом процента утраты трудоспособности из 7 МРОТ согласно п.25 ст.14 Закона в размере

С ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью (во изменение первоначально начисленной суммы) была назначена из справки о заработке в <адрес> за период до установления ему инвалидности в размере рублей ( которая после деноминации составила руб.

Согласно справки Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского муниципального района Чкалову А.Н. назначена и выплачивалась ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью в следующих размерах:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Чкалову А.Н. выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере в размере

Согласно ст. 14 п.25 Федерального Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" возмещение вреда здоровью осуществляется выплатой денежной суммы в размере заработка (или его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно разъяснению, данному в Постановлении Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ №10, лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности "увечье связано с аварией на ЧАЭС", выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986г. и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке установленном для лиц, признанных профбольными.

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ №6 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)» лицам, признанными инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии со ст.24 Закона, выполнявшим работы в третьей зоне опасности в 1986 году и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке, установленном для лиц, признанных профбольными.

Данная позиция изложена и в решении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ГСПИ09-799.

В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

В соответствии со ст. 15 Правил среднемесячный заработок за указанный в статье 14 настоящих Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях. Таким образом, Правилами предусмотрено, что периодом, за который определяется среднемесячный заработок, может быть 12 полных месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или прекращению работы, повлекшей профессиональное заболевание.

В соответствии с п.10,11 Постановления Пленума ВС РФ №35 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пункте 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду.

В ДД.ММ.ГГГГ году Чкалов А.Н. обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края с заявлением о перерасчете суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации катастрофы на ЧАЭС, но ему в этом было отказано, что подтверждается письмами Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского муниципального районаот ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Как основание для перерасчета им были представлены справки ПМК № 18, переименованное в АО «Аква Сомрат» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым заработная плата Чкалова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ за предшествующий получению увечья период составляла:

Доказательства работы Чкалова А.Н. непосредственно в третьей зоне опасности на ЧАЭС имеются в материалах дела, и поэтому заработок может быть высчитан за период работы, предшествующий прекращению работы, повлекшей профессиональное заболевание, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ

При определении среднемесячного заработка для исчисления денежной компенсации суд исходит из следующего:

Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплялись положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.

Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до ДД.ММ.ГГГГ либо в периоде с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного постановления Верховного Совета РФ, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.

При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ и до признания утратившими силу указанных Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).

Аналогичная позиция содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ № 7 от ДД.ММ.ГГГГ, № 23 от ДД.ММ.ГГГГ), из п. 13 которого следует, что в соответствии с общим принципом применения судами норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, суммы заработка подлежат увеличению на индексы, предусмотренные постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".

Несмотря на признание постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" утратившим силу, норма о том, что во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до ДД.ММ.ГГГГ либо в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в абз. 1 п. 2 постановления Верховного Совета РФ, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска, продолжала действовать.

Возможность применения повышающих коэффициентов не связана со временем обращения потерпевшего за возмещением вреда. В связи с этим неприменение указанных коэффициентов к лицам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ, ставит их в худшее положение по сравнению с теми, у которых имелась возможность обратиться с такими требованиями до принятия названного Закона, что противоречит смыслу данного Закона и Конституции РФ.

Таким образом, при расчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с требованиями приведенных норм права, следует взять за основу сумму среднего заработка, полученного им за период с октября 1985 года по сентябрь 1986 года, проиндексировать полученную сумму на повышающий коэффициент, соответствующий году начисления заработка, эту сумму заработка увеличить в 6 раз (т.к. увечье получено до ДД.ММ.ГГГГ). Рассчитанная указанным путем сумма заработка подлежала индексации с применением коэффициентов увеличения минимальных размеров пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты назначения истцу ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью. Из полученной с применением указанных коэффициентов суммы заработка надлежало рассчитать размер возмещения вреда с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, который и подлежал в дальнейшем индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Поскольку спорные правоотношения возникли в 1996 году, и инвалидность истца связана с увечьем, полученным при исполнении обязанностей, связанных с аварией на ЧАЭС, при определении размера среднего месячного заработка истца следует взять за основу сумму среднего заработка, полученного им за год до получения им профессионального заболевания, то есть на ДД.ММ.ГГГГ окончания выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проиндексировать полученную сумму на повышающий коэффициент, соответствующий году начисления заработка, и эту сумму увеличить в шесть раз, так как увечье получено до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 8 Разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 83 в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей": для возмещения вреда, определенного в ДД.ММ.ГГГГ

В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, в шесть раз, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - в три раза.

Частью 3 статьи 11 Правил в редакции № 180-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

Коэффициенты увеличения заработка для исчисления пенсий (пенсионные коэффициенты) определены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании следующих нормативных актов: Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 340-1, Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 3697-1 (коэффициент 2,5 с ДД.ММ.ГГГГ), Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4296-1 (коэффициент 1,9 с ДД.ММ.ГГГГ), Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4810-1 (коэффициент 1,9 с ДД.ММ.ГГГГ), Постановление Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5436-1 (коэффициент 1,8 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ (коэффициент 1,3 с ДД.ММ.ГГГГ), Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2121 (коэффициент 1,8 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 30-ФЗ (коэффициент 1,51 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ (коэффициент 1,2 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ (коэффициент 1,27 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ (коэффициент 1,2 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ (коэффициент 1,51 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 160-ФЗ (коэффициент 1,15 с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 55-ФЗ (коэффициент 1,1 с ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, коэффициент для заработка 1985 года на ДД.ММ.ГГГГ составляет: 7 Коэффициент для заработка ДД.ММ.ГГГГ года составляет:

Исходя из изложенного, среднемесячный заработок Чкалова А.Н. на день установления инвалидности ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициентов согласно справок о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № 35 за период получения повреждения здоровья путем следующего расчета составляет:

Общий заработок за ДД.ММ.ГГГГ

Общий заработок за

Среднемесячный заработок

Таким образом, в соответствии с произведенным расчетом среднемесячный проиндексированный заработок Чкалова А.Н. за период

Учитывая, что процент утраты профессиональной трудоспособности Чкалова А.Н., установленный при освидетельствовании учреждением МСЭ -

Согласно части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе был произвести такую индексацию до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», т.е. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132:83,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132).

Индексация суммы ВВЗ с учетом коэффициентов МРОТ, с

С ДД.ММ.ГГГГ истец получает ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме как инвалид III группы в соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ №5 от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым был установлен новый критерий индексации указанных выплат. Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» и от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ в части перехода на новый способ индексации сумм возмещения вреда -пропорционально росту величины прожиточного минимума, были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Также следует учесть, что по смыслу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 11-П суды при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ ориентированы на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

При этом индекс роста величины прожиточного минимума за год должен определяться как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума могла быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов.

Во исполнение вышеназванного Закона приняты постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 847, от ДД.ММ.ГГГГ № 292, от ДД.ММ.ГГГГ № 326, от ДД.ММ.ГГГГ № 163, от ДД.ММ.ГГГГ № 246, от ДД.ММ.ГГГГ № 143, от ДД.ММ.ГГГГ № 171, от ДД.ММ.ГГГГ № 914, от ДД.ММ.ГГГГ № 181, от ДД.ММ.ГГГГ № 655, от ДД.ММ.ГГГГ № 992, от ДД.ММ.ГГГГ № 545, от ДД.ММ.ГГГГ № 1024, от ДД.ММ.ГГГГ №1079, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат, в соответствии с которыми индексация размеров указанных выплат осуществляется с применением следующих коэффициентов: 1,38 - с ДД.ММ.ГГГГ, 1,11 - с ДД.ММ.ГГГГ, 1,09 - с ДД.ММ.ГГГГ, 1,08 - с 1 января 2007 года, 1,105 - с ДД.ММ.ГГГГ, 1, 13 - с ДД.ММ.ГГГГ, 1,1 - с ДД.ММ.ГГГГ, 1,065 – с ДД.ММ.ГГГГ.

За период 2002-2004 годы индексация выплат в возмещение вреда здоровью производится в соответствии с Постановлением КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 11-П по коэффициентам 1,6820; 1,2222; 1,1953 согласно справки Росстата по исчислению индекса роста величины роста прожиточного минимума.

Таким образом, сумма ВВЗ с учетом индекса роста величины прожиточного минимума (далее - ВПМ) за год, с ДД.ММ.ГГГГ

сумма ВВЗ с учетом индекса роста ВПМ за год,

сумма ВВЗ с учетом индекса роста ВПМ за год,

сумма ВВЗ с учетом уровня инфляции, с

сумма ВВЗ с учетом уровня инфляции и изменением процента утраты трудоспособности истца с

сумма ВВЗ с учетом уровня инфляции, с ДД.ММ.ГГГГ на Коэф =

сумма ВВЗ с учетом уровня инфляции, с ДД.ММ.ГГГГ на Коэф=

сумма ВВЗ с учетом уровня инфляции, с ДД.ММ.ГГГГ на Коэф =

сумма ВВЗ с учетом уровня инфляции, с ДД.ММ.ГГГГ на Коэф =

сумма ВВЗ с учетом уровня инфляции, с ДД.ММ.ГГГГ на Коэф =

Итого размер суммы возмещения вреда здоровью Чкалову А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ составляет

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Чкалова А.Н. к Управлению труда и социальной защиты населения Администрации Георгиевского муниципального района о взыскании за счет средств федерального бюджета ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в размере рублей начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с последующей индексацией в установленном законом порядке - удовлетворить.

Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края в пользу Чкалова А.Н. за счет средств федерального бюджета ежемесячную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ в размере рублей бессрочно с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья Георгиевского городского суда                  Т.С.Ивашина