№ 2-113/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 3 марта 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Каратаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Г» о понуждении разработать и согласовать Правила внутреннего контроля, У С Т А Н О В И Л : Прокурор ЗАТО г. Железногорск обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Г» (далее по тексту - ФГУП «Г») с требованием о понуждении разработать и согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекций пробирного надзора Правила внутреннего контроля. Прокурор мотивировал свои требования следующим. Прокуратурой ЗАТО г. Железногорск по заданию прокуратуры Красноярского края проведена проверка исполнения ФГУП «Г» требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки установлено, что 04.09.2008 ФГУП «Г» постановлено на специальный учет в Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Срок действия свидетельства о постановке на специальный учет установлен до 04.09.2013 г. ФГУП «Г» является коммерческой организацией и действует на основании Устава. В соответствии с п. 2.2 Устава одним из видов деятельности предприятия является: производство драгоценных металлов и сплавов из них, производство изделий из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней; выполнение работ с использованием драгоценных металлов, алмазов, оборудования, содержащего драгоценные металлы либо алмазы. Согласно сведениям, представленных Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора, ФГУП «Г» включено в реестр организаций не согласовавших правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Часть 9 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает, что контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу вышеуказанного Постановления, и предоставляются для согласования в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Прокуратурой города установлено, что ФГУП «Г» до сих пор не разработало и не согласовало с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля, чем нарушило требования вышеуказанного федерального законодательства. Бездействием ФГУП «Г» затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, закрепленные в ст. 1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В судебном заседании помощник прокурора района Лаурс Е.С. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления. Представитель ответчика Бурцев Ю.Я. (полномочия на основании доверенности) иск не признал, дал суду следующие пояснения. Выявив факт нарушения федерального законодательства, прокуратура в пределах полномочий, предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», внесла в адрес руководства предприятия представление от 27.09.2010 № 7/1-2010, которое было рассмотрено, признано обоснованным, и в рамках установленного законом месячного срока был дан исчерпывающий ответ на представление. В целях устранения нарушения закона, предприятием разработаны Правила внутреннего контроля, которые 21.10.2010 зг. а исх. № 01-30-01/4651 направлены в Восточно-Сибирскую инспекцию пробирного надзора для рассмотрения и согласования, как этого требует законодательство. 28.08.2009 г. за № 1610 был издан приказ по предприятию «О разработке Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанное свидетельствует о том, что все конкретные действия ФГУП «Г», направленные на выполнение требований федерального законодательства, и зависящие от предприятия, выполнены. Без согласования Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора утвердить Правила не представляется возможным по причинам, не зависящим от предприятия. Каких-либо законных оснований повлиять на ускорение процесса согласования Правил государственным органом контроля у ФГУП «Г» не имеется. Такой способ защиты нарушенных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, несоразмерен ситуации, поскольку фактически ФГУП «Г» выполнены все предусмотренные законодательством действия по разработке и согласованию Правил внутреннего контроля. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Г» состоит на специальном учете в госинспекции на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а именно: применение драгоценных металлов для производственных целей: изделия из металлической платины (лабораторная посуда, электроды, ячейки, порошок, проволока, лист, сетка, катализаторы, термопары, термометры сопротивления), изделия из металлического серебра, золота, соли серебра, платины, при производстве ядерных материалов; дезактивация давальческого шлихового сырья драгоценных металлов и изделий из драгоценных металлов учтенных на балансе "Г", при производстве драгоценных металлов. (Свидетельство о постановке на специальный учет№ от 04 сентября 2008г.). Правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программы его осуществления на рассмотрение в госинспекцию представлены 21.10.2010 г. В согласовании правил внутреннего контроля отказано 19.11.2010 г. исх. №30-03-01/1673 по причине несоответствия содержания правил действующим законодательным и нормативным актам Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма. Организации было предложено устранить замечания в течение 5 дней с момента получения уведомления, однако больше правила внутреннего контроля на рассмотрение и согласование от организации в госинспекцию не поступали. В соответствии с требованиями п.2 ст.7 от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Согласно п. 13.15 Приказа Министерства финансов РФ от 12 декабря 2005 г. №327 «Об утверждении положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации» Российская государственная пробирная палата в соответствии с возложенными на неe задачами осуществляет контроль за исполнением организациями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации, а так же за организацией внутреннего контроля. Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаныв целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. В соответствии с ч.9 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу вышеуказанного Постановления, и предоставляются для согласования в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Из материалов дела следует, что 28.08.2009 г. был издан приказ № 1610 по предприятию ответчика «О разработке Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с указанным приказом ответственные работники предприятия должны были разработать правила внутреннего контроля до 09.09.2009 г. В ходе проверки проведенной прокуратурой города по состоянию на 27.09.2010 г., Правила разработаны не были. Из ответа на представление прокурора следует, что 21.10.2010 г. Правила разработаны и направлены на согласование в Восточно-Сибирскую государственную инспекцию пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты. Из уведомления Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора от 19.11.2010 г. следует, что в согласовании Правил ответчику отказано, поскольку документ нуждается в доработке. 22.12.2010 г. ответчиком вновь направлены Правила на согласование, однако до настоящего времени Правила не согласованы, выявлены новые недостатки, которые не устранены. Таким образом, в нарушение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с сентября 2009 г. Правила внутреннего контроля фактически ответчиком не разработаны, поскольку в соответствии с требованиями указанного выше закона Правила должны отвечать предъявляемым требованиям и быть согласованными с уполномоченным органом, в противном случае нельзя признать наличие указанных правил и осуществлять деятельность на основании указанных правил. При указанных обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что фактически правила разработаны, а их согласование не зависит от действий ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, с уд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорск удовлетворить. Обязать ФГУП «Г» разработать и согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного контроля правила внутреннего контроля. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 8.03.2011 г. с 17 часов. Судья Железногорского городского суда Я.А. Щербакова