признание погрузочно-разгрузочной деятельности незаконной



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2010 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Потехиной О.Б., при секретаре М, с участием представителя истца- помощника прокурора ЗАТО г.Железногорск Щедринова Д.А., представителя ответчика ООО ... ФИО0 (полномочия по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью ... о признании действий по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам без лицензии незаконными и обязании прекратить указанную деятельность до получения лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью ... (далее по тексту ООО ... о признании действий по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам без лицензии незаконными и обязании прекратить указанную деятельность до получения лицензии. В обосновании своих требований указал, что в период с 29.03.2010 года по 12.04.2010 года проведена проверка соблюдения ООО «... законодательства о лицензировании при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам. В ходе проверки установлено, что ООО ...» являясь юридическим лицом, созданным с целью извлечения прибыли, не имея лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, систематически осуществляет указанную деятельность в отсутствие специального разрешения. Так, установлен факт, что 25 марта 2010 года на подъездном железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ООО ... на праве собственности, расположенном по адресу: ..., сотрудником ООО «... ФИО5 производилась выгрузка бензина моторного из цистерны Номер обезличен, согласно железнодорожной транспортной накладной Номер обезличен. ООО ... согласно предоставленным в прокуратуру сведениям, объяснениям ФИО5 и директора ФИО4- систематически получает горюче-смазочные материалы, выгрузку которых осуществляет своими силами, и предоставляет услуги по их хранению на складе горючесмазочных материалов, согласно договору хранения, за вознаграждение. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 1 16-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности. В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию в сфере железнодорожного транспорта подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Согласно Приложению № 1 и № 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных указанием МЧС РФ 31.10.1996 № 9/733/3-2, МПС РФ 25.11.1996 № ЦМ-407 бензин моторный отнесен к категории опасных грузов. В соответствии с приложением № 1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50 и с учетом ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» транспортирование, погрузка, выгрузка опасных веществ - это составляющие перевозки опасных грузов, и являются отдельными видами деятельности.

Перечисленные нарушения создают угрозу безопасности для работников ООО ...», а также работников предприятий, расположенных вблизи места проведения разгрузочных работ, предприятий и учреждений, расположенных вблизи железнодорожного подъездного пути, где осуществляет свою деятельность ООО ...», а также посторонних граждан, которые могут находиться вблизи указанной территории, на подъездном железнодорожном пути необщего пользования. Таким образом, действиями ООО ... нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение их безопасности и интересы Российской Федерации, кроме того, нарушаются интересы Российской Федерации, что выражается в неисполнении требований действующего на территории Российской Федерации законодательства. При несвоевременном получении лицензионных сборов, которые в силу ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации являются доходом бюджета Российской Федерации, государственные органы, в данном случае Ространснадзор РФ, не имеет возможности выполнить обязательства, связанные с финансированием расходов бюджета, в том числе социальных программ, что затрагивает как интересы Российской Федерации, так и публичный интерес- интересы неопределенного круга лиц. Просит удовлетворить заявленные требования на основании ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, в силу которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей угрозу.

В судебном заседании прокурор- помощник прокурора ЗАТО г.Железноготрск Щедринов Д.А., участвующий в деле на основании поручения Красноярского транспортного прокурора, поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что в силу ст.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, в связи с чем, осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов на железнодорожном транспорте без лицензии может повлечь причинение вреда.

Представитель ответчика ФИО0 (полномочия по доверенности) исковые требования не признал, при этом пояснил следующее. Так как истец основывает свои требования на ст. 1065 ГК РФ), кроме того, ответчик заплатил предусмотренный действующим законодательством сбор 06.04.2010г. Законодателем определено, что в данном случае имеет место административное правонарушение, за совершение которого ООО «... и директор привлечены к ответственности. Таким образом, основания для прекращения погрузочно-разгрузочной деятельности ответчика отсутствуют. При этом представитель ответчика не оспаривал осуществление ООО ... погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте опасных грузов, а также необходимость получения специальной лицензии для осуществления данной деятельности, пояснил, что в настоящее время направлены документы в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии, лицензирование проводится в общем порядке, договора страхования гражданской ответственности либо сертификата соответствия международным стандартам данной деятельности у ООО «... не имеется.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 года № 134 (далее по тексту- Положение), установлено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Статья 2 Федерального Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Согласно Приложению № 4 к Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС России 31.10.1996 за № 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 за № ЦМ-407, опасные грузы- это вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели или заболеваниям людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений и транспортных средств, отнесение к которым основано на соответствующих классификационных показателях и критериях (ГОСТ 19433).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основными видами деятельности, которыми занимается ООО «...», является оптовая и розничная торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, хранение и складирование нефти и продуктов её переработки.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, у ответчика имеется железнодорожный путь необщего пользования, на который подаются вагоны с моторным топливом, в т.ч. бензином моторным, который согласно Приложению № 4 к Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС России 31.10.1996 за № 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 за № ЦМ-407, отнесен к категории опасных грузов. Слив указанного топлива осуществляется силами общества.

Суд считает, что осуществление силами общества слива нефтепродуктов (бензина) в процессе осуществления деятельности по оптовой и розничной торговле моторным топливом относится к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и согласно вышеперечисленным нормам законодательства Российской Федерации требует обязательного наличия лицензии.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 мая 2010 года ООО ... привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, направленной на систематическое получение прибыли, без соответствующей лицензии.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 13 мая 2010 года мирового судьи судебного участка Номер обезличен в ЗАТО Железногорск Красноярского края директор ООО ... ФИО4 признан виновным в правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 мая 2010 года и постановлением по делу об административном правонарушении от 13 мая 2010 года мирового судьи судебного участка Номер обезличен в ЗАТО Железногорск Красноярского края, вступившими в законную силу, установлены обстоятельства осуществления ответчиком погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии.

В силу ч.ч.2 и 3 ст.61 ГПК РФ данные обстоятельства обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию лицами, участвующими в деле; в настоящем судебном заседании представитель ответчика данные обстоятельства признал и не оспаривал.

Суд также соглашается с доводами истца о том, что осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов на железнодорожном транспорте без лицензии создает опасность причинения вреда в будущем.

В соответствии со ст.55 (части 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу статьи 2 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статья 4 названного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относит виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Тем самым данное положение реализует названную конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

Статьей 6 названного Закона предусмотрено, что лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, из содержания которого следует, что предусмотренные данным Положением лицензионные требования и условия являются обязательными для выполнения лицензиатом соискателем лицензии.

Таким образом, на основании вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которые согласно определению, в силу присущих им свойств при определенных условиях при погрузочно-разгрузочных работах могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорт и третьих лип, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, без лицензирования, т.е. разрешения осуществлять эту деятельность только после проверки соответствия необходимым требованиям и условиям, создает реальную опасность причинения вреда в будущем, и максимально возможное снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан при осуществлении названной деятельности не может быть достигнуто без лицензирования.

При этом суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что указанные им обстоятельства, а именно то, что: все работники ответчика обучены проведению погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с установленными требованиями безопасности, ответчиком разработаны и утверждены уполномоченными органами необходимые документы по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций, ответчиком подано заявление на выдачу лицензии; в течение года осуществляются погрузочно-разгрузочные работы ни разу не происходило никаких случаев, которые могли бы создавать опасность причинения вреда или ее угрозу- исключают опасность причинения вреда в будущем.

Так, Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в качестве лицензионных условий осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами наряду с другими, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертифицированных в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, погрузочно-разгрузочных устройств и сооружений, соответствующих требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, используемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии и другие. По мнению суда, выполнение указанных и иных условий, предусмотренных Положением, возможно проверить только при проведении процедуры лицензирования.

В соответствии со ст.9 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» плановые проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям не проводятся, а также не проводится проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом только в отношении лицензиата, выбравшего упрощенный порядок лицензирования. Упрощенный порядок лицензирования может применяться по заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Как установлено в судебном заседании- у ответчика отсутствует договор страхования гражданской ответственности, а также сертификат соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам, в связи с чем, он подлежит проверке возможности выполнения лицензионных требований и условий со стороны лицензирующего органа.

Наличие в действиях ответчика по осуществлению погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии состава административного правонарушения не исключает принятие решения о запрещении данной деятельности с применением норм гражданского законодательства.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Смысл названной нормы закона заключается в предупреждении причинения вреда, указанной нормой права предусмотрен случай, когда вреда в настоящем нет и одновременно существует опасность причинения вреда в будущем.

В соответствие с указанными нормами права, с учетом установленных обстоятельств, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд соглашается с доводами истца и полагает, что осуществление ответчиком погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии создает угрозу безопасности для работников ООО ...», а также других жителей ЗАТО Железногорск. Таким образом, действиями ООО «... нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение их безопасности, в связи с чем, прокурор вправе обратиться с данным заявлением в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «... по осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам без лицензии незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «... прекратить погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, осуществляемую применительно к опасным грузам до получения соответствующей лицензии.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 07 июня 2010 года.

Судья Железногорского городского суда О.Б. Потехина