№ 2- 1354/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2010 года г. Железногорск
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Колегов П.В., при секретаре судебного заседания Браун Н.В., с участием помощника прокурора прокуратуры ЗАТО г.Железногорск Красноярского края Стариковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наберушкина С.Н. к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края, Отделению по г. Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю об индексации сумм возмещении вреда здоровью, -
УСТАНОВИЛ:
Наберушкин С.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск (далее - УСЗН Администрации г.Железногорск), Отделению по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, об индексации сумм возмещении вреда здоровью (далее ВВЗ). Свои требования истец обосновывает тем, что является инвалидом 3 группы с 50% утратой трудоспособности вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и полагает, что базовая сумма ВВЗ ему должна быть установлена из среднемесячного заработка за 12 месяцев, предшествующих увечью, он имеет право на перерасчет сумм ВВЗ в связи с увеличением процента утраты трудоспособности, индексация сумм возмещения вреда должна быть произведена в соответствии с правовыми нормами, установленными базовым Законом, в частности, с 01.07.2000 года - на коэффициент роста МРОТ - 1,581, с 01.01.2001г. - на коэффициент роста МРОТ - 1,515, с 01.01.2002г. до 01.01.2005г.- на коэффициенты роста прожиточного минимума для пенсионеров в Красноярском крае - суммы ВВЗ увеличены соответственно в 1,289; 1,207; 1,295 раза. С 01.01.2005г. - на коэффициент 1,11, с 01.01.2006г. - в 1,09, с 01.01.2007г. - в 1,08 раза, с 01.01.2008г. - в 1,105 раза, с 01.01.2009г. - 1,13 раза - коэффициенты, установленные Постановлениями Правительства РФ. В связи с чем, истец просит взыскивать ежемесячно с УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещении вреда здоровью в размере 6017 руб. 85 коп.
В судебном заседании истец Наберушкин С.Н. и его представитель, действующий по заявлению Сперанский В.К., настаивали на заявленных требованиях.
В судебном заседании представитель ответчика - УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Милюшина О.В. (полномочия по доверенности) - исковые требования не признала, пояснив, что с 15.02.2001 года, в связи с вступлением Федерального закона от 12.02.2005 года № 5-ФЗ в силу, индексирование компенсаций в возмещение вреда здоровью предусматривались с учетом коэффициента роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Федеральным законом от 29.05.2004 года № 31-ФЗ внесены изменения по порядку индексации размеров компенсаций в возмещение вреда здоровью: индексирование выплат чернобыльцам должно осуществляться с учетом уровня инфляции, устанавливаемого законом о бюджете на очередной финансовый год. Индексирование с применением коэффициентов роста величины прожиточного минимума, установленной в Красноярском крае, УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск самостоятельно произвести не может.
Представитель соответчика - отделения федерального казначейства, по г.Железногорску Белова О.Г. (полномочия по доверенности) в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, адресовав суду письменное ходатайство.
Прокурор Старикова О.В. полагала исковые требования подлежащими полному удовлетворению, поскольку они законны и обоснованны.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании пояснениями сторон, письменными материалами дела установлено, что Наберушкин С.Н. в 1986 году являлся военнослужащим срочной службы, с 18 августа 1986 года по 23 октября 1986 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работы им выполнялись в пределах 30-километровой зоны Чернобыльской АЭС и непосредственно на объекте «Укрытие» (аварийный энергоблок, третья зона радиационной опасности), поскольку все военнослужащие войсковых частей, призванных на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в обязательном порядке один или несколько дней работали на аварийном энергоблоке ЧАЭС.
Решением ВТЭК ЦМСЧ-51 г. Железногорск от 16 июля 1997 года Наберушкин С.Н. признан инвалидом 3 группы, ему установлена 40 % утрата трудоспособности.
Решением ВТЭК ЦМСЧ -51 г. Железногорск от 07 июля 1999 года Наберушкин С.Н. признан инвалидом 3 группы, ему установлена утрата 50 %. Истец получил инвалидность вследствие заболевания, связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а поэтому имеет право на возмещение вреда по нормам о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Железногорского городского суда Красноярского края от 19 мая 2004 года установлена сумма возмещения вреда здоровью с учетом 50 % утратой трудоспособности с 01.07.2000 года в размере 694 руб. 80 коп. С 01 января 2004 года с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск ежемесячно взыскивается за счет казны Российской Федерации в пользу Наберушкина С.Н. возмещение вреда здоровью в размере 2368 руб. 05 коп.
Определением Железногорского городского суда от 12 июля 2010г. в связи со вновь открывшимися обстоятельствами отменены решения Железногорского городского суда от 19 мая 2004г., от 13 октября 2006г., которыми по исковым требованиям истца были определены ко взысканию и проиндексированы ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Действующим законодательством установлен особый порядок возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих. В пункте 2 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в редакция Закона от 18 июня 1992 года) было установлено, что военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет, права на возмещение вреда здоровью не имеют. Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года N 18-П норма была признана не конституционной и не подлежащей применению с 1 июня 1998 года. До 1 июня 1998 года Федеральному Собранию РФ предлагалось законодательно урегулировать вопрос о праве инвалидов - чернобыльцев из числа военнослужащих на возмещение вреда здоровью. Однако к указанному времени соответствующий закон принят не был. В этой связи в судебной практике иски военнослужащих, предъявленные после 1 июня 1998 года, разрешались с применением по аналогии Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года.
Поскольку 15 февраля 2001 года вступил в силу ФЗ от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статье 3 которого урегулирован вопрос о порядке возмещения вреда инвалидам - чернобыльцам из числа военнослужащих, с 15 февраля 2001 года суды не вправе применять при рассмотрении исков военнослужащих иные правовые нормы, в том числе Правила возмещения вреда. Во исполнение ст. 3 упомянутого Закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ Правительством РФ принято Постановление N 455 от 8 июня 2001 года, которым утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24июля 1998 года № 125-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного исчисляются путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествующих месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев. В случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
В соответствии с ч.3 ст. 11 Правил при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (в редакции ФЗ от 24.11.95г. №180-ФЗ). Размер среднемесячного заработка подлежал индексации пропорционально увеличению минимальных размеров пенсий.
Таким образом, требования истца, впервые обратившегося за возмещением вреда в июле 1997 года, об исчислении размера возмещения вреда исходя из заработка, полученного за 12 последних месяцев, предшествующих прекращению работы, повлекшей заболевание, являются обоснованными.
Среднемесячный заработок истца составляет, из расчета:
((858650 руб. 00 коп. + 858650 руб. 00 коп. (заработок за февраль и март 1996г.) х 1,2 х 1.1 + (13864903 руб. 00 коп. (заработок с 01.09.1996г. по 30.06.1997г.) х 1,1)) : 12 = 1389 руб. 60 коп. (деноминированных).
С учетом 40% утраты трудоспособности сумма возмещения вреда составляет 555 руб. 84 коп. с 16.07.1997г.
С учетом 50% утраты трудоспособности сумма возмещения вреда составляет 694 руб. 80 коп. с 01.08.1998г.
С 16.07.1997г. по 06.07.1999г. (до изменения процента утраты трудоспособности), то есть за 23 месяца 21 день истцу должна быть выплачена сумма возмещения вреда в размере:
555,84 х 23 = 12784,32 руб. за 23 месяца,
555,84 : 30 х 21 = 389,13 руб. за 21 день,
Итого: 12784,32 + 389,13 = 13173,45 руб.
С 07.07.1999г. по 30.06.2000г. с учетом 50% утраты трудоспособности, то есть за 11 месяцев 25 дней истцу должно быть выплачено:
694,80 х 11 = 7642,80 руб. за 11 месяцев,
694,80 : 30 х 25 = 579,80 руб. за 25 дней.
Итого: 579,80 + 7642,80 = 8221,80 руб.
Требования истца об индексации сумм возмещения вреда являются обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ базового Закона (в редакции, действовавшей до принятия ФЗ РФ от 12.02.01г. №5-ФЗ) государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан.
До внесения изменения в базовый Закон индексация всех выплат в возмещение вреда производилась при соответствующем увеличении минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом №5-ФЗ от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения в механизм индексации сумм возмещения вреда - размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, то есть, законодатель перестал отождествлять денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, с суммами, выплачиваемыми в возмещение вреда, причиненного при исполнении работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, определенные ранее к выплате истцу суммы подлежат индексации на коэффициенты увеличения МРОТ в соответствии со ст.3 ФЗ №82 от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2000г. в 1,581 раза и с 01.01.2001г. - в 1, 515 раза, поскольку они были введены до внесения изменений в п.25 ст. 14 базового Закона, то есть до 15.02.2001г.
Расчеты сумм возмещения вреда с учетом названных коэффициентов следующие:
С учетом 50% утраты трудоспособности сумма возмещения вреда составила 694 руб. 80 коп.
С 01.07.2000 г. сумма возмещения вреда здоровью составила:
694 руб. 80 коп. х 1,581 = 1098 руб. 48 коп.
Эта сумма должна была выплачиваться истцу с 01.07.2000г. по 31.12.2000г., то есть в течение 6 месяцев, и, составляет 6590 руб. 88 коп., из расчета:
1098,48 х 6 = 6590 руб. 88 коп.
С 01.01.2001г. сумма возмещения вреда составила:
1098 руб. 48 коп. х 1,515 = 1664 руб. 20 коп.
С 01.01.2001г. по 31.12.2001г. должно быть выплачено истцу 19970 руб. 40 коп. из расчета:
1664 руб. 20 коп. х 12 мес. = 19970 руб. 40 коп.
Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения в механизм индексации сумм возмещения вреда - размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П установлено, что при определении порядка обеспечения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.
Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия.
При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов - чернобыльцев, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 октября 2005 года №364-0, исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.
Указано, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Истец избрал и имеет право на наиболее благоприятный для него механизм расчета сумм возмещения вреда - исходя из заработка с учетом утраты трудоспособности, с индексацией указанных сумм на величину роста прожиточного минимума в субъекте РФ.
В соответствии с п. 5 «Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской федерации и в субъектах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ №192 от 17.02.1999г. (в редакции от 16.03.2000 №232) истец, получающий пенсию по инвалидности, относится к социально-демографической группе - пенсионеры.
Для расчета соответствующей индексации суд применяет данные, полученные по запросу суда, из Департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края, согласно которым расчетные показатели темпов роста величины прожиточного минимума для пенсионеров по Красноярскому краю составили: 2001г. к 2000г. - 128, 9%, 2002г. к 2001г. - 120, 7%, 2003г. к 2002г. - 129,5%.
1664,20 х 1,289 = 2145,15 руб. х 12 мес. = 25741 руб. 80 коп. за 2002 год;
2145,15 х 1,207 = 2589,20 х 12 месяцев = 31070 руб. 40 коп. за 2003 год,
2589,20 х 1,295 = 3353,01 х 12 месяцев = 40236 руб. 12 коп. за 2004 год.
В соответствии с ч. З ст. 5 базового Закона (в редакции от 22 августа 2004г. №122-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для индексации сумм возмещения вреда начиная с 2005г., суд применяет положения Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г. № 326, а также нормы Постановлений Правительства РФ от 07 мая 2005г. № 292 (в редакции от 24.03.2006г.). С 01.01.2005г. индексация сумм возмещения вреда здоровью осуществляется с применением коэффициента 1,11.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006г. №246 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.03.2007г. №143) - индексация ежемесячной денежной компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2006г.».
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007г. №171 с 01.01.2007г. индексация ежемесячной денежной компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2007г.».
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007г. № 914 (с изм. от 24.12.2008г., 07.07.2009 г.) индексация ежемесячной денежной компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется с применением коэффициента 1,105 с 01 января 2008 года и коэффициентом 1,13 с 01 января 2009 года.
Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009г. № 1024 индексация ежемесячной денежной компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется с применением коэффициента 1,1 с 01 января 2010 года.
3353,01 х 1,11 = 3721,84 х 12 месяцев = 44662,08 руб. за 2005 год,
3721,84 х 1,09 = 4056,81 х 12 месяцев = 48681,72 руб. за 2006 год,
4056,81 х 1,08 = 4381,35 х 12 месяцев = 52576,20 руб. за 2007 год,
4381,35 х 1,105 = 4841,39 х 12 месяцев = 58096,68 руб. за 2008 год,
4841,39 х 1,13 = 5470,77 х 12 месяцев = 65649,24 руб. за 2009 года,
5470,77 х 1,1 = 6017,85 х 4 месяца (по 27.04.2010 года) = 24071,40 руб. за 4 месяца 2010 года.
Таким образом, с 01.05.2010г. на будущее (до следующей индексации) ежемесячная денежная компенсация, подлежащая выплате истцу, составляет 6017 руб. 85 коп.
Итого, с учетом приведенных расчетов, с 16.07.1997 г. по 27.04.2010г. истцу должно быть выплачено в возмещение вреда: 13173,45 + 8221,80 + 6590,88 + 19970,40 + 25741,80 + 31070,40 + 40236,12 + 44662,08 + 48681,72 + 52576,20 + 58096,68 + 65649,24 + 24071,40 = 438742,17 руб.
Согласно справке УСЗН от 27.04.2010г. Наберушкину С.Н. из средств Федерального бюджета через УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск с 16.07.1997 года по 30.04.2010 года фактически выплачено 490278 руб. 37 коп.
Таким образом, задолженность ответчика по выплате компенсации в возмещении вреда перед истцом отсутствует.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Наберушкина С.Н. удовлетворить.
Взыскивать с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск в пользу Наберушкина С.Н. ежемесячную денежную выплату возмещения вреда здоровью в размере 6017 (шесть тысяч семнадцать) руб. 85 коп., начиная с 01 мая 2010 года.
Исполнительный лист, выданный на основании судебного решения от 13 октября 2006 года о взыскании с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО Железногорск в пользу Наберушкина С.Н. ежемесячных денежных сумм, отозвать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд со дня изготовления мотивированного решения суда, то есть с 06 августа 2010 года.
Судья Железногорского городского суда П.В. Колегов