Дело № 2-61\2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2012 года

г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи

Ивахненко Л.С.,

при секретаре

Ивановой Н.Н.,

с участием

прокурора

Полякова В.С.,

представителей лица, бездействие которого оспаривается,

Дюкаревой Е.В.,

Виниченко В.А.,

представителя лица, бездействие которого оспаривается,

Кельм И.В.,

представителя лица, бездействие которого оспаривается,

Бражиной М.А.,

представителя лица, бездействия которого оспариваются

Луткова С.Ю.,

представителя заинтересованного лица

Зритнева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и органа государственной власти, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района СК, администрации Георгиевского муниципального района СК, и Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края, выразившееся в непринятии надлежащих мер по содержанию и ремонту проезжей части участка автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома в пределах муниципального образования Незлобненского сельсовета Георгиевского района и обязать администрацию станицы <адрес>, администрацию Георгиевского муниципального района и Министерство дорожного хозяйства СК устранить выявленные несоответствия ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на участке автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома , указанные в акте специального обследования улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и обеспечить дальнейшее содержание данного участка автодороги в состоянии, удовлетворяющем ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.

В ходе судебного разбирательства Георгиевским межрайонным прокурором уточнены свои требования и заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Администрацию города Георгиевска.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Георгиевска протокольным определением суда привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании в обоснование уточненных заявленных требований помощник Георгиевского межрайонного прокурора Поляков В.С. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе первого заместителя Главы администрации Георгиевского муниципального района, глав администраций муниципальных образований Георгиевского района, государственных инспекторов дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД по СК (<адрес>) и других должностных лиц провела обследование улично-дорожной сети Георгиевского района, в результате которого было установлено, что автомобильные дороги по улицам <адрес> Георгиевского муниципального района не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». В ДД.ММ.ГГГГ ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД по СК (<адрес>) в адрес муниципального образования Незлобненского сельсовета, администрации Георгиевского муниципального района и Министерства дорожного хозяйства СК были направлены предписание и информационные письма о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков содержания улично-дорожной сети станицы <адрес>, в том числе <адрес>, а также о необходимости установления дорожных знаков в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения в предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 сроки. Однако достаточных мер по устранению выявленных нарушений принято не было, в установленные сроки предписание ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД по СК <адрес> не выполнено, о чем свидетельствует акт специального обследования <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым участок автомобильной дороги по <адрес> <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома имеет следующие нарушения требований ГОСТ: асфальтобетонное покрытие автомобильной дороги не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, имеются дефекты проезжей части и обочин (разрушения и выбоины, в несколько раз превышающие допустимые нормы), отсутствует ряд обязательных дорожных знаков (знаки приоритета 2.1, 2.4) и горизонтальная дорожная разметка, остановки общественного транспорта (выезд из станицы Незлобной АЗС «Газпром») не соответствуют требованиям ГОСТ 218.1.002-2003 - отсутствуют посадочная и остановочная площадки. ДД.ММ.ГГГГ Георгиевским межрайпрокурором в адрес Главы Администрации города Георгиевска внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в отношении спорного участка автомобильной дороги наряду с другими ответчиками. До настоящего времени представление прокурора не исполнено. Администрация Незлобненского сельсовета Георгиевского района, администрация Георгиевского муниципального района, Администрация города Георгиевска и Министерство дорожного хозяйства СК должных мер по ремонту указанного участка дороги и содержанию его в безопасном для дорожного движения состоянии не принимают и своим бездействием нарушают права, свободы и законные интересы жителей населенных пунктов г.Георгиевска и Георгиевского района, а также неопределенного круга лиц, использующих несоответствующую государственным стандартам проезжую часть дороги для передвижения, и, следовательно, не обеспечивают безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Просил суд требования Георгиевского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Полномочный представитель лица, бездействие которого оспаривается, – администрации ст.Незлобной Георгиевского района Лутков С.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Георгиевского межрайонного прокурора в отношении Администрации Незлобненского сельсовета и в обоснование своих возражений суду пояснил, что в результате обследования улично-дорожной сети Георгиевского района, в том числе маршрутов движения пассажирского автотранспорта и мест расположения детских учреждений, проведенного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе первого заместителя Главы администрации Георгиевского муниципального района, Глав администраций муниципальных образований Георгиевского района, государственных инспекторов дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД по СК (<адрес>) и других должностных лиц, на автомобильных дорогах по <адрес>, в том числе на участке автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> с <адрес> до дома , были выявлены нарушения требований ГОСТ, указанные в акте ежегодного обследования от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, наличие которых они не оспаривают. ДД.ММ.ГГГГ ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД по СК (<адрес>) в адрес администрации ст.Незлобной было направлено предписание о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков содержания улично-дорожной сети, а также о необходимости установления дорожных знаков. Законом Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы муниципального образования Незлобненского сельсовета Георгиевского района СК, в которые спорный участок автомобильной дороги протяженностью <данные изъяты> км не вошел, в связи с чем у администрация Незлобненского сельсовета не возникла обязанность по его содержанию и ремонту, а в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства на содержание и ремонт спорного участка дороги.

Полномочный представитель лица, бездействие которого оспаривается,- администрации Георгиевского муниципального района СК Кельм И.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Георгиевского межрайонного прокурора в отношении Администрации Георгиевского муниципального района и в обоснование своих возражений пояснила суду, что участок автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома не принадлежит администрации Георгиевского муниципального района и на её балансе не состоит, а потому у администрации отсутствует обязанность по его содержанию и ремонту. К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. В данном случае спорный участок дороги находится в черте населенного пункта ст.<адрес>, а от Администрации города Георгиевска никогда району не передавался, поэтому бездействие администрации Георгиевского муниципального района не может быть признано неправомерным.

Полномочный представитель лица, бездействие которого оспаривается, – Министерства дорожного хозяйства СК Бражина М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Георгиевского межрайонного прокурора в отношении Министерства дорожного хозяйства СК и в обоснование своих возражений суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году на основании акта приема-передачи автомобильная дорога территориального значения <адрес>» в границах Георгиевского района, в том числе проходящая по <адрес> <адрес>, протяженностью <данные изъяты> была передана Федеральной дирекцией Северо-Кавказской автомобильной дороги в собственность <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года на основании постановления Губернатора Ставропольского края госимущество передало в муниципальную собственность города Георгиевска все внутригородские дороги, в том числе и спорный участок протяженностью <данные изъяты> км. В настоящее время, в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края (автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения), утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , в оперативном управлении Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края, в числе прочих дорог, находится автомобильная дорога «Проезд по <адрес>», идентификационный номер автомобильной дороги , проходящая по <адрес> СК до пересечения с автомобильной дорогой <адрес> также включенной в Перечень. Участок автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> с <адрес> до дома на котором выявлены нарушения требований ГОСТ, в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не входит, государственной собственностью Ставропольского края не является и соответственно в оперативном управлении Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края не находится.

Полномочные представители лица, бездействие которого оспаривается, –Администрации города Георгиевска Дюкарева Е.В. и Виниченко В.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Георгиевского межрайпрокурора в отношении Администрации города Георгиевска и в обоснование своих возражений суду пояснили, что предприятие ЖКХ администрации города Георгиевска и Георгиевского района было образовано в ДД.ММ.ГГГГ году с целью удовлетворения потребностей города и района в жилищно-коммунальном обслуживании. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Ставропольского края спорный участок автомобильной дороги протяженностью <данные изъяты> км. По акту приема-передачи был передан на баланс муниципального предприятия ЖКХ Администрации города и района. ДД.ММ.ГГГГ администрация города Георгиевска и Георгиевского района была упразднена, и в ДД.ММ.ГГГГ образована Администрация города Георгиевска и Георгиевская территориальная государственная администрация /ГТГА/. Распоряжением ГТГА от ДД.ММ.ГГГГ было создано ГГУП ЖКХ и утвержден Устав предприятия. В соответствии с данным Уставом ГГУП ЖКХ являлось правопреемником МП ЖКХ Администрации города Георгиевска и Георгиевского района. МП ЖКХ Администрации города Георгиевска и Георгиевского района. Принятое в ДД.ММ.ГГГГ году в государственную собственность Ставропольского края, было передано в ведение ГТГА с предоставлением права управления и распоряжения имуществом данных объектов. ДД.ММ.ГГГГ было образовано ГМУП ЖКХ, которое не являлось правопреемником муниципального предприятия ЖКХ Администрации города Георгиевска и Георгиевского района. В ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления Правительства СК ГМУП ЖКХ было передано в муниципальную собственность города Георгиевска. Законом Ставропольского края «Об установлении границы муниципального образования города Георгиевска Ставропольского края» от ДД.ММ.ГГГГ описаны и установлены границы города Георгиевска. Спорный участок автомобильной дороги протяженностью <данные изъяты> км. располагается за пределами границ города Георгиевска. Этим же Законом установлены границы муниципального образования Незлобненского сельсовета, и спорный участок дороги вошел в состав земель указанного муниципального образования. Спорный участок дороги никогда не числился и не находился в муниципальной собственности города Георгиевска и не может содержаться за счет бюджета города Георгиевска.

Полномочный представитель заинтересованного лица – Правительства СК Зритнев В.В. в судебном заседании считал требования Георгиевского межрайонного прокурора в отношении Министерства дорожного хозяйства СК необоснованными и суду пояснил, что Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края (автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения), утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с данным Перечнем участок автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома собственностью Ставропольского края не является, то есть не является автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения. Также указанный участок дороги не является автомобильной дорогой федерального значения либо частной автомобильной дорогой, поскольку не состоит в соответствующих перечнях автомобильных дорог. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Таким образом, для содержания и обслуживания автомобильных дорог в границах поселения и отнесения данных дорог к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения не обязательно владение ими органа местного самоуправления на вещном праве (собственность, оперативное управление и пр.), а достаточно отсутствие сведений о дороге в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо частных дорог и её территориальное расположение в границах населенного пункта поселения. Спорный участок дороги не является частью автомобильной дороги федерального значения либо регионального или межмуниципального значения, а также частной дорогой, а потому, в силу норм ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должна находится в ведении органа местного самоуправления города Георгиевска.

Представители заинтересованных лиц – ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД, ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», ОГИБДД по г. Георгиевску и Георгиевскому району в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.ст.12, 21 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе первого заместителя Главы администрации Георгиевского муниципального района, глав администраций муниципальных образований Георгиевского района, государственных инспекторов дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД по СК (<адрес>) и других должностных лиц провела обследование улично-дорожной сети Георгиевского района, в том числе маршрутов движения пассажирского автотранспорта и мест расположения детских учреждений, в результате которого в ст.<адрес> выявлены следующие нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»: – асфальтобетонное покрытие автомобильных дорог по <адрес>, в том числе <адрес>, не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, на улицах отсутствует ряд обязательных дорожных знаков, горизонтальная дорожная разметка, тротуары, требуется профилировка обочин, устройство стационарного наружного освещения, имеются дефекты проезжей части, обочин, на автобусных остановках отсутствуют заездные карманы, остановки общественного транспорта (<адрес> не соответствуют требованиям ГОСТ 218.1.002-2003: отсутствуют посадочная и остановочная площадки, отсутствует проект организации движения на улично-дорожную сеть (паспорта улиц, дислокация дорожных знаков и разметки).

Изложенное подтверждается актом ежегодного комплексного обследования улично-дорожной сети Георгиевского района от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

ДД.ММ.ГГГГ ОБ ДПС ГИБДД №1 ГУВД по СК (<адрес>) в адрес муниципального образования Незлобненского сельсовета было направлено предписание о необходимости принятия мер по устранению выявленных недостатков содержания улично-дорожной сети станицы Незлобной Георгиевского района, а также о необходимости установления дорожных знаков в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения в предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 сроки.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации города Георгиевска Георгиевским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, согласно которому спорный участок автодороги протяженностью около 500 метров по <адрес> от перекрестка <адрес> с <адрес> до дома <адрес> в пределах территории муниципального образования Незлобненского сельсовета является составной частью дороги <адрес> протяженностью <данные изъяты> км, переданной в муниципальную собственность администрации г. Георгиевска и Георгиевского района и принятого по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ на баланс МП ЖКХ администрации г. Георгиевска, после изменения границ муниципального образования г. Георгиевск никому не передавался. Выявленные в ходе проверки нарушения по ненадлежащему состоянию указанного участка дороги стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных и функциональных обязанностей должностными лицами администрации г. Георгиевска.

Однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Согласно акту специального обследования улично-дорожной сети ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, участок автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> с <адрес> до дома имеет следующие нарушения требований ГОСТ: асфальтобетонное покрытие автомобильной дороги не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, имеются дефекты проезжей части и обочин (разрушения и выбоины, в несколько раз превышающие допустимые нормы), отсутствует ряд обязательных дорожных знаков (знаки приоритета 2.1, 2.4) и горизонтальная дорожная разметка, остановки общественного транспорта (<адрес>») не соответствуют требованиям ГОСТ 218.1.002-2003 - отсутствуют посадочная и остановочная площадки.

Как следует из объяснений представителей лиц, бездействие которых оспаривается, указанный участок дороги на каком-либо вещном праве никому из них не принадлежит, а потому у них отсутствует обязанность по его ремонту и содержанию в состоянии, удовлетворяющем ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.

В силу ст.1 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего ФЗ распространяется на все автомобильные дороги в РФ независимо от их форм собственности и значения.

Статьей 3 ФЗ №257от 08 ноября 2007 года определены основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, в том числе понятие автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

Согласно 5 данного Федерального закона, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования (предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц) и автомобильные дороги необщего пользования (находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд).

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги: соединяющие столицу РФ – г.Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов РФ; включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ; соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов РФ; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей РФ – г.Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии со ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значении, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Иными словами для отнесения автомобильной дороги в границах населенных пунктов поселения к автомобильной дороге общего пользования местного значения поселения достаточно отсутствие данной дороги в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо в перечне частных автомобильных дорог и её территориальное расположение в границах населенного пункта поселения.

Таким образом, положениями настоящего Федерального закона презюмируется отнесение автомобильных дорог в границах населенных пунктов к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения, независимо от владения ими органом местного самоуправления на каком-либо вещном праве.

В соответствии с нормами ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (ст.13). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ст.14). Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст.34).

Аналогичные требования закреплены в ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года (в действующей редакции) в соответствии с п.5 ст.14 которого дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.5 ст.15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года (в действующей редакции), к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Как установлено судом, подтверждается соответствующими письменными доказательствами и не оспаривается участниками процесса, Законом Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ года установлены границы муниципального образования Незлобненского сельсовета Георгиевского района СК, и границы муниципального образования город Георгиевск, в результате чего необслуживаемый участок автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома ранее являвшийся частью автомобильной дороги территориального значения <адрес>», и ранее находившийся в границах города Георгиевска, не вошел в состав земель муниципального образования города Георгиевска.

Указанный участок автомобильной дороги не является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, поскольку не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края (автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения), утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ , и не находится вне границ населенных пунктов в границах Георгиевского муниципального района.

Сведения о том, что указанный участок дороги является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения либо частной автомобильной дорогой, в материалах дела также отсутствуют.

Между тем, из письменных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы Администрации г. Георгиевска и Георгиевского района утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность г. Георгиевска и Георгиевского района, в который вошел проходящий по г. Георгиевску участок автодороги <адрес>» протяженностью <данные изъяты> км.

ДД.ММ.ГГГГ Федеральной дирекцией Севкававтодороги дано согласие на передачу в муниципальную собственность на баланс города Георгиевска участка автодороги «<адрес>» протяженностью <данные изъяты> км в пределах городской черты.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ходатайством Федеральной дирекции Северо-Кавказской автомобильной дороги и Администрации г. Георгиевска и Георгиевского района Комитетом по управлению имуществом Ставропольского края издано распоряжение № о безвозмездной передачи в муниципальную собственность г. Георгиевска и Георгиевского района на баланс муниципальному предприятию ЖКХ участка дороги «<адрес>» протяженностью <данные изъяты> км, проходящего по г. Георгиевску.

Согласно Акту приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная дирекция передала, а МП ЖКХ Администрации г. Георгиевска приняла участок автодороги протяженностью <данные изъяты> км.

В соответствии с п. 7 постановления Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации объединения предприятий ЖКХ Ставропольского края» и на основании постановления губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в государственную собственность Ставропольского края объектов муниципальной собственности г. Георгиевска и Георгиевского района» МП ЖКХ администрации г. Георгиевска и Георгиевского района вместе с имуществом было передано в в государственную собственность Ставропольского края.

Однако, постановлением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче предприятий и имущества. находящихся в государственной собственности Ставропольского края в муниципальную собственность г.Георгиевска» в муниципальную собственность г. Георгиевска были переданы все внутригородские дороги, в том числе участок автодороги протяженностью <данные изъяты> км.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что спорный участок автомобильной дороги протяженностью около 500м по <адрес> ст.<адрес> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального образования Администрации города Георгиевска СК, а потому в силу указанных выше норм закона именно на Администрации города Георгиевска лежит обязанность по его надлежащему содержанию, обслуживанию и ремонту (осуществлению в отношении него дорожной деятельности).

В ходе судебного рассмотрения настоящего иска судом, в целях выполнения указаний кассационного суда, установлено, что в письменных материалах дела имеется сообщение Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края, в котором отрицается факт принадлежности спорной автодороги к государственной собственности Ставропольского края, в то время как из сообщения Министерства имущественных отношений Ставропольского края следует, что данная автодорога значится в реестре государственного имущества Ставропольского края и находится на праве оперативного управления на балансе Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края.

При рассмотрении имеющихся в письменных доказательствах противоречия по значимому по делу обстоятельству, судом установлено, что согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в реестр государственного имущества Ставропольского края» были внесены изменения в указанный реестр в соответствии с выделением участка автодороги «<адрес>» протяженностью <данные изъяты> км.

Сообщение же Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ касается автодороги «<адрес>, которая изменила свое направление после выдела указанного выше участка автодороги.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и органа государственной власти подлежит удовлетворению в части признания незаконным бездействия Администрации города Георгиевска СК по содержанию и ремонту участка автомобильной дороги протяженностью около 500м по <адрес> от пересечения с <адрес> (от магазина по адресу: <адрес> до дома , а в удовлетворении требований Георгиевского межрайонного прокурора в отношении остальных ответчиков надлежит отказать.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с указанной правовой нормой требования прокурора о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по устранению изложенных в представлении прокурора нарушений подлежат удовлетворению.

В тоже время, требования Георгиевского межрайонного прокурора о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по дальнейшему содержанию указанного участка автодороги в состоянии, соответствующем нормативным актам, удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.

Согласно статьям 12, 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу норм Бюджетного кодекса РФ бюджетная система основывается на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.

Поскольку судом установлено, что в бюджете Администрации города Георгиевска, равно как и в бюджете Администрации Георгиевского муниципального района и Администрации Незлобненского сельсовета, не заложены средства для ремонта и содержания спорного участка автодороги, возложение на Администрацию города Георгиевска обязанности по дальнейшему содержанию спорного участка автодороги фактически является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления и в случае удовлетворения судом таких требований прокурора может повлечь нецелевое расходование бюджетных средств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст.ст.254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края, администрации города Георгиевска и Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации города Георгиевска, выразившееся в непринятии надлежащих мер по ремонту проезжей части участка автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома незаконным.

Обязать администрацию города Георгиевска устранить выявленные несоответствия ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на участке автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> с <адрес> до дома , указанные в акте специального обследования улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований Георгиевского межрайонного прокурора к администрации Незлобненского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края и Министерства дорожного хозяйства Ставропольского края об оспаривании бездействия, и в удовлетворении требований Георгиевского межрайонного прокурора к Администрации города Георгиевска о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по дальнейшему содержанию участка автомобильной дороги по <адрес> протяженностью около 500м от перекрестка <адрес> до дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.)

Судья