Дело № 2-484/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года

г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи

Ивахненко Л.С.,

при секретаре

Ивановой Н.Н.,

c участием помощника Георгиевского межрайонного прокурора

Ивановой Е.А.

представителя ответчика Администрации г. Георгиевска по доверенности

Виниченко В.А.

представителя МБУЗ « ГЦГБ» по доверенности

Мовсесян М.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации города Георгиевска о признании бездействий должностных лиц Администрации города Георгиевска по факту невыделения денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» незаконными, о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница», и возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по содержанию муниципального недвижимого имущества здания МБУЗ «ГЦГБ» в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности», СанПиН «Санитарно-эпидемиологическое требование к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»,

У С Т А Н О В И Л:

Георгиевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в Георгиевский городской суд с иском к Администрации города Георгиевска о признании бездействий должностных лиц Администрации города Георгиевска по факту невыделения денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» незаконными, о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница».

В ходе судебного разбирательства Георгиевский межрайонный прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличил объем своих требований и просил также о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по содержанию муниципального недвижимого имущества здания МБУЗ «ГЦГБ» в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности», СанПиН «Санитарно-эпидемиологическое требование к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»,

В судебном заседании помощник Георгиевского межрайонного прокурора Иванова Е.А. заявленные уточненные требования поддержала и в их обоснование дала суду пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении, в иске в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Полномочный представитель ответчика Администрации города Георгиевска Виниченко В.А. в судебном заседании исковые требования Георгиевского межрайпрокурора не признал и в обоснование своих возражений суду пояснил, что нельзя признать незаконным бездействия Администрации города Георгиевска в данном случае, поскольку Администрация все предусмотренные бюджетом денежные средства на ремонт больницы выделила в ДД.ММ.ГГГГ году, все средства освоены по целевому назначению. Кроме того, Администрация города Георгиевска принимала меры по получению дополнительного финансирования на ремонт больницы, направляло письмо Председателю думы Ставропольского края с просьбой оказать содействие в выделении денежных средств на проведение капитального ремонта отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации. Аналогичные письма были направлены Администрацией города Георгиевска в Министерство здравоохранения Ставропольского края. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией принимались меры для устранения выявленных прокурором недостатков, однако из-за недостаточного финансирования в полном объеме устранить все нарушения не представляется возможным, что и делает невозможным содержать здание больницы как муниципальную собственность в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении в адрес суда просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Выслушав лиц, участвующих деле, исследовав предоставленные суду доказательства, суд считает требования Георгиевского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ч.1 ст.254 ГПК РФ и в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года №2, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу Главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно положений ст. 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация оказания на территории округа первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях.

В силу ст. 4 Закона Ставропольского края от 6 декабря 2005 года № 62-КЗ «Об организации здравоохранения в Ставропольском крае», финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством РФ является расходным обязательством муниципальных образований Ставропольского края.

Как установлено судом, распоряжением Администрации города Георгиевска -р от ДД.ММ.ГГГГ изменении тип муниципального учреждения здравоохранения «ГЦГБ», отнеся его к бюджетному учреждению.

Функции и полномочия учредителя в отношении МБУЗ «ГЦГБ» от имени муниципального образования город Георгиевск осуществляет Администрация города Георгиевска.

Согласно Уставу МБУЗ «ГЦГБ» постановлением Правительства Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов государственной собственности Ставропольского края, передаваемых в муниципальную собственность города Георгиевска» от ДД.ММ.ГГГГ больница передана в муниципальную собственность города Георгиевска.

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности с 1 января 2012 года, а до 1 января 2012 года осуществлялась на основе бюджетной сметы.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов больницы являются регулярные и единовременные поступления от Учредителя, добровольные имущественные взносы и пожертвования, доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, и другие, не запрещенные законом поступления.

В силу Закона Ставропольского края от 28 декабря 2011 года № 101-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области здравоохранения» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе в организации оказания медицинской помощи на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.

Как следует из материалов дела, согласно решения Думы города Георгиевска от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете города Георгиевска на ДД.ММ.ГГГГ год» ГЦГБ на ДД.ММ.ГГГГ года были утверждены в уточненном виде бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> рублей, из них за счет средств городского бюджета <данные изъяты> рублей, в том числе на проведение капитального ремонта <данные изъяты> рублей.

На проведение капитального ремонта ГЦГБ в ДД.ММ.ГГГГ году было направлено <данные изъяты> рублей, которые освоены в полном объеме.

Здравоохранению города Георгиевска из бюджетов других уровней денежные средства за перио<адрес>.г. в виде субсидий и субвенций на содержание, строительство и ремонт медицинских учреждений не выделялись.

Таким образом, требования Георгиевского межрайпрокурора о признании бездействий должностных лиц Администрации города Георгиевска по факту невыделения денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» незаконными удовлетворению не подлежат ввиду того, что данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Не подлежат удовлетворению и требования Георгиевского межрайонного прокурора о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» в силу следующего.

Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.

Согласно статьям 12, 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу норм Бюджетного кодекса РФ бюджетная система основывается на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.

Поскольку судом установлено, что в бюджете Администрации города Георгиевска иные денежные средства на содержание и ремонт ГЦГБ не заложены, возложение на Администрацию города Георгиевска обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» фактически является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления и в случае удовлетворения судом таких требований прокурора может повлечь нецелевое расходование бюджетных средств.

Вместе с тем, требования Георгиевского межрайонного прокурора о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по содержанию муниципального недвижимого имущества здания МБУЗ «ГЦГБ» в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности», СанПиН «Санитарно-эпидемиологическое требование к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» суд считает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Георгиевской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами ТУ Роспотребнадзора по СК была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье», в том числе, законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в который расположены медицинские учреждения. Данная программа включает в себя направления, в том числе развитие первичной медико-санитарной помощи.

В ходе проведенной проверки было установлено, что отделение интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации, а также травматологическое отделение МБУЗ «ГЦГБ» нуждаются в капитальном ремонте, состояние указанных отделений больницы не соответствуют требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническим нормам, создает угрозу здоровью и жизни граждан, способствует возникновению массовых инфекционных заболеваний, возникновению случаев внутрибольничного инфицирования пациентов и персонала. Данные обстоятельства подтверждены представленной в материалы дела справкой Ведущего специалиста-эксперта ТОУ Роспотребнадзора по СК в г. Георгиевске и Георгиевском районе от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Распоряжению Администрации города Георгиевска от ДД.ММ.ГГГГ -р, которым утвержден Устав МБУЗ «ГЦГБ» учредителем ГЦГБ является Администрация города Георгиевска, а имущество ГЦГБ является муниципальной собственностью города Георгиевска.

В данном случае эксплуатация отделений интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации, а также травматологического отделения МБУЗ «ГЦГБ» без проведения капитального ремонта нарушает права граждан на качественное оказание медицинских услуг, а также создает угрозу для жизни и здоровья неограниченного числа граждан, являющихся как пациентами данного лечебного учреждения, так и его сотрудниками.

Согласно ст.30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан при обращении за медицинской помощью и ее получением пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исходя из приведенной нормы закона основанием возникновения обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем. Такая опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими видами доказательств.

Учитывая указанные выше обстоятельства, в частности, принимая во внимание то, что санитарное и техническое состояние зданий ГЦГБ находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает требованиям законодательства, суд находит исковые требования межрайпрокурора по возложению на Администрацию города Георгиевска обязанности по содержанию муниципального имущества, а именно, здания ГЦГБ, в надлежащем состоянии подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования Георгиевского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации города Георгиевска о признании бездействий должностных лиц Администрации города Георгиевска по факту невыделения денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» незаконными, о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница», и возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по содержанию муниципального недвижимого имущества здания МБУЗ «ГЦГБ» в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности», СанПиН «Санитарно-эпидемиологическое требование к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Георгиевска содержать муниципальное недвижимое имущество - здание МБУЗ «ГЦГБ» в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности», СанПиН «Санитарно-эпидемиологическое требование к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

В удовлетворении требований Георгиевского межрайонного прокурора о признании бездействий должностных лиц Администрации города Георгиевска по факту невыделения денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» незаконными, о возложении на Администрацию города Георгиевска обязанности по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта отделения травматологии и отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации МБУЗ «Георгиевская центральная городская больница» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

(Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)

Судья