Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Георгиевск «09» марта 2011 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
с участием представителя истца Пупкова В.А., действующего в интересах несовершеннолетней Пупковой Е.А. - Пупкова А.А. по доверенности,
представителей ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Смышновой Н.И., Махлычевой Я.Н.,
при секретаре Авакяне А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пупкова В.А. в интересах Пупковой Е.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о признании неправомерными действий по переводу с ДД.ММ.ГГГГ с трудовой пенсии по случаю потери кормильца на социальную, по исчислению трудовой пенсии по случаю потери кормильца с нарушений требований законодательства с занижением общего трудового стажа умершего кормильца с 00 лет 00 месяцев 00 дней до 00 лет 00 месяцев 00 дней, с занижением возраста для отсчета нормативного трудового стажа, необходимого инвалиду для назначения пенсии по инвалидности, с 00 лет до 00 лет, завышением нормативного общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности, с 00 месяцев до 00 месяцев, с применением для расчета нормативной продолжительности общего трудового стажа не предусмотренной законом формулы, по неверному определению величины расчетного пенсионного капитала с применением величины К= 0,4444, при неполном трудовом стаже согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца согласно нормам пункта 6 статьи 30 и пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением порядка подтверждения трудового стажа, установленного для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом нормативной продолжительности общего трудового стажа 00 месяцев и стажевого коэффициента 00, предоставлении подробных расчетов пенсии для выбора наиболее выгодного варианта, компенсации морального вреда в размере 00 рублей, возмещении судебных расходов в сумме 00 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Пупков В.А. в интересах опекаемой Пупковой Е.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ – УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району о признании незаконными действий по переводу с ДД.ММ.ГГГГ Пупковой Е.А. с трудовой пенсии на социальную, по отказу от предоставления осовремененного размера заработной платы кормилицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по отказу от перерасчета пенсии Пупковой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» в его редакции от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении на ответчика обязанности восстановить с ДД.ММ.ГГГГ Пупковой Е.А. трудовую пенсию по случаю потери кормильца и пересчитать размер пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ с учетом осовремененной заработной платы кормилицы П.Г.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по иному варианту по формуле РП=ЗРхСК, с учетом стажевого коэффициента кормилицы П.Г.А. - 00 с учетом ожидаемого периода Т=144 месяца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для определения величины расчетного пенсионного капитала, с учетом нормативной продолжительности трудового стажа кормилицы П.Г.А. на день установления ей инвалидности 00 месяцев и К=60 месяцев/180 месяцев для расчета размера страховой части трудовой пенсии Пупковой Е.А., с учетом выплаты удвоенного размера страховой части пенсии, исчисленного из удвоенного пенсионного капитала кормилицы, с учетом суммы валоризации пенсионного капитала кормилицы.
В заявлении истец указал, что его сестре, матери Пупковой Е.А. - П.Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период проживания в <адрес> в декабре ДД.ММ.ГГГГ года была установлена пенсия по инвалидности 00 группы, исходя из ее среднемесячного заработка 00 руб. 00 коп. и общего трудового стажа более 00 лет, при необходимом стаже - 00 месяцев для ее возраста 00 лет, что соответствует стажевому коэффициенту СК=0,67. В апреле 00 года его сестра П.Г.А. умерла, оставив сиротой дочь Елизавету, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которой была назначена пенсия по случаю потери кормильца.
С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому размеры всех пенсии, установленных до 31.12.2001 года, должны быть пересчитаны в соответствии с требованиями данного закона и оценены пенсионные права застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2001 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле ПК=(РП-БЧ)хТ согласно п.1 ст.30 Закона, где РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый по формуле РП=СКхЗР/ЗПхСЗП согласно п.2 ст.30 Закона.
Следовательно, руководствуясь нормами вступившего в силу Закона, ответчик был обязан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет размера пенсии Пупковой Е.А. по случаю потери кормильца. Учитывая, что заработная плата матери Пупковой Е.А. более чем в 00 раз превышала среднемесячную зарплату в России, а для расчета пенсии отношение ЗР/ЗП берется не выше 00, при этом среднемесячная зарплата в России, взятая для определения РП, равна 00 рубль, то расчетный размер пенсии (РП) матери Елизаветы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил бы:
РП = 00
а величина ее расчетного пенсионного капитала (ПК) составила бы:
ПК = 00
Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности матери Елизаветы по формуле СЧ=ПК/(ТхК) (п.3 ст.15 Закона) составила бы:
СЧ – 00
Но согласно п.2 ст.16 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» страховая часть пенсии по случаю потери кормильца равна страховой части пенсии кормильца, из чего следует, что исчисленная по формуле пункта 2 статьи 16 Закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсия Елизаветы по случаю потери кормильца составила бы:
П = БЧ + СЧ = 00
В декабре ДД.ММ.ГГГГ года ответчик, занизив размер пенсии и обманув Пупкова В.А. в том, что пенсия Пупковой Е.А. составит 00 рублей, а вследствие перевода на социальную (государственную) пенсию ее размер составит 00 руб., вынудил его написать заявление о переводе на социальную (государственную) пенсию, и в настоящее время ответчик ссылается на то, что Пупкова Е.А. была переведена на социальную пенсию по заявлению ее опекуна.
Кроме этого, действия ответчика по переводу Пупковой Е.А. на социальную (государственную) пенсию являются незаконными по причине того, что социальная пенсия выплачивается из государственного бюджета, ответчик не имел права получать средства из бюджета для выплаты ей пенсии, поскольку мать девочки имела общий трудовой стаж более 00 лет, получала высокую заработную плату, внесла весомый вклад в бюджет пенсионного фонда, и согласно Закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», после смерти матери страховые взносы должны быть возвращены ее дочери в виде пенсии по случаю потери кормильца. Более того, согласно п.11 ст.9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» социальная пенсия устанавливается при полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления смерти в результате умышленного нанесения ущерба своему здоровью или в результате совершения преступления. Мать Пупковой Е.А. не подпадает ни под один указанный признак.
С целью увеличения материального обеспечения детей-сирот государством значительно увеличены пенсии и пособия. Для расчета пенсии детям умершей одинокой матери удвоен расчетный пенсионный капитал (ПК) умершей одинокой матери, и пенсии им рассчитываются по формуле:
П = (2 х ПК /(Т х К)/КН + Б (согласно п.3 ст.16 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года в его редакции от 24.07.2009 года), или по формуле:
П = (П1 х 2) / КН + Б (согласно п.7 ст.16 этого Закона).
Расчет размера трудовой пенсии по желанию застрахованного лица производится также по иной формуле: РП = ЗР х СК (согласно п.4 ст.30 Закона).
Статьей 22 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено восстановление трудовой пенсии по желанию пенсионера, в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств на установление трудовой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. Законом также предусмотрен перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по пенсионным делам в случае выбора застрахованным лицом иного варианта расчета пенсии по формуле РП=ЗРхСК, и такой вариант расчета пенсии наиболее выгоден для Пупковой Е.А., так как размер заработной платы ее матери значительно превышал среднероссийскую заработную плату.
По этой причине ответчик отказался предоставить данные о размере осовремененной заработной платы матери Пупковой Е.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства представитель истца на основании доверенности Пупков А.А. дополнил и изменил свои исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил признать неправомерными действия по переводу Пупковой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ с трудовой пенсии по случаю потери кормильца на социальную, по исчислению трудовой пенсии по случаю потери кормильца с нарушений требований законодательства с занижением общего трудового стажа умершего кормильца с 00 лет 00 месяцев 00 дней до 00 лет 00 месяцев 00 дней, с занижением возраста для отсчета нормативного трудового стажа, необходимого инвалиду для назначения пенсии по инвалидности, с 00 лет до 00 лет, завышением нормативного общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности, с 00 месяцев до 00 месяцев, с применением для расчета нормативной продолжительности общего трудового стажа не предусмотренной законом формулы, по неверному определению величины расчетного пенсионного капитала с применением величины К=0,4444, при неполном трудовом стаже согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца согласно нормам пункта 6 статьи 30 и пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением порядка подтверждения трудового стажа, установленного для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом нормативной продолжительности общего трудового стажа 00 месяцев и стажевого коэффициента 00, предоставить подробные расчеты пенсии для выбора наиболее выгодного варианта, компенсации морального вреда в размере 00 рублей, возмещении судебных расходов в сумме 00 рублей.
Представители ответчика ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Смышнова Н.И. и Махлычева Я.Н. возражали против удовлетворения требований истца Пупкова В.А. - опекуна Пупковой Е.А., считая их необоснованными и не соответствующими закону, по основаниям, указанным в представленных письменных возражениях на исковые требования.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив представленный ответчиком расчет пенсии истца, суд приходит к следующему.
Разрешая требования Пупкова В.А., действующего в интересах опекаемой Пупковой Е.А., о признании неправомерными действий УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району по переводу с ДД.ММ.ГГГГ Пупковой Е.А. с трудовой пенсии по случаю потери кормильца на социальную пенсию, суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленного требования истец приводит доводы о том, что заявление было взято с него обманным путем, без предоставления расчетов пенсии под предлогом, что социальная пенсия будет выше трудовой, что не соответствует действительности.
Однако эти доводы необоснованны не нашли своего доказательственного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно материалам пенсионного дела Пупковой Е.А., пенсия по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. была установлена органом пенсионного обеспечения – УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, со дня смерти ее матери П.Г.А. (в возрасте 00 лет) - с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления опекуна Пупкова В.А. о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ по нормам действующего Закона от 20.11.1991 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в размере 00 рублей.
Статьей 3 действовавшего на день назначения пенсии Закона № 340-I определено, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).
Исходя из смысла указанной нормы, Закон допускал назначение социальной пенсии даже при наличии права на трудовую пенсию, по желанию пенсионера.
В соответствии со статьей 5 Закона № 340-I гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначалась и выплачивалась одна из них, по их выбору.
В соответствии со ст. 113 этого Закона, социальная пенсия устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям - инвалидам; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Желание на получение Пупковой Е.А. социальной пенсии было выражено путем подачи ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном Пупковым В.А. соответствующего заявления, до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Доводы истца о том, что в связи с изменением пенсионного законодательства и вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Пупковой Е.А. не могла являться получателем социальной пенсии с указанной даты, суд считает несостоятельными.
Согласно статье 29 нового пенсионного Закона № 173-ФЗ перерасчету в соответствии с Законом № 173-ФЗ подлежали размеры трудовых пенсий, установленных по нормам Закона № 340-I. Социальные пенсии в соответствии с Законом №173-ФЗ перерасчету не подлежали.
Статьей 9 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. При этом в круг нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца входят, в том числе, дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет.
С 01.01.2002 года также вступил в силу Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Этот Закон установил основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Согласно данному Закону социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения.
Статьями 2, 11 Закона № 166-ФЗ установлено, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим ФЗ имеют, в том числе, дети умершей одинокой матери.
Как пояснили представители ответчика - УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району, при назначении Пупковой Е.А. социальной пенсии по заявлению опекуна, орган пенсионного обеспечения также руководствовался разъяснениями Минтруда и соцразвития РФ от 07.05.2002 года № 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 07.05.2002 года № 34, согласно которому при решении данного вопроса следует учитывать положения, содержащиеся в п. 1 ст. 18, п. п. 1 и 2 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, согласно которым вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления с его стороны, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии. В связи с этим, при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются: граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии; граждане, которые соответствуют данным условиям, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, определенном законодательством; граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.
Следовательно, социальная пенсия могла быть назначена лицам, как не имеющим, так и имеющим право на трудовую пенсию, если они заинтересованы в получении этой пенсии взамен трудовой.
ДД.ММ.ГГГГ Пупков В.А. подал заявление о назначении Пупковой Е.А. социальной пенсии. Поскольку согласно положениям п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ дети умершей одинокой матери не входят в круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, то подача этого заявления означала желание на назначение Пупковой Е.А. социальной пенсии, повлекшее утрату права на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии со ст. 62 Закона № 340-I размер пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву) устанавливался в размере 30 процентов заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери - в полуторном размере минимального размера пенсии по старости (часть первая ст. 17 Закона).
В соответствии с нормами Закона № 340-I, с 01.08.2001 года минимальный размер пенсии по старости составил 00 руб. 00 коп., следовательно, размер пенсии ребенку умершей одинокой матери составлял 00 руб. 00 коп.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ в целях повышения жизненного уровня пенсионеров с ДД.ММ.ГГГГ был установлен минимальный размер совокупной выплаты, включающий сумму государственной пенсии, в сумме 00 руб. в месяц. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер совокупной выплаты повышен до 00 руб.
На дату ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е. составлял 00 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ размер социальной пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. был установлен в сумме 00 руб. в соответствии с нормой статьи 62 Закона № 166-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства Управлением ПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району представлен расчет размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. по нормам Закона № 173-ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ.
Определение размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца по нормам статьи 16 Закона №173-ФЗ производится по формуле:
П = БЧ + СЧ, где
П - размер пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (00 рублей в месяц);
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Определение размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи производится по формуле:
СЧ = ПК / (Т х К) / КН, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона);
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 00 месяцам.
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему члену семьи.
Для определения размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца.
При этом, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
В силу пункта 1 ст.29 Закона 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего ФЗ по нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в ФЗ", пересчитываются в соответствии с настоящим ФЗ.
Согласно пункту 3 ст.29 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со ст.30 данного Закона.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" для лиц, которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом № 173-ФЗ "О государственных пенсиях в РФ", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Абзацем 2 пункта 6 ст.30 указанного Закона предусмотрено, что если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1 - 5 указанной статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
Согласно статье 3 Закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию имеют: граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"; нетрудоспособные члены семей вышеназванных лиц; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ.
Статьей 30 Закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определяет порядок осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Правоспособность застрахованного лица в отношениях по обязательному пенсионному страхованию прекращается его смертью. Нетрудоспособный член семьи умершего кормильца не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, поэтому в отношении него не может быть применим вариант определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренный пунктами 2 - 5 ст.30 данного Закона.
Поскольку определение расчетного пенсионного капитала получателя пенсии по случаю потери кормильца осуществляется исходя из оценки пенсионных прав кормильца, а не получателя этой пенсии, то получатель пенсии по потере кормильца не может выбрать вариант определения расчетного пенсионного капитала из общего трудового стажа и среднемесячного заработка кормильца.
Пунктом 7 ст.30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена возможность определения расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу (но не оценка его пенсионных прав), в порядке, предусмотренном для инвалидов, и только в одном случае - при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, определение расчетного пенсионного капитала получателя пенсии по случаю потери кормильца П.Г.А. на ребенка Пупкову Е.А. начиная с ДД.ММ.ГГГГ может быть произведено только исходя из установленной на ДД.ММ.ГГГГ пенсии по случаю потери кормильца.
Вследствие изложенного, для определения размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. по нормам Закона № 173-ФЗ необходимо определить расчетный пенсионный капитал умершего кормильца
по формуле ПК=(РП-БЧ) x (Т x К), где
ПК - расчетный пенсионный капитал умершего кормильца;
РП - расчетный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, определенный исходя из размера пенсии по случаю потери кормильца, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 00 руб.;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии (пункт 1 статьи 14 Закона № 173-ФЗ) - 00 руб.;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет (00 месяца);
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа умершего кормильца к 00 месяцам, определенный в соответствии с нормами статьи 16 Закона №173-ФЗ (К = 00
В соответствии с правилами статьи 30 Закона № 173-ФЗ, умножение указанного ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т) на отношение нормативной продолжительности страхового стажа производится в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Исходя из указанных положений закона, пенсионный капитал застрахованного лица (умершего кормильца П.Г.А.) равен:
00 руб.
В рассматриваемом случае, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца (количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца в данном случае - 1) определена по формуле:
СЧ = ПК /(Т х К)/ КН = 00
Таким образом, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пуковой Е.А., установленный с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 173-ФЗ по формуле П= БЧ+СЧ, где
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери, установленный в сумме 00
Вследствие изложенного, суд считает, что доводы истца о том, что с ДД.ММ.ГГГГ размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. был бы выше социальной (государственной), и заявление от опекуна было взято обманным путем, поскольку он был введен в заблуждение специалистами УПФ, не нашли должного подтверждения в ходе судебного заседания.
При этом, суд исходит из того, что доводы ответчика о произведенных расчетах пенсии Пупковой Е.А. нашли свое доказательственное подтверждение. Как усматривается из материалов дела, доказательств обращения опекуна П.З.М. в интересах опекаемой Пупковой Е.А. в клиентскую службу Управления с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца по новому пенсионному законодательству, не имеется, решений об отказе в установлении ей пенсии ответчиком не принималось.
Исходя из вышеизложенного, суд считает требования Пупкова В.А., заявленные в интересах Пупковой Е.А., о признании неправомерными действий ответчика по исчислению трудовой пенсии по случаю потери кормильца с нарушений требований законодательства с занижением общего трудового стажа умершего кормильца с 00 лет 00 месяцев 00 дней до 00 лет 00 месяцев 00 дней, с занижением возраста для отсчета нормативного трудового стажа, необходимого инвалиду для назначения пенсии по инвалидности, с 00 лет до 00 лет, завышением нормативного общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности, с 60 месяцев до 80 месяцев, с применением для расчета нормативной продолжительности общего трудового стажа не предусмотренной законом формулы 12 + ( В-18 ) х 4, по неверному определению величины расчетного пенсионного капитала с применением величины К= 0,4444, и при неполном трудовом стаже по пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», также не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В ходе судебного заседания ответчиком представлен альтернативный расчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. в соответствии с нормами Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В случае назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. подлежит применению норма, содержащаяся в пункте 7 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, то есть определение расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу, производится в порядке, предусмотренном статьей 30 Закона № 173-ФЗ в отношении лиц, ставших инвалидами, для последующего исчисления страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 173-ФЗ.
Из представленного ответчиком и проверенного судом расчета следует, что продолжительность общего трудового стажа умершего кормильца, подлежащего применению при определении расчетного пенсионного капитала, составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней, поскольку согласно записям в трудовой книжке П.Г.А., ее трудовая деятельность в качестве рабочего, служащего осуществлялась в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ определено, что величина расчетного пенсионного капитал при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (20 лет для женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. При этом при подсчете фактически имеющегося стажа учитываются и дни.
Для расчетов применена величина СК – это стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени) составляет 00 и повышается на 00 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более, чем на 00
Соответственно, в рассматриваемом случае стажевый коэффициент равен 00
Доводы истца о том, что при расчете трудовой пенсии по случаю потери кормильца при исчислении стажевого коэффициента необходимо учитывать продолжительность общего трудового стажа умершего кормильца 00 лет 00 месяцев 00 дня, поскольку при исчислении размера пенсии по нормам Закона № 173-ФЗ, в общий трудовой стаж подлежат включению периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, а также период учебы, которые ранее включались в общий трудовой стаж наравне с работой на основании статей 91, 92 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в РФ», суд считает необоснованными.
В обоснование требования заявитель ссылается также на Постановление Конституционного суда РФ от 09.01.2004 № 2-П.
Однако суд считает, что эти доводы истца противоречат действующему законодательству, основаны на неправильном толковании норм материального права по следующим основаниям.
Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в РФ", введенный в действие с 01.01.2002 года, установил основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
В соответствии со ст.31 указанного ФЗ со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", с 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (п.2).
Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ являлась норма, содержащаяся в п.4 ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст. 31 данного ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, в том числе периоды ухода за ребенком до трех лет.
Указанным Постановлением установлено, что до вступления в силу Закона "О трудовых пенсиях в РФ" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом РФ"О государственных пенсиях в РФ" (статьи 89 - 92, 95). Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан (п. 3.1.). В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
Таким образом, регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.
Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона "О государственных пенсиях в РФ" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).
Таким образом, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования».
Применение отдельных норм, содержащихся в Законе № 340-ФЗ, при исчислении пенсии по Закону №173-ФЗ, законодательством не предусмотрено.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что при расчете пенсии с 01.01.2002 года в соответствии с нормами закона № 173-ФЗ подлежит применению пункт 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, которым было определено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:
- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
- периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
- служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Согласно записям в трудовой книжке П.Г.А. имеет следующие периоды трудовой деятельности качестве рабочего, служащего (иные перечисленные периоды у П.Г.А. отсутствуют): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу изложенного, продолжительность общего трудового стажа умершего кормильца, подлежащего применению при определении расчетного пенсионного капитала, составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней.
Также с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».
Законом № 18-ФЗ определен порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ, а также порядок расчета объема этих средств.
Сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица соответствующих нестраховых периодов определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.
Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.
При этом нестраховые периоды, за которые предусматривается возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии не могут быть включены при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ.
В обоснование этих требований истец указывает, что нормативная продолжительность общего трудового стажа, применяемая для расчете трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с нормами нового пенсионного Закона № 173-ФЗ, необходимо рассчитывать на день установления умершему кормильцу инвалидности, применяя положение ст.29 действовавшего Закона № 340-I.
Однако, следует также то обстоятельство, что действовавшим до даты ДД.ММ.ГГГГ Законом № 340-I (статьей 60) также определено, что пенсия по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания устанавливается, если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж, который был бы ему необходим для назначения пенсии по инвалидности (статья 29 Закона).
То есть наличием нормативной продолжительности трудового стажа, в первую очередь, определялось право на пенсию, и требуемый стаж определялся на день смерти кормильца, а не на дату инвалидности.
С ДД.ММ.ГГГГ нормативная продолжительность страхового стажа кормильца рассчитывается по состоянию на день его смерти согласно ст. 16 Закона №173-ФЗ.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется в соответствии со статьей 16 Закона № 173-ФЗ и состоит из суммы базовой и страховой частей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) устанавливался в размере 00 рублей в месяц.
Согласно ст.16 Закона, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (за исключением трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери) каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца определяется по определенной формуле, где применяется следующие величины:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца (ст.29.1 настоящего ФЗ), учтенного по состоянию на день его смерти;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (п.1 ст.14 настоящего ФЗ);
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 00 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 00 лет составляет 00 месяцев и увеличивается на 00 месяца за каждый полный год возраста начиная с 00 лет, но не более чем до 00 месяцев;
На день смерти умерший кормилец Пупковой Е.А. – П.Г.А. достиг возраста 00 лет.
Таким образом, нормативная продолжительность страхового стажа умершего кормильца равна 00 мес. = 00 мес. + (00 - 00 лет) x 00, а не 00 месяцев, как утверждает истец.
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа умершего кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 00 месяцам соответственно равно 00 мес. / 00 мес. = 00
Действующее законодательство не содержит нормы, которой было бы определено, что при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца нормативная продолжительность трудового стажа определяется на день установления кормильцу инвалидности, а так же указанный возраст кормильца - 00 года, с которого, по мнению истца, начинает увеличиваться нормативная продолжительность страхового стажа умершего кормильца.
Действующая редакция Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона № 213-ФЗ) содержит формулу для исчисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца ребенка умершей одинокой матери П = [2 x ПК / (Т x К)] / КН + Б.
Также статьей 30.1 Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона № 213-ФЗ) определено, что величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ подлежит валоризации (повышению). При этом сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года.
Исходя из представленного расчета, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А., исчисленный по нормам Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона № 213-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ составляет 00 руб.
При том, размер получаемой Пупковой Е.А. социальной пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет 00 руб. 00 коп., и данное обстоятельство истцом не оспаривается
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2011 года №21 «Об утверждении коэффициента индексации с ДД.ММ.ГГГГ размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца», согласно которому размеры трудовых пенсий, в том числе и по случаю потери кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ индексируются в 00 раза.
Как следует из пояснений сторон, материалов дела, специалистами органа пенсионного обеспечения направлено Пупкову В.А. письменное разъяснение том, что с момента вступления в силу указанного Постановления размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. будет выше социальной и указало, что для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в клиентскую службу Управления.
Однако, до настоящего времени опекун Пупковой Е.А. - Пупков В.А. с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по случаю потери кормильца в Управление не обратился, и данное обстоятельство представителем истца также не оспаривается.
Разрешая исковые требования о возложении обязанности на орган пенсионного обеспечения произвести перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. согласно нормам пункта 6 статьи 30 и пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением порядка подтверждения трудового стажа, установленного для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом нормативной продолжительности общего трудового стажа 00 месяцев и стажевого коэффициента 00, суд приходит к следующему.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на пункты 9, 12 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.
Согласно положениям указанных пунктов статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2001 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Но, следует учитывать, что согласно статье 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон.
В соответствии с ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.
К такому же выводу можно прийти и исходя из положений статьи 29 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего ФЗ по нормам Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если при пересчете размера трудовой пенсии размер пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.
Таким образом, суд указанные доводы истца основанными на не неправильном толковании этого отдельно взятого положения Закона, в то время как эту норму необходимо применять в системной связи с иными нормами действующего пенсионного законодательства.
Исходя из чего, суд считает требования об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца Пупковой Е.А. согласно нормам пункта 6 статьи 30 и пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением порядка подтверждения трудового стажа, установленного для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом нормативной продолжительности общего трудового стажа 00 месяцев и стажевого коэффициента 00, не основанными на нормах закона и не подлежащими удовлетворению.
Оценив установленные по делу фактические обстоятельства в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, проанализировав нормы пенсионного законодательства применительно к заявленным требованиям Пупкова В.А. в интересах Пупковой Е.А., суд приходит к выводу о том, что требования о признании незаконными о признании неправомерными действий по переводу с ДД.ММ.ГГГГ с трудовой пенсии по случаю потери кормильца на социальную, по исчислению трудовой пенсии по случаю потери кормильца с нарушений требований законодательства с занижением общего трудового стажа умершего кормильца с 00 лет 00 месяцев 00 дней до 00 лет 00 месяцев 00 дней, с занижением возраста для отсчета нормативного трудового стажа, необходимого инвалиду для назначения пенсии по инвалидности, с 00 лет до 00 лет, завышением нормативного общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности, с 00 месяцев до 00 месяцев, с применением для расчета нормативной продолжительности общего трудового стажа не предусмотренной законом формулы, по неверному определению величины расчетного пенсионного капитала с применением величины К= 0,4444, при неполном трудовом стаже согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца согласно нормам пункта 6 статьи 30 и пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением порядка подтверждения трудового стажа, установленного для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом нормативной продолжительности общего трудового стажа 00 месяцев и стажевого коэффициента 00, не соответствуют нормам пенсионного законодательства.
Нарушений прав Пупковой Е.А. в области пенсионного обеспечения ответчиком УПФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району судом не установлено. Размер ее пенсии произведен правильно, в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
В части исковых требований Пупковой В.А. в интересах Пупковой Е.А. о компенсации морального вреда в размере 00 рублей суд полагает отказать по следующим основаниям. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями п.2 ст.1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права истца, то суд, исходя из вышеуказанных положений закона, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
Истцом также заявлено требование о взыскании понесенных судебных расходов в сумме 00 рублей.
В соответствии с правилами ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы; в случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку исковые требования Пупкова В.А., заявленные в интересах Пупковой Е.А., оставлены без удовлетворения, то руководствуясь правилами ГПК о распределении судебных расходов, суд считает, что указанные расходы истца не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пупкова В.А. в интересах Пупковой Е.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края о признании неправомерными действий по переводу с ДД.ММ.ГГГГ с трудовой пенсии по случаю потери кормильца на социальную, по исчислению трудовой пенсии по случаю потери кормильца с нарушений требований законодательства с занижением общего трудового стажа умершего кормильца с 00 лет 00 месяцев 00 дней до 00 лет 00 месяцев 00 дней, с занижением возраста для отсчета нормативного трудового стажа, необходимого инвалиду для назначения пенсии по инвалидности, с 00 лет до 00 лет, завышением нормативного общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности, с 00 месяцев до 00 месяцев, с применением для расчета нормативной продолжительности общего трудового стажа не предусмотренной законом формулы, по неверному определению величины расчетного пенсионного капитала при неполном трудовом стаже согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца согласно нормам пункта 6 статьи 30 и пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением порядка подтверждения трудового стажа, установленного для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовавшего до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом нормативной продолжительности общего трудового стажа 00 месяцев и стажевого коэффициента 00 предоставлении подробных расчетов пенсии для выбора наиболее выгодного варианта, компенсации морального вреда в размере 00 рублей, возмещении судебных расходов в сумме 00 рублей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Георгиевского городского суда Т.С.Ивашина