Дело №2-19/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Георгиевск «09» марта 2011 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,

с участием представителя истца Пупковой З.М. - Пупкова А.А. по доверенности,

представителей ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Смышновой Н.И., Махлычевой Я.Н.,

при секретаре Авакяне А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пупковой З.М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о признании неправомерными действий ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, не произведшего перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ размера трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.1 ст.29 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», отказавшего в перерасчете трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст.30 Закона по формуле РП = СКхЗР/ЗПхСЗП со стажевым коэффициентом СК=0,73, возложении обязанности принять для перерасчета пенсии справку в/ч З.М. от ДД.ММ.ГГГГ и справку ОВД по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом стажевого коэффициента 0,73, компенсации морального вреда в размере З.М. рублей, возмещении судебных расходов в сумме З.М. рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Пупкова З.М. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району о признании незаконными действий ответчика, умышленно нарушившего требования Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» в РФ» в его редакции от 24.07.2009 года и занизившего размер страховой части трудовой пенсии по старости по формуле РП = ЗР х СК, возложении обязанности произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости на основании документов пенсионного дела с осовремениванием заработной платы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в размере З.М. рублей, но по иному варианту по формуле РП = ЗР х СК.

В заявлении истец указала, что в феврале ДД.ММ.ГГГГ года ей была установлена трудовая пенсия по старости исходя из ее среднемесячной заработной платы в размере З.М. рублей, которая в З.М. раз превышала среднемесячную заработную плату по России за тот же период. В мае ДД.ММ.ГГГГ года пенсия была пересчитана в связи с прекращением ее трудовой деятельности. Общий трудовой стаж истца составляет более З.М. лет, что соответствует стажевому коэффициенту З.М.

Но пенсия ей была исчислена по Закону РФ № 113-ФЗ от 21.07.1997 года по так называемому индивидуальному коэффициенту пенсионера (ИКП), где размер заработной платы в полном объеме не учитывался, а учитывалось только отношение заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в России за определенный период, и это отношение устанавливалось не выше определенных пределов.

Кроме того, в ее общий трудовой стаж не были включены периоды ее вынужденной безработицы с момента увольнения с работы в связи с переездом к новому месту работы ее мужа – П.А.А. до момента ее трудоустройства на работу на новом месте жительства с мужем-военнослужащим. Согласно Закону РФ №340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ» эти периоды включались в общий трудовой стаж.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер ее пенсии, исчисленный с учетом ИКП, но без учета ее высокой заработной платы, составил З.М. рубля.

С 01.01.2001 года в силу вступил Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», согласно п. 1 ст.29 которого размеры всех установленных до 31.12.2001 года пенсий должны быть пересчитаны в соответствии с требованиями нового закона. То есть для пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, должен быть определен расчетный размер трудовой пенсии (РП) по состоянию на 01.01.2002 года; должна быть осуществлена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (ПК); по выбору пенсионера оценка пенсионных прав должна была быть произведена с учетом среднемесячного заработка пенсионера, из которого ему была исчислена установленная пенсия согласно п.6 ст.30 Закона.

Однако ответчик не стал утруждать себя перерасчетом размера пенсии, установленной до ДД.ММ.ГГГГ, не стал брать в расчет среднемесячный заработок пенсионера, чем нарушил требования вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». В качестве расчетного размера пенсии Пупковой З.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял размер ее пенсии в размере З.М. рубля, получаемой до ДД.ММ.ГГГГ по Закону РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ» без учета размера ее высокой заработной платы. Из-за чего ее пенсия, ранее значительно превышающая среднероссийскую пенсию по старости, по мере индексации вместо увеличения стала приближаться к среднероссийской.

Согласно изменениям и дополнениям от 24.07.2009 года в Закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», в общий трудовой стаж включаются периоды вынужденной безработицы супругов военнослужащих, связанные с перемещениями по службе военнослужащих на другое место жительства. В связи с чем стажевой коэффициент Пупковой З.М. снова стал равным З.М.

Кроме того, расчетный размер пенсии (РП) пересчитывается по документам пенсионного дела с ДД.ММ.ГГГГ по заявлениям застрахованных лиц, но по иной формуле: РП = ЗР х СК.

Вследствие этого, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ осовремененный заработок Пупковой З.М. составляет З.М. рубля вместо З.М. рублей в ДД.ММ.ГГГГ году, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер ее трудовой пенсии по старости, исчисленной согласно Закону № 173-ФЗ от 17.12.2001 года в его редакции от 24.07.2009 года, составляет РП = ЗР х СК = З.М. рубля.

Но УПФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району отказался производить перерасчет трудовой пенсии по старости по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ, поданному через клиентскую службу, но по иному варианту, ложно утверждая, что в результате перерасчета размер страховой части пенсии истца уменьшится до З.М. рублей.

В ходе судебного разбирательства истец изменила и дополнила свои исковые требования, окончательно просила суд признать неправомерными действия ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, не произведшего перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ размера трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.1 ст.29 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», отказавшего в перерасчете трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст.30 Закона по формуле РП = СКхЗР/ЗПхСЗП со стажевым коэффициентом СК=0,73 (при общем трудовом стаже более З.М. лет), возложении обязанности принять для перерасчета пенсии справку в/ч З.М. от ДД.ММ.ГГГГ и справку ОВД по г.Георгиевску и Георгиевскому району от ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом стажевого коэффициента З.М. компенсировать моральный вред в размере З.М. рублей, возместить судебные расходы в сумме З.М. рублей.

В обоснование требований указала, что из предоставленного в ходе судебного разбирательства ответчиком расчета ее пенсии выяснилось, что применение формулы для перерасчета ее пенсии РП = ЗР х СК со стажевым коэффициентом З.М. не влечет увеличения размера пенсии, в связи с этим перерасчет необходимо произвести по формуле РП = СКхЗР/ЗПхСЗП с применением того же стажевого коэффициента СК=0,73 с учетом ее общего трудового стажа более З.М. лет.

Представители ответчика ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Смышнова Н.И. и Махлычева Я.Н. на основании доверенностей возражали против удовлетворения заявленных Пупковой З.М. требований, считая их необоснованными и не соответствующими закону, по основаниям, указанным в представленных письменных возражениях на исковые требования.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив представленные ответчиком расчеты пенсии истца, суд приходит к следующему.

Разрешая требования Пупковой З.М. о признании неправомерными действий Управления, не произведшего перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ размера трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.1 ст.29 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», отказавшего в перерасчете трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст.30 Закона по формуле РП = СКхЗР/ЗПхСЗП со стажевым коэффициентом СК=0,73, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что трудовая пенсия по старости была назначена Пупковой З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и составила З.М. рублей.

С 01.02.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», согласно которому расчет пенсии производился с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Пупковой З.М. был произведен перерасчет пенсии с применением норм Закона № 113-ФЗ с 01.05.1999 года, в связи с изменением трудового стажа и увольнением с работы, с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составлял З.М. рубля.

На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истице исчислялся с применением ИКП, и в связи с индексацией пенсии в установленном законом порядке размер пенсии к ДД.ММ.ГГГГ достиг размера З.М. рубля.

С 01.01.2002 года вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 1 ст.29 данного закона установлена норма о том, что размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу нового пенсионного законодательства, то есть до 1 января 2002 года, должны быть перерассчитаны в соответствии с настоящим Законом. Перерасчет ранее назначенных пенсий производился по документам пенсионного дела, волеизъявления пенсионера и подачи им заявления о перерасчете не требовалось.

В течение трех месяцев с момента вступления в силу нового пенсионного закона пенсионерам было предоставлено право представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, дополнительные документы, подтверждающие обстоятельства, имеющие значение для перерасчета пенсии. Если в период с 1 января по 1 апреля 2002 года дополнительных документов пенсионером представлено не было, то перерасчет производился по имеющимся документам пенсионного дела.

Пунктом 3 ст.29 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий устанавливается в соответствии со ст.30 этого Закона.

В соответствии со ст.30 пенсионного Закона, оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, производится путем конвертации, то есть преобразования, в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле.

Законом установлено, что в случае, если в результате перерасчета размера трудовой пенсии по новому пенсионному законодательству размер указанной пенсии будет ниже, чем ранее, то пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере, то есть перерасчет не производится. При этом в дальнейшем все перерасчеты и индексации производятся в общем порядке, то есть в соответствии с новым пенсионным законодательством.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП - З.М. рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

З.М. рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, который в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 настоящего ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ установлен продолжительностью З.М. мес.

Часть 2 ст.30 Закона содержит формулу определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованного лица, имеющего общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно для мужчин и для женщин:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за ДД.ММ.ГГГГ годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые З.М. месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет З.М. и повышается на З.М. за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на З.М.

Средняя заработная плата в стране за III квартал 2001 года была утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 720 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 ноября 2001 года" в размере З.М. руб.

Указом Президента РФ от 17 апреля 2001 года № 437 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" было установлено, что с 1 мая 2001 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 1,2.

Пунктом 4 ст.30 Закона определено понятие общего трудового стажа как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности граждан до 1 января 2002 года и определены периоды, которые включаются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Согласно норме статьи, период ухода неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет, а также период проживания жен военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где нет возможности трудоустройства, не включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации пенсионных прав.

Согласно записям в трудовой книжке Пупковой З.М., материалам пенсионного дела, ее общий трудовой стаж, учитываемый в целях оценки пенсионных прав составляет 37 лет 11 месяцев 10 дней, включает следующие периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

Следовательно, стажевый коэффициент истца СК = З.М. (З.М. за З.М. лет общего стажа + З.М. за общий трудовой стаж, превышающий указанную продолжительность).

Согласно ст. 5 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости истицы состоит из базовой части и страховой части.

Статьей 14 Закона № 173-ФЗ определено, что размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме З.М. в месяц.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ=ПК / Т.

Исходя из изложенного, расчет размера трудовой пенсии по старости Пупковой З.М. производится следующим образом:

Определение расчетного размера пенсии по формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП.

ЗР / ЗП = З.М. при этом подлежит применению отношение 1,2).

РП = З.М.

Определение расчетного пенсионного капитала по формуле:

ПК = (РП - БЧ) x Т = З.М.

Исходя из этой величины, трудовая пенсия по старости исчисляется по формуле:

П = СЧ + БЧ, где СЧ = ПК / Т.

СЧ = З.М.

Пенсия (П) = З.М.

Таким образом, размер трудовой пенсии по старости Пупковой З.М. на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.2 ст.30 Закона № 173-ФЗ равен З.М. руб.

Законодателем была закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав не только по варианту, предусмотренному пунктом 2 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", но и по варианту, предусмотренному пунктом 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 6 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии для лиц, которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

В этой связи указанная величина (РП) может быть определена, исходя из суммы одной установленной пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента, то есть из пенсии, установленной по нормам ранее действовавшего Закона № 340-1. В этом случае пересмотра продолжительности имеющегося у пенсионера по состоянию на 31.12.2001 года общего трудового стажа и заработка, из которого была установлена получаемая пенсия, не требуется.

Поскольку Закон № 340-1 предусматривал два варианта исчисления размера пенсии - без применения индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) и с его применением, то и расчетный размер пенсии (РП) мог быть рассчитан из размера пенсии, рассчитанного с применением ИКП по нормам статьи 7 Закона № 340-I; а также из размера пенсии, рассчитываемого без применения ИКП по нормам статей 16-19, 84, 86 Закона № 340-I.

Согласно ст.7 Закона № 340-1, в связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежали исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Согласно п. «б» ст.7 Закона от 1990 года при определении индивидуального коэффициента пенсионера учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом "ж" ст.92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов «а» и «е» статьи 92 Закона. При этом часть вторая ст.16 Закона не применяется.

Как видно из указанных норм Закона № 340-1, периоды ухода неработающей матери за ребенком не включаются в трудовой стаж при определении ИКП.

Согласно записям в трудовой книжке Пупковой З.М., трудовая деятельность истца протекала в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ее общий трудовой стаж, учитываемый в целях оценки пенсионных прав составляет З.М. лет З.М. месяцев З.М. дней.

Следовательно, ИКП истца Пупковой З.М. равен З.М. (З.М. – отношение заработков х З.М. – размер пенсии в процентах, полагающийся за З.М. лет трудового стажа). Таким образом, размер пенсии Пупковой З.М., исчисленный с применением ИКП на ДД.ММ.ГГГГ составляет З.М. рубля З.М.. – среднемесячный заработок в стране за предшествующий квартал).

Таким образом, исходя из такого расчета размера пенсии Пупковой З.М. по нормам п. 6 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, следует вывод о том, что размер пенсии в результате перерасчета не превысил размера получаемой Пупковой З.М. на ДД.ММ.ГГГГ пенсии в размере З.М. рубля.

В тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента.

В соответствии с положениями Закона № 340-1 от 1990 года (статьи 16-18) пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом.

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

В рассматриваемом случае, для назначения пенсии на общих основаниях для женщин требуется общий трудовой стаж - З.М. лет, а учитываемый общий трудовой стаж Пупковой З.М. составляет З.М. лет З.М. месяца З.М. дней, в том числе: З.М. лет З.М. месяцев З.М. дней – работы, включаемой в стаж в соответствии со ст.89 Закона № 340-1, З.М. месяца З.М. дня – период ухода неработающей матери за ребенком в возрасте до З.М. лет, включаемый в общий трудовой стаж в соответствии со ст.91 Закона № 340-1.

При такой продолжительности общего трудового стаж размер пенсии составит 73 % заработка. Для исчисления пенсии без применения ИКП учитывается «осовремененный» заработок пенсионера, рассчитанный путем увеличения фактического заработка на все полагающиеся повышающие коэффициенты и индексы.

Из материалов дела следует, что среднемесячный заработок Пупковой З.М. по справке о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, исчисленный на дату ДД.ММ.ГГГГ, составляет З.М. рублей. Это обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.

Следовательно, размер пенсии Пупковой З.М. составит З.М.

Но, поскольку вышеуказанными нормами Закона № 340-1 определено, что максимальный размер пенсии, установленной на общих основаниях при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне 3-х минимальных размеров пенсии и повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 %, и размер минимальной пенсии по старости при стаже, равном требуемому 20 лет для женщин на ДД.ММ.ГГГГ, составил З.М. рубля, следовательно, максимальный размер пенсии составляет З.М.

В этом случае, максимальный размер пенсии при продолжительности общего трудового стажа З.М. лет З.М. месяца З.М. дней составляет З.М.

С учетом компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ на ДД.ММ.ГГГГ в размере З.М. рублей, расчетный размер пенсии по старости Пупковой З.М. в соответствии с правилами п.6 ст.30 Закона № 173-ФЗ (установленного по нормам Закона № 340-1 без применения ИКП) составляет З.М. рублей, что свидетельствует о том, что исчисление пенсионного капитала из такого расчетного размера пенсии Пупковой З.М. невыгодно.

То есть, в результате перерасчета размера трудовой пенсии Пупковой З.М. по новому пенсионному законодательству, размер пенсии не превысил пенсии, получаемой истцом на ДД.ММ.ГГГГ в размере З.М. рубля,

Вследствие изложенного, проверив представленные ответчиком расчеты, суд считает, что доводы истца о том, что специалисты ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району ложно утверждали о том, что в результате перерасчета пенсии по новому пенсионному законодательству на 01.01.2002 года размер пенсии не превысил размера ранее получаемой пенсии, а в действительности же перерасчет ими не был произведен, не нашли своего должного подтверждения.

При этом, суд исходит из того, что доводы ответчика о произведенных перерасчетах пенсии истца нашли свое доказательственное подтверждение

Как видно из представленных расчетов, перерасчет пенсии по новому пенсионному законодательству не повлек увеличения размера пенсии истца, получаемой на ДД.ММ.ГГГГ в размере З.М. рубля.

Вследствие чего суд считает исковые требования Пупковой З.М. о признании не законными действий ответчика по неисполнению перерасчета размера трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.1 ст.29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, доказательств обращения Пупковой З.М. в клиентскую службу Управления с заявлением о перерасчете ей пенсии по формуле РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП со стажевым коэффициентом СК= 0,73 с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, решений об отказе в указанном перерасчете ответчиком не принималось.

Кроме того, анализ действующего пенсионного законодательства позволяет суду придти к выводу о том, перерасчет пенсии Пупковой З.М. по указанной формуле со стажевым коэффициентом З.М. не соответствует нормам закона.

Таким образом, суд считает исковые требования Пупковой З.М. о признании не законными действий ответчика по отказу в перерасчете трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст.30 Закона по формуле РП = СКхЗР/ЗПхСЗП со стажевым коэффициентом СК=З.М. не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Вследствие изложенного, суд также приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом стажевого коэффициента З.М.

В обоснование требования Пупкова З.М. и ее представитель Пупков А.А. ссылаются на Постановление Конституционного суда РФ от 09.01.2004 № 2-П. Однако суд считает эти доводы необоснованными в силу следующего.

Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в РФ", введенный в действие с 01.01.2002 года, установил основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

В соответствии со ст.31 указанного ФЗ со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно статье 10 этого Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим. Период ухода неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет (в рассматриваемом случае 3 месяца 4 дня) в указанный стаж не засчитываются

Статьей 30 данного Закона для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу, предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной нормы установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

Таким образом, правовая норма, содержащаяся в пункте 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", с 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (п.2).

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ являлась норма, содержащаяся в п.4 ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст. 31 данного ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, в том числе периоды ухода за ребенком до трех лет.

Указанным Постановлением установлено, что до вступления в силу Закона "О трудовых пенсиях в РФ" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом РФ"О государственных пенсиях в РФ" (статьи 89 - 92, 95). Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан (п. 3.1.). В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".

Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.

Таким образом, регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона "О государственных пенсиях в РФ" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).

Таким образом, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования».

Кроме того, вступившим в силу с 03.04.2005 года Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» определен порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ, а также порядок расчета объема этих средств.

Перерасчет размера трудовой пенсии по старости с учетом суммы возмещения уплаты страховых взносов за нестраховые периоды Пупковой З.М. произведен, что подтверждается материалами пенсионного дела истца.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости Пупковой З.М. на ДД.ММ.ГГГГ составляет З.М. Фиксированный базовый размер пенсии по старости на ДД.ММ.ГГГГ составил 00 руб.

Размер трудовой пенсии истца по старости на ДД.ММ.ГГГГ, исчисленный по нормам Закона № 173-ФЗ, составил З.М. руб.

Все приведенные ответчиком расчеты пенсии истца также проверены привлеченным к участию в деле специалистом С.О.Г. – главным специалистом – экспертом отдела организации и перерасчета пенсий Управления организации назначения и выплаты пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю, которая в судебном заседании пояснила, что расчет трудовой пенсии по старости Пупковой З.М., произведенный Управлением ПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, является правильным, полностью соответствует требованиям действующего законодательства и является наиболее выгодным для истца.

У суда нет оснований не доверять выводам специалиста по результатам проверки расчетов, поскольку он является компетентным в этой области лицом, не заинтересованным в исходе дела.

Разрешая исковые требования Пупковой З.М. об обязании принять для расчета пенсии справку в/ч З.М. от ДД.ММ.ГГГГ и справку ОВД по г.Георгиевску и Георгиевскому району от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему

Согласно пункту «г» статьи 92 Закона № 340-I в общий трудовой стаж включалось проживание жен офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности для их трудоустройства.

Порядок подтверждения трудового стажа устанавливался «Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденным Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190.

Подпунктом 11 пункта 1 этого Положения установлено, что период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, подтверждается справками, выдаваемыми командирами (начальниками) вышестоящих воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций, в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.

При этом для жен военнослужащих, уволенных с действительной военной службы до 1 января 1990 года, период проживания с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, подтверждается справками, выдаваемыми военными комиссариатами.

Согласно прилагаемому к Положению № 190 образцу справки о периоде проживания жены военнослужащего с мужем в местностях, где отсутствовала возможность ее трудоустройства по специальности, представляемая справка должна содержать, в том числе, информацию о продолжительности периода, в течение которого жена военнослужащего не работала в связи с невозможностью трудоустройства по специальности.

Вступивший в силу с 01.01.2002 года Закон №173-ФЗ не предусматривал включение периода проживания жен военнослужащих ни в периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж (статья 10), ни в иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (статья 11).

Федеральным законом от 22.07.2008 года № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий», вступившим в силу с 01.01.2009 года, пункт 1 статьи 11, предусматривающий иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, дополнен подпунктом 7 следующего содержания: период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 года № 817 в «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, внесены соответствующие изменения.

Раздел IV Правил дополнен пунктом 27.1 следующего содержания: период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 года, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению № 4 (образец справки о периоде проживания жены военнослужащего с мужем).

Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением № 4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих.

Следовательно, для подтверждения спорного периода Пупковой З.М. надлежало представить справку, которая содержала бы сведения о том, что ее супруг проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), а также о продолжительности периода, в течение которого она не работала в связи с отсутствием возможности трудоустройства.

Следовательно, для подтверждения спорного периода истице надлежало представить справку, которая содержала бы сведения о том, что ее супруг проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), а также о продолжительности периода, в течение которого она не работала в связи с отсутствием возможности трудоустройства.

Справка от ДД.ММ.ГГГГ в/ч № и справка ОВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержат этих сведений и не могут быть приняты в целях пенсионного обеспечения. Определить продолжительность периода проживания Пупковой З.М. с супругом-военнослужащим, а также о продолжительности периода, в течение которого она не работала в связи с отсутствием возможности трудоустройства, по указанным справкам не представляется возможным.

В своем заявлении Пупкова З.М.указывает, что до вступления в силу нового пенсионного закона ее трудовой стаж исчислялся Управлением ПФР с учетом периода вынужденной безработицы с момента увольнения с работы в связи с переездом к новому месту службы мужа до момента трудоустройства на работу на новом месте жительства с мужем-военнослужащим, однако эти доводы необоснованны и не соответствуют материалам ее пенсионного дела.

Как установлено судом, указанная продолжительность трудового стажа Пупковой З.М. - З.М. лет З.М. месяца З.М. дней была исчислена без учета спорных справок, это периоды работы, включаемой в общий трудовой стаж в соответствии со ст. 89 Закона № 340-I, и периода ухода неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет в соответствии со ст. 92 Закона № 340-I.

Оценив установленные по делу фактические обстоятельства в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, проанализировав нормы пенсионного законодательства применительно к заявленным требованиям Пупковой З.М., суд приходит к выводу о том, что ее требования о признании незаконными действий ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, не произведшего перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ размера трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.1 ст.29 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», отказавшего в перерасчете трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст.30 Закона по формуле РП = СКхЗР/ЗПхСЗП со стажевым коэффициентом СК=З.М., возложении обязанности принять для исчисления страхового стажа справку в/ч З.М. от ДД.ММ.ГГГГ и справку ОВД по г.Георгиевску и Георгиевскому району от ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом стажевого коэффициента З.М., не соответствуют нормам пенсионного законодательства.

Нарушений прав Пупковой З.М. в области пенсионного обеспечения ответчиком УПФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району судом не установлено. Размер пенсии истца произведен правильно, в соответствии с действующим пенсионным законодательством.

В части исковых требований Пупковой З.М. о компенсации морального вреда в размере З.М. рублей суд полагает отказать по следующим основаниям. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями п.2 ст.1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права истца, то суд, исходя из вышеуказанных положений закона, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Истцом заявлено требование о взыскании понесенных судебных расходов на плату государственной пошлины в сумме З.М. рублей.

В соответствии с правилами ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы; в случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку исковые требования Пупковой З.М. оставлены без удовлетворения, то руководствуясь правилами ГПК о распределении судебных расходов, суд считает, что указанные расходы истца не подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Пупковой З.М, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о признании неправомерными действий ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, не произведшего перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ размера трудовой пенсии по старости в соответствии с требованиями п.1 ст.29 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», отказавшего в перерасчете трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст.30 Закона по формуле РП = СКхЗР/ЗПхСЗП со стажевым коэффициентом СК=З.М. возложении обязанности принять для перерасчета пенсии справку в/ч З.М. от ДД.ММ.ГГГГ и справку ОВД по г.Георгиевску и Георгиевскому району от ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом стажевого коэффициента З.М., компенсации морального вреда в размере З.М. рублей, возмещении судебных расходов в сумме З.М. рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Георгиевского городского суда Т.С.Ивашина