РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Георгиевск 09 февраля 2012 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Брянцевой Н.В.,
при секретаре – Руденко Э.В.,
с участием истца Стеховой Л.Н., представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края Махлычевой Я.Н., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стеховой Л.Н. к ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о включении педагогического стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Стехова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края, в котором просит возложить на ответчика обязанность включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26.08.1992 г. по 06.12.1993 г. и с 07.12.1993 г. по 26.08.1994 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 15.08.2011 г.
В судебном заседании истица поддержала свои требования, просила их удовлетворить и пояснила, что она работает в МБОУ СОШ №№ <адрес> Георгиевского района Ставропольского края с 26.08.1991 г. по настоящее время. 15.08.2011 г. она обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края № 58 от 14.09.2011 г. в установлении пенсии по выслуге лет ей было отказано, в педагогический стаж не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 06.12.1993 г. и с 07.12.1993 г. по 26.08.1994 г. Однако ответчиком при принятии решения об отказе во внимание не было принято то обстоятельство, что в отпуске по уходу за ребенком она находилась с 26.08.1992 г., в то время когда действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС №677 от 22.08.1989 г. «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». П.2 указанного постановления предусматривал, что с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ч.1 ст.18, ч.1 ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы приобретенное на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставленный до 06.10.1992 г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, поскольку до этого времени никаких ограничений по включению этих периодов в стаж для назначения пенсии не зависимо от его вида установлено не было. Поэтому она считает, что период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком с 26.08.1992 г. по 06.12.1993 г. и с 07.12.1993 г. по 26.08.1994 г. ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края незаконно исключило из стажа её работы и необоснованно отказало в назначении пенсии по выслуге лет, поскольку она выработала необходимый стаж для назначения пенсии 25 лет.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края Махлычева Я.Н. возражала против удовлетворения исковых требований Стеховой Л.Н., просила в иске отказать, дополнительно пояснила, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края рассмотрев пакет документов Стеховой Л.Н., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представленных 15.08.2011 года для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №173-ФЗ), приняло решение отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее — Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Правилами № 516, а также № 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста 1,5 лет, поэтому такой период не может быть засчитан в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 01.01.2002 может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 пенсионного законодательства - закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
В целях реализации отдельных норм закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» было принято Разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29
Пунктом 21 Разъяснения определено, что «в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992, т. е. до вступления в силу закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РФ».
Вместе с тем, в соответствии со ст. 167 КзоТ, утвержденного в 1971г., по желанию женщин предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (а не трех лет) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.
В соотв. с абзацем 2 пункта 7 Постановления от 29.11.1989 № 23/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
В то время, как в абзаце первом этого же пункта указано, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Понятия «общий стаж», «непрерывный стаж», «стаж работы по специальности» и «стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях» понятия по правовой природе не равнозначные, применяются для разных целей, а также исчисляются по разным правилам.
В частности понятие «стаж работы по специальности» используется например для тарификации, надбавок и не означает, что любая работа по специальности дает право на установление досрочной пенсии по старости. Разъяснение не утратило силу и применимо в части, не противоречащей действующему законодательству.
Специальной нормы о возможности зачета отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до трех лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, не имеется.
Таким образом, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, подлежит включению период нахождения женщины отпуске по уходу за ребенком только до достижения им возраста 1,5 лет до 06.10.1992.
Предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной напряженностью. В период нахождения в отпуске до 3-х лет сохранялись трудовые отношения с учреждением, но при этом не осуществляется педагогическая деятельность, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности.
С учетом вышеизложенного, при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии со Списком № 781 не подлежат включению в педагогический стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 06.10.1992 по 06.12.1993, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 07.12.1993 по 25.08.1994.
В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежат зачету периоды работы: с 15.08.1986 по 26.08.1991 в должности учителя Горько - Балковской средней школы, с 27.08.1991 по 05.10.1992, с 26.08.1994 по 31.08.2010 в должности учителя МБДОУ СОШ №№ <адрес>, с 01.09.2010 по 15.08.2011 в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе МБДОУ СОШ №№ <адрес>.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет 23 года 1 месяц 10 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, письменные материалы дела, суд считает исковые требования Стеховой Л.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1).
Судом установлено, что решением ГУ УПФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району № 58 от 14.09.2011 года Стеховой Л.Н. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25 летнего стажа работы.
ГУ УПФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району отказывая истице в назначении досрочной пенсии по старости, в решении указало, что период работы с 06.10.1992 г. по 25.08.1994 г. не может быть включен в стаж, так как заявительница находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.
В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение включены периоды работы с 15.08.1986 г. по 26.08.1991г. в должности учителя Горько - Балковской средней школы, с 27.08.1991 г. по 05.10.1992 г., с 26.08.1994 г. по 31.08.2010 г. в должности учителя МБДОУ СОШ №№ <адрес>, с 01.09.2010 г. по 15.08.2011 г.
В связи с чем, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 23 года 1 месяц 10 дней, что явилось основанием отказа в установлении пенсии ввиду отсутствия предусмотренного законом 25-летнего педагогического стажа.
Как установлено судом, Стехова Л.Н. работает в МБОУ СОШ №№ <адрес> с 26.08.1991 г. по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой заявителя АТ-IV №4945792 от 15.08.1986 г.
06.06.1992 года Стехова Л.Н. родила сына – Стехова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении V-ГН № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Обильненской администрацией Георгиевского района СК.
В связи с рождением сына, истице работодателем предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, с 26 августа 1992 года по 06.12.1993 года отпуск по уходу за ребенком, и с 07.12.1993 года по 25.08.1994 года повторно предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела: свидетельством рождении V-ГН № № на имя Стехова И.А., справкой от № 117 от 14.07.2011 года, выданной МБОУ СОШ № № <адрес>.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Основанием для применения ранее действовавшего законодательства являются ст. 4 ГК РФ « О действии законов во времени и пространстве», которой определено, что закон обратной силы не имеет; постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2_П; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2005 года № 25, где указано, что в целях реализации прав на пенсию работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории работников пенсии за выслугу лет до введения в действие нового законодательства, следовательно, при исчислении заявителю стажа работы должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие во время трудовых отношений.
В силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", вступившим в действие 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом ст.167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. До введения в действие закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Стехова Л.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 26.08.1992 г. по 06.12.1993 г. и с 07.12.1993 г. по 25.08.1994 г., т.е. до вступления в силу вышеназванного Закона.
Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. №677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", в п.2 которого предусматривалось, что с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года №375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно Разъяснений Министерства Труда РФ №5 от 22.05.1996 г., утвержденных постановлением Минтруда России №29 от 22.05.1996 г., в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ №3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс закона о труде РФ»
Поскольку ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Стеховой Л.Н. в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 06.12.1993 г., с 07.12.1993 г. по 25.08.1994 г. подлежит включению в стаж работы при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, исходя из чего, стаж работы истца, дающий право на получение пенсии согласно подп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» будет составлять более 25 лет.
Аналогичная позиция изложена в Определениях ВС РФ №45-В05-6 от 30.09.2005 г., №46-В05-48 от 26.12.2005 г., №19-В09-2 от 05.03.2009 г.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Стехова Л.Н. обратилась в Пенсионный фонд 15 августа 2011 г., соответственно пенсия ей должна быть назначена с данного дня.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Стеховой Л.Н. к ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о включении в её педагогический стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26.08.1992 г. по 06.12.1993 г., с 07.12.1993 г. по 25.08.1994 г. и назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня ее обращения – 15.08.2011 года – подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стеховой Л.Н. к ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о возложении обязанности на ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края включить в педагогический стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 25.08.1994 г. и назначить ей трудовую пенсию по старости с 15.08.2011 года – удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края включить Стеховой Л.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период нахождения Стеховой Л.Н. в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 25.08.1994 г. и назначить Стеховой Л.Н. досрочную трудовую пенсию по старости со дня первоначального обращения за назначением пенсии с 15.08.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Брянцева