пересчет сумм взмещения вреда здоровью



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2010г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,

при секретаре Р

с участием прокурора Щедринова Д.А.,

а также с участием представителя истца ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО5 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск (далее - УСЗН Администрации г. Железногорск) о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью, о взыскании задолженности, мотивируя свои требования тем, что в 1986г. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, решением ВТЭК ЦМСЧ-51 от 27.07.1999 г. признан инвалидом 3 группы, установлена утрата трудоспособности 50%. УСЗН Администрации г. Железногорск ему назначены ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью (далее - ВВЗ).

Истец полагает, что исчисление размера возмещения вреда здоровью (далее - ВВЗ) ему должно производиться из среднемесячного заработка за 12 месяцев, предшествующих прекращению работы, повлекшей заболевание, индексация сумм возмещения вреда должна быть произведена в соответствии с правовыми нормами, установленными базовым Законом, в частности, за период с 30.06.2000г. - на коэффициент роста МРОТ - 1,581, с 01.01.2001г. - на коэффициент роста МРОТ - 1,515, с 01.01.2002г. до 01.01.2005г.- на коэффициенты роста прожиточного минимума для пенсионеров в Красноярском крае - суммы ВВЗ подлежат увеличению соответственно в 1,289; 1,207; 1,295 раза. С 01.01.2005г. - на коэффициент 1,11, с 01.01.2006г. - 1,09, с 01.01.2007г. - 1,08, с 01.01.2008г. - 1,105, с 01.01.2009г. - 1, 13, с 01.01.2010г. - 1,1 - коэффициенты, установленные Постановлениями Правительства РФ.

Истец ФИО5, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО3 (полномочия по доверенности) в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика - УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО4 (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала. Согласно позиции ответчика, индексация ВВЗ на индексы роста прожиточного минимума в субъекте РФ могла производиться лишь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 26.04.2004г. №31-ФЗ. Пояснила также, что индексация сумм ВВЗ производилась и производится истцу в соответствии с положениями законодательства - на индексы, установленные соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Представитель 3-го лица - отделения по г. Железногорску Управления федерального казначейства по Красноярскому краю - надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем извещении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Прокурор Щедринов Д.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании пояснениями сторон, письменными материалами дела установлено, что ФИО5 постоянно работал в Управлении механизации «Сибхимстрой» в должности машиниста экскаватора. В период с 20 октября 1986 года по 18 декабря 1986 года ФИО5 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работы им выполнялись в пределах 30-ти километровой зоны и непосредственно на объекте «Укрытие», куда был откомандирован приказом по Управлению Строительства «Сибхимстрой» от 20.10.1986г. Номер обезличен. По окончании работ ФИО5 был откомандирован к основному месту работы, где продолжал работать в прежней должности.

Решением ВТЭК ЦМСЧ-51 г. Железногорск от 22 июля 1999 года ФИО5 признан инвалидом 3 группы, ему установлено 50% утраты трудоспособности.

Истец получил инвалидность вследствие заболевания, связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а поэтому имеет право на возмещение вреда по нормам о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Железногорского городского суда от 29 мая 2003г. за ФИО5 было признано право на получение сумм возмещения вреда здоровью по правилам действовавшего на период установления инвалидности законодательства о чернобыльцах.

Железногорским городским судом 01 сентября 2004г., 13 октября 2005г., 22 сентября 2006г. принимались решения об индексации ранее взысканных судебным решением сумм возмещения вреда.

Определением Железногорского городского суда от 12 мая 2010г. вышеназванные решения отменены по вновь открывшимся обстоятельствам: при принятии судом решений не были применены все предусмотренные законом инфляционные индексы при индексации ежемесячных сумм возмещения вреда.

По этим основаниям исковые требования истца подлежат пересмотру.

В период со 02 марта 1996г. по 15 февраля 2001г. вопросы возмещения вреда, причиненного участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, регулировались п.25 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №12-44-1 (с последующими изменениями и дополнениями) в редакции Закона РФ от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ (далее - базовый Закон).

В соответствии с п.25 ст.14 базового Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, гарантируется выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Порядок определения заработка потерпевшего работника до 06.01.2000г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации №4214-1 от 24.12.1992г. (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. №180-ФЗ) (далее - Правила).

В соответствии со ст.14 Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Случаи, когда для определения среднего заработка может быть взят период работы менее 12 месяцев, исчерпывающе предусмотрены ст. 15 Правил.

Так, если стаж работы составил менее 12 месяцев, - среднемесячный заработок определяется за фактически проработанные месяцы, а также, в случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка может производиться исходя из заработка в новых условиях.

В соответствии с абзацем 1 п.2 Постановления ВС РФ от 24.12.1992г. №4214-1 (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. №180-ФЗ) заработок, из которого исчислен размер возмещения вреда, увеличивается для возмещения вреда, определенного в определенного в 1985г. - в 7 раз, в 1986г. - в 6,7 раза. В соответствии с абзацем 2 п.2 этого же Постановления суммы возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 01.01.91г. - в 6 раз.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Правил при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (в редакции ФЗ от 24.11.95г. №180-ФЗ). Размер среднемесячного заработка подлежал индексации пропорционально увеличению минимальных размеров пенсий.

С 06.01.2000г. вступил в силу ФЗ от 24.07.98г. №125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях, путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.

Право на назначение и выплату по названному Федеральному закону сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) на основании пункта 25 части первой статьи 14 распространяется на граждан, ставших инвалидами в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пунктом 6 ст. 12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривается возможность при подсчете среднего месячного заработка учитывать только тот заработок, который получен после того, как в заработной плате пострадавшего произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение.

Согласно материалам дела, по основному месту работы истца изменений, в том числе и устойчивых, квалификации, специальности или должности в период работы на ЧАЭС - не произошло. Работа на ЧАЭС носила командировочный характер, истец принимал участие в работах на ЧАЭС в течение 2 месяцев, по основному месту работы за ним сохранялся заработок.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Истец впервые обратился за возмещением вреда в период действия редакции базового Закона до внесения в него соответствующих изменений и расчет ежемесячных выплат в возмещение вреда должен был быть произведен с учетом действовавшего на момент обращения законодательства.

С учетом изложенного, и исходя из позиции истца, суд полагает, что в основу расчета сумм возмещения вреда должен быть взят заработок, полученный истцом в течение 12 месяцев, предшествующих увечью, в том числе и заработок, полученный на ЧАЭС.

Так, среднемесячный заработок истца составил:

((98, 46 руб. (заработок за декабрь 1985г.) х 7 + (7402, 3 руб. (заработок за 11 месяцев 1986г.) х 6,7)): 12 = 4190, 39 руб. (деноминированных). Указанный размер среднего заработка ответчиком не оспаривается.

4190, 39 х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,8 х 1,3 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 х 1,1 х 1,21 (пенсионные коэффициенты) х 6 = 4750, 8 руб.

С учетом 50% утраты трудоспособности сумма возмещения вреда составляет 2375, 40 руб.

Таким образом, суд полагает, что указанная сумма возмещения вреда, рассчитанная в соответствии с требованиями законодательства, соответствует реально причиненному вреду здоровью ФИО5

Требования истца об индексации сумм возмещения вреда являются обоснованными по следующим основаниям:

В соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ базового Закона (в редакции, действовавшей до принятия ФЗ РФ от 12.02.01г. №5-ФЗ) государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан.

До внесения изменения в базовый Закон индексация всех выплат в возмещение вреда производилась при соответствующем увеличении минимального размера оплаты труда.

Таким образом, определенные к выплате истцу суммы подлежат индексации на коэффициенты увеличения МРОТ в соответствии со ст.3 ФЗ №82 от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2000г. в 1,581 раза и с 01.01.2001г. - в 1, 515 раза, поскольку они были введены до внесения изменений в п.25 ст. 14 базового Закона, то есть до 15.02.2001г. (вступления в действие ФЗ №5-ФЗ от 12.02.2001г.).

Федеральным законом №5-ФЗ от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения в механизм индексации сумм возмещения вреда - размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П, установлено, что при определении порядка обеспечения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.

Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия.

При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов - чернобыльцев, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 октября 2005 года №364-О, исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Истец избрал и имеет право на наиболее благоприятный для него механизм расчета сумм возмещения вреда - исходя из заработка с учетом утраты трудоспособности, с индексацией указанных сумм на величину роста прожиточного минимума в субъекте РФ.

В соответствии с п.5 «Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской федерации и в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ №192 от 17.02.1999г. (в редакции от 16.03.2000 №232) истец, получающий пенсию по инвалидности, относится к социально-демографической группе - пенсионеры.

Для расчета соответствующей индексации суд применяет данные, полученные по запросу суда, из Департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края, согласно которым расчетные показатели темпов роста величины прожиточного минимума для пенсионеров по Красноярскому краю составили: 2001г. к 2000г. - 128, 9%, 2002г. к 2001г. - 120, 7%, 2003г. к 2002г. - 129,5%.

В соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции от 22 августа 2004г. №122-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Для индексации сумм возмещения вреда начиная с 2005г., суд применяет положения Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г. №326, а также нормы Постановлений Правительства РФ от 07 мая 2005г. №292. С 01.01.2005г. индексация сумм возмещения вреда здоровью осуществляется с применением коэффициента 1, 11.

Постановлениями Правительства РФ от 25.04.2006г. №246, от 21.03.2007г. №171, от 21.12.2007г. №914 (с изменениями от 03.09.2008г. №655, от 24.12.2008 №992, от 07.07.2009г. №545, от 16.12.2009г. №1024) индексация ежемесячной денежной компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными Законами о федеральном бюджете на 2006г - 2009г., соответственно: с 01.01.2006г. с применением коэффициента 1,09; с 01.01.2007г. - 1,08, с 01.01.2008г. - 1,105, с 01.01.2009г. - 1,13, с 01.01.2010г. - 1,1.

Таким образом, суммы ВВЗ, подлежащие выплате, составляют:

С учетом 50% утраты трудоспособности сумма возмещения вреда составила 2375, 40 руб.

С 22.07.99г. по 30.06.2000 г., то есть за 11 месяцев 10 дней эта сумма составляет: 2375, 40 х 11 + 2375, 40:31х10 =26 895,66 руб.

С 01.07.2000г. по 31.12.2000г. эта сумма составила: 2375, 40 руб. х 1, 581 = 3755, 51 руб. х 6 месяцев = 22533, 06 руб.

С 01.01.2001г.: 3755, 51 х 1, 515 = 5689, 60 х 12 = 68 275, 20 руб.

С 01.01.2002г.: 5689, 60 х 1, 289 = 7333, 89 х 12 = 88 006, 68 руб.

с 01.01.2003г. 7333, 89 х 1, 207 = 8852, 01 х 12 = 106 224, 12 руб.

с 01.01.2004г. 8852, 01 х 1, 295 = 11463, 35 х 12 = 137 560, 20 руб.

с 01.01.2005г. 11463, 35 х 1, 11 = 12724, 32 х 12 = 152 691, 84 руб.

с 01.01.2006г. 12724, 32 х 1, 09 = 13869, 51 х 12 = 166 434 12 руб.

с 01.01.2007г. 13869, 51 х 1, 08 = 14979, 07 х 12 = 179 748, 84 руб.

с 01.01.2008г. 14979,07 х 1,105 = 16551, 88 х 12 = 198 622, 56 руб.

с 01 01.2009г. 16551, 88 х 1, 13 = 18703, 62 х 12 = 224 443, 44 руб.

с 01.01.2010г. 18703, 62 х 1, 1 = 20 574 х 3 = 61 721, 96 руб.

Таким образом, с 01.04.2010г. на будущее (до следующей индексации) ежемесячная денежная компенсация, подлежащая выплате истцу, составляет 20 574 руб.

Итого, с учетом приведенных расчетов, с 22.07.1999г. по 31.03.2010г. истцу должно было быть выплачено в возмещение вреда: 1 433 157, 68 руб.

Согласно справке УСЗН от 15.03.2010г. №04-01-11/643 по состоянию на 31.03.2010г. ФИО5 за указанный период выплачено: 1 337 364, 13 руб.

Таким образом, задолженность по недополученным суммам составляет 95 793, 55 рубля.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и на основании ст. 91 ч.1 п.1, п.5 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход государства государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО5, начиная с 01 апреля 2010г., ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 20 574 (двадцать тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО5 задолженность по недополученным суммам возмещения вреда здоровью в размере 95 793 (девяносто пять тысяч семьсот девяносто три) рубля 55 коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО ... в федеральный бюджет за счет казны Российской Федерации государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Исполнительный лист, выданный на основании судебного решения от 22 сентября 2006г. о взыскании с УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск в пользу ФИО5 ежемесячных денежных сумм, отозвать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 12 июня 2010г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова